Риторика

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Риторика
наука и искусство красноречия.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

РИТОРИКА
реторика — наука об ораторском иск-ве. Зародилась в Др. Греции. Теоретич. обоснование получила в книге Аристотеля (384 — 322 до н.э.) «Риторика». В Др. Риме наиболее значит. труды по Р. принадлежали Цицерону (106 — 43 до н.э.) и Квинтилиану (ок. 35 — 95 н.э.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Риторика
греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

РИТОРИКА
наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время. В XIX в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РИТОРИКА
греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще. В Древней Греции риторика возникла в 5–4 вв. до н. э., окончательно сформировалась в 3–2 вв. до н. э. В Древнем Риме риторика получила распространение в 1 в. до н. э. Античная риторика разработана в трудах Аристотеля («Риторика»), Квинтилиана и Цицерона. В латинской «Риторике для Геренния» (ок. 85 до н. э.) была обобщена античная теория красноречия. Согласно этому сочинению, риторика делилась на пять частей: нахождение материала, его расположение, выражение (учение о трех стилях и трех средствах выражения: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение; насчитывалось три источника красноречия: дарование, обучение и упражнение; а также три цели риторики: убедить, усладить и взволновать слушателей.
В Россию теория красноречия проникла в 17 в. Риторика, наряду с пиитикой и философией, преподавалась в Киево-Могилянской академии (которую окончили Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович, Стефан Яворский). Наиболее значительные русские риторики: «Риторика» Феофана Прокоповича (1706) и «Риторика» М. В. Ломоносова (1748).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Риторика
греч. rhetorike)
   наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э., но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Риме р. достигла своего расцвета в I в. до н.э. Римляне учились ораторскому мастерству у греков и многое у них заимствовали. Классическая античная р. включала в себя 5 главных частей: 1) подбор и систематизация материала; 2) расположение материала и его изложение; 3) словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий); 4) заключение; 5) техника произношения. По законам р. речь должна состоять из следующих частей: вступления, изложения сути дела, доказательства и заключения.
   Р. античности - это в основном судебные и торжественные (парадные) речи. Римское красноречие достигло своего совершенства в лице Цицерона (сохранилось ок. 50 его речей): даже в настоящее время самых лучших ораторов сравнивают с Цицероном.
   Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980; Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   в древ, мире наука о законах красноречия, теории и практике публ. речи. Своим возникновением Р. обязана широко развитой обществ, жизни в гр. демократ, городах-государствах (в перв. очередь в Сицилии и в Афинах), где вопросы гос. управления и правовые споры решались в нар. собрании и на судебных заседаниях с привлечением значит, числа граждан. В этих условиях первоочеред. задачей выступавшего явл. обоснование им своей т. зр., стремление убедить слушателей с применением всех средств воздействия на их разум и эмоции. О роли, к-рую играло публ. слово в Афинах в V - IV вв., дают представление речи, вложенные Фукидидом в уста полит, деятелей периода Пелопоннесской войны, а также сохран. речи Лисия, Исократа, Демосфена и др. афинских ораторов. Теор. обоснование Р. как науки традиция связывает с именами сицилийских учителей красноречия - Тисия и Корака (V в. до н. э.) и их соотечественника Георгия, к-рый в 427 покорил афинян своим оратор, мастерством. Бол. вклад в развитие Р. внесли также др. старшие софисты (Протагор, Гиппий), считавшие одной из своих гл. заслуг умение «делать слабое слово сильным», т. е. находить убедительные доказ. всякого тезиса. Первую школу Р. открыл в Афинах Исократ, стремившийся подкрепить практическую подготовку оратора его общим образованием. Ко 2-й пол. IV в. относится 1-е нормативное пособие по оратор, иск-ву - т. н. «Р. к Александру» Анаксимена (не смешивать с философом!), сохран. среди трудов Аристотеля. Его собственная «Р.», в основу к-рой были положены законы логики, этики и психологии восприятия, не оказала существ, влияния на профессиональную разработку вопросов Р., к-рые заняли гл. место в не дошедшем до нас трактате Феофраста «О стиле» (или «О слоге»), где, no-вид., впервые было разработано учение о 3 стилях речи (высокий, средний, простой) и сформулированы требования ее ясности, красоты и «уместности», т. е. соответствия задаче оратора. Кризис демократ, полисов и образование эллин, монархий (к IV - III вв. до н. э.) лишает смысла публ. выступления по вопросам государств, важности, в связи с чем и в Р. получает преобладание разработка формально-техн. стороны речи, детальнейшая классификация системы доказ., речевых фигур и т. д., что, впрочем, не мешает проявлению истинного вкуса к худож. слову в соч. Дионисия Галикарнасского и анонимном трактате «О возвышенном». Итогом развития др.-гр. Р. стали произв. Гермогена (II в. н. э.), ориентированные на потребности школьного образования.
   На лат. яз. первым памятником Р. явл. небол. трактат «Р. к Гереннию», ошибочно приписанный Цицерону, к-рый сам достаточно сдержанно относился к наставлениям технического порядка, выдвигая на 1-й план идеал содержательности речи и всесторонней образованности оратора. Из 3 гл. трактатов Цицерона об оратор, иск-ве в наиб, степени «Оратор» (46 до н. э.) посвящен систематическому изложению стил. вопросов Р. Установление в Риме империи приводит, как и в гр. гос-вах, к падению содержательной стороны Р.: бол. распространение в ритор, школах получают всякого рода декламации, предназначенные для фиктивных процессов и вымышленных казусов. Рассмотрение технической стороны оратор, иск-ва преобладает и в труде, завершающем развитие теории Р. на рим. почве, - в «Воспитании оратора» Квинтшшана. Многочисл. памятники оратор, прозы сохран. от периода поздней антич. (речи Диона Хрисостома, Либания, Фемистия), но в теорию Р. ни сами писатели, ни авторы спец. трактатов и пособий ничего принципиально нового уже не внесли. Осн. ее положения вполне оформились к к. I в. н. э. и включали в себя деление речей на политические (совещательные), судебные и эпидиктические (торжественные); традиц. структуру речей, гл. обр. судебных (вступление, изложение, доказательство, опровержение, заключение), учение о подготовке речи (нахождение материала, его расположение, подбор выразит, средств, запоминание) и еа произнесении; теорию стилей; детальную классификацию речевых фигур; требование к оратору не только убедить и взволновать слушателя, но и усладить его красотой звучащего слова.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Риторика
(греч. techne rhetorike — искусство красноречия). Свойств, юж. народам природная общительность и врожд. ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письм. документы могли размножаться лишь в очень огранич. объеме) явились причинами того, что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем ныне, тем более что владение им было важнейшим и наиболее действ, способом достижения авторитета в обществе и политич. успеха. Политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках и т. п. Поэтому уже в ранний период начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретич. обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им.
        Первым учебником Р. было, вероятно, написанное в 5 в. до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тисием, несохранившееся сочинение. Первые достижения художеств, красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. В Афинах Р. развивали Горгий и другие софисты, прежде всего Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее важнейшим предметом высшего образования. Впервые предметом, завершающим курс обучения, Р. сделал Исократ, поставивший ее на службу энциклопедич. общекультурному образованию. В отличие от Исократа и софистов, видевших в красноречии средство достижения власти над людьми, Аристотель рассматривал Р. как необходимое полезное умение защитить себя и помочь справедливости. В дошедшем до нас сочинении «Риторика» в трех книгах Аристотель изложил научные основы красноречия и выдвинул в качестве его задачи достижение правдоподобия. Одновременно с разработкой теоретич. Р. высшего расцвета достигает в Греции во 2-й пол. 5–4 в. до н. э. практич. красноречие в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включ. в канон десяти аттич. ораторов. После битвы при Херонее (338 до н. э.) Греция утратила политич. самостоятельность, и практич. красноречие лишилось важнейшей области приложения — игры политич. сил, — что привело к его быстрому упадку. Стилистич. форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый стилистич. тип красноречия — азианизм, столь же искусств., как и его стилистич. антипод аттицизм 1 в. до н. э., тяготевший к бесплодному классицизму. Хотя риторич. теория непрерывно совершенствовалась и ее система тщательно разрабатывалась, связь Р. с практикой постепенно терялась. В то же время Р. стала важнейшим предметом обучения, притязавшим, подобно философии, на общеобразовагельное значение. Поэтому Р. стала оказывать определяющее влияние на всю литературу, выдвинув на передний план изящество художеств, формы и стремление к достижению внешних эффектов. Еще один расцвет греч. красноречие пережило во 2 в. н. э., в период т. н. второй софистики.
        Римлянам было присуще, как это видно по сохранившимся фрагментам долитературной сакральной поэзии, природное риторич. дарование. Вместе с греч. системой образования римляне переняли во 2 в. до н. э. и греч. Р., которая вследствие практич. полезности для обществ, и политич. жизни вскоре стала важнейшим предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотич. настроенных кругах растет сопротивление греч. красноречию как иноземному искусству, предмет которого состоит во внешнем изяществе словесного выражения, а не в глубине конкретного содержания. Главой этого движения был Катон Старший, крупнейший оратор раннереспубликанского времени. Кагон составил для своего сына несохранившееся руководство по Р., гл. идея которого выражена в следующем правиле: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur,,). О том, сколь сильным было это противодействие, говорит тот факт, что в 161 до н. э. из Рима были выдворены все греч. учители красноречия. Однако уже во 2-й пол. 2 в. до н. э. греч. Р. в Риме утвердилась окончательно. Рим. красноречие достигло апогея в лице Цицерона в период политич. смут конца республиканской эпохи. О гениальном риторич. даровании Цицерона свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории Р., в которых он стремится к объединению теоретич. положений и предписаний греч. Р. с прочно привязанной к общественно-политич. жизни практикой рим. красноречия. В соответствии с рим. риторич. традицией Цицерон выдвигал идеал всесторонне образованного оратора-философа, сочетающего качества государств, деятеля и политика. Самостоятельную позицию Цицерон занял и во вспыхнувшем в Риме споре между азианистами и аттицистами. Язык Цицерона до сих пор остается классич. нормой лат. прозы. После падения Республики красноречие в Риме претерпевает те же изменения, что и в Греции. Не находившая более в политич. жизни достаточного поля деятельности Р. потеряла связь с практикой и перешла в школу. Школьное красноречие ограничивалось учебными и торжеств, речами (declamatio), в которых ценилась внешняя эффективттость стилистич. формы, а не конкретное содержание. Это видно из сохранившихся образцов школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан).
        Рим. литература также испытала влияние Р. Борьба азианизма и аттицизма в новой форме выразилась в споре между представит елями «нового» и архаизирующего направлений. Квинтилиан, будучи первым в Риме учителем Р. на государств, содержании, дал в своем сочинении «Наставление оратору» в 12 книгах наиболее полное из известных нам античных руководств но подготовке оратора. В споре во 2-й пол. 1 в. н. э. он занял промежуточную позицию, состоявшую в требовании возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. появляется архаизирующее направление, первым выдающимся представителем котоpoго был Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера. Цицеронианизм просуществовал в рим. литературе недолгое время. Последующее влияние античной Р., которая была основой не только античного образования, но и античной лит. эстетики и лит. теории, а с течением времени пропитала всю литературу, трудно переоценить. Воздействие Р. простирается от Ср.-век. лаг. школ и университетов, где она была центральным предметом изучения, до совр. преподавания литературы и литературоведения. Система теории Р. в осн. чертах сформировалась в 4 в. до н. э., однако впоследствии все более усложнялась и дифференцировалась. Греч, риторич. терминология имеет соответствия в лат. яз., охватывающие все элементы системы Р., необходимые для оратора: природные способности (natura); обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio) и постоянное упражнение (exercitatio); практич. опыт (usus). Существовали три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum) и предназначавшееся для торжеств, случаев — эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачами оратора (officia oratoris) считались собирание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи необходимой стилистич. формы (elocutio), запоминание речи или выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь должна состоять из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Перед изложением часто помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, proposition а доказательная часть разделялась на доказательство собств. положений (confirmatio) и опровержение утверждений противника (refutatio). Так как среди задач оратора важнейшее место занимает придание речи стилистически правильной формы, особое значение приобретает учение о стиле (elocutio). Различались три стиля: удобный для поучения (docere) сухой стиль (genus subtile), приспособл. более всего для судебного красноречия; имеющий целью тронуть слушателя (movere) возвыш. стиль (genus grande, sublime), который использовался преим. в совещательном роде красноречия; предназнач. для того, чтобы усладить (delectare) слушателя, средний стиль (genus medium), уместный в торжеств, (эпидиктическом) роде красноречия. В каждом из трех стилей должны быть соблюдены требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшения речи образуют ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
508.67 кб

Хорикий из Газы: античная риторика как форма для византийской школы

Болгова А. М.
В статье рассматривается роль и место позднеантичного ритора Хорикия из Газы (VI в.), в сочинениях которого нашла свое завершение античная риторика.
Читать PDF
93.58 кб

Русская военная риторика XVI века

Зверев Сергей Эдуардович, Сторожев Николай Борисович
В статье рассматриваются история и отличительные особенности русской военной риторики XVI в. периода царствования Иоанна Грозного.
Читать PDF
95.21 кб

Катон цензор и Сципион Африканский в Сицилии (205/204 гг. До Н. Э. ): история и риторика в пространс

Квашнин В. А.
The article studies the topic connected with a conflict between Cato and Scipio in Sicily in 205-204 B.C. The author investigates data of the ancient tradition, subjecting to the analysis each component of the material.
Читать PDF
473.64 кб

Романтическая риторика «Культурного национализма» (немецкий исторический опыт и проблемы «Глобальног

Мисюров Н. Н.
Philosophic searching for the German national Geist influenced the making of ethnic selfawareness of other European nations.
Читать PDF
290.46 кб

С. Э. Зверев. Военная риторика нового времени

Душенко К. В.
Читать PDF
229.68 кб

2011. 03. 026-027. Риторика униженных и оскорбленных

Чайников Ю. В.
Читать PDF
278.13 кб

Риторика искусствоведческого текста

Мурзо Галина Владимировна
Читать PDF
75.75 кб

Безмолвная риторика французского барокко

Панов Алексей Анатольевич
Читать PDF
328.14 кб

Риторика и аффекты в музыке барокко

Гудимова С. А.
Читать PDF
204.60 кб

2011. 03. 017. Вайнс А. Брюссельская риторика и реальность: ЕС и безопасность в Африке. Vines A. rhe

Олишевко В. С.
Читать PDF
226.03 кб

Политика «Скрытой руки» против эффективной риторики: разнообразная политическая риторика президента

Боуз М. , Гринстайн Ф. -и
In the twentieth century rhetoric has become an increasingly important factor in presidential leadership.
Читать PDF
118.34 кб

2008. 01. 011. Колби Ф. Риторика обновленческой традиции в праздновании Ночного путешествия Мухаммад

Демидов К. Б.
Читать PDF
133.26 кб

Военная риторика Московского государства

Зверев Сергей Эдуардович
В статье рассматриваются история и отличительные особенности русской военной риторики XVI века, периода царствования Иоанна Грозного.
Читать PDF
0.00 байт

Мультикультурализм: риторика и практика (интервью с А. М. Кузнецовым)

В данной рубрике мы предлагаем вниманию читателей журнала интервью с доктором исторических наук, профессором кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета Анатолием Михайловичем Кузнецовым. Беседа с А.
Читать PDF
0.00 байт

О. Ю. Тарасов. Риторика вуали

С.Г.

Похожие термины:

  • Риторика для Геренния

    или более полное название «О красноречии к Гаю Гереннию в четырех книгах» («Rhetorica ad Herennium» или «De ratione dicendi ad G Herennium libri IV») — латинский учебник красноречия неизвестного автора, написанный в 86–82 гг. д
  • КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К РИТОРИКЕ НА ПОЛЬЗУ ЛЮБИТЕЛЕЙ КРАСНОРЕЧИЯ

    первый вариант созданного Л. позднее ―Краткого руководства к красноречию. Написано в 1743 г. Впервые опубликовано по сохранившейся рукописи в Акад. изд. Т.III. С.13-77. Работа начинается с Посвящения нас