РОМАНТИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Романтизм
фр. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и невелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости, внимание к внутреннему миру человека. Идеи романтизма нашли свое воплощение в литературе, музыке, живописи, графике.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Романтизм
идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1 -й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового буржуазного общества устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому(нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма проявилось практически во всех сферах культуры(музыка, литература, изобразительное искусство).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

РОМАНТИЗМ
идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII—первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и прогрессе, Р. противопоставил нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Разлад идеала с социальной действительностью - основа мировосприятия в Р. Интерес к национальному прошлому, нередко его идеализация, традициям фольклора и культуры разных народов, идея синтеза искусств нашли отражение в идеологии и практике Р. В изобразительном искусстве он ярко проявился в живописи и графике, в архитектуре характерна ложная готика. Представители: Новалис Э. Т. А. Гофман, В. Скотт, Д. Байрон, А. Мицкевич, Э. По, М. Лермонтов, ф. Тютчев, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Э. Делакруа, Д. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РОМАНТИЗМ
(франц. romantisme) — идейное и художественное направление в западноевропейской, российской и американской духовной культуре, возникшее в конце XVIII в. и получившее особое развитие в XIX — начале XX в. Противопоставляло себя классицизму и реализму. Характерные черты — идеалистическое представление о действительности, тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике и символике, интерес к героическим событиям прошлого и воспевание борцов за свободу. В русском романтизме первой четверти XIX в. существовали два течения: «салонный», пассивно-созерцательный (В. А. Жуковский) и гражданственный, вольнолюбивый, характерный для сочинений поэтов-декабристов (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский), а также ранних произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена. Расцвет русского романтизма отразился: в литературе (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев); в музыке («ранний» М. И. Глинка,А. А. Алябьев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин); в живописи (О.А.Кипренский, отчасти К.П.Брюллов и П.А.Федотов, Н.Н.Ге и А. И. Куинджи). В театральной эстетике романтизм утвердил сценическое переживание (эмоциональность) и искренность игры актеров (М. Н. Ермолова), в сценографии — воссоздание местного колорита, исторической верности декораций и костюмов.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Романтизм
Это широкое литературно-художественное движение, зародившееся в Европе в конце XVIII в. и получившее развитие в первой половине XIX в., преимущественно в Англии (Колридж, Байрон, Шелли, Ките, Вальтер Скотт), Германии («Вертер» Гете, Гельдерлин, Човалис, Клейст) и позднее - во Франции (Шатобриан, Констан, Ламартин, Виньи, Гюго, Делакруа, Мюссе). Приверженцы романтизма с присущими им культом чувствительности и обостренным чувством своего «я», реабилитацией интуиции и апологией страстей, полным раскрепощением художественного воображения, любовью к живописным пейзажам и местному колориту, мистическим ощущением природы и упоением хаосом, с их культом творческой и политической свободы резко противопоставили себя классицизму и в значительной мере порвали с рационалистическим наследием Просвещения. Под влиянием романтизма началось страстное увлечение историей, было заново открыто Средневековье; он оказал сильное воздействие на французскую историографию периода после 1815 г., в частности на творчество таких историков, как Огюстен Тьерри, Франсуа Гизо, Эдгар Кинэ и особенно Жюль Мишле. Для этого поколения людей, родившихся в начале века, остро стоял вопрос о том, как истолковать революционный разлом 1789 г. и примирить при этом французское общество со своим прошлым. В период Реставрации и Июльской монархии история приобрела особую политическую актуальность и стала предметом полемики между теми, кто хотел покончить с революционными событиями и забыть о них навсегда, и либеральными историками-романтиками, желавшими их защищать и культивировать память о них. Хотя романтическая историография была насквозь пропитана политическими идеями и страстями, тем не менее она стремилась быть абсолютно научной историей. В противовес роялистским историкам-эрудитам, с одной стороны, и историкамфилософам эпохи Просвещения, с другой, историки-романтики пытались осуществить исторический синтез и достичь равновесия между теорией и фактами. Используя все более активную роль государства в деле сохранения национального наследия, организацию национальных архивов и начавшуюся институционализацию изучения и преподавания истории, представители романтической историографии смогли внести свой вклад в расширение эрудитского знания. При этом они стремились творить одновременно и науку, и изящную словесность. Их история была проникнута господствовавшей в то время романтической эстетикой, в ней появились новое чувство истории и новые формы историописания: увлечение экзотикой и местным колоритом, ощущение инаковости прошлого, а также искусство живого и в то же время эпического повествования. Главной целью романтической историографии, достижению которой отвечала эта двойная задача создания целостной истории и живого воскрешения прошлого, было конструирование национальной идентичности. Жюль Мишле хотел дать, наконец, Франции подлинную историю, а для этого ему требовалось осуществить «воскрешение прошлого во всей его целостности». Он считал, что на историка возложена мистическая и квазисвященная миссия погрузиться в прошлое, чтобы разделить с предками их беды, вернуть к жизни умерших и раскрыть им глубинный смысл их существования. А остальное довершит незаурядный писательский талант, которым обладал Мишле: «Ну что ж, моя великая Франция, если для того, чтобы воскресить твою жизнь, человек должен был отдать свою, пересекая много раз реку мертвых, он этим утешается и благодарит тебя. И более всего он сожалеет, что на этом вынужден тебя покинуть».

Источник: Словарь историка 2011

Романтизм

Почти одновременно с новым классицизмом возникало, развивалось и в конце концов в ряде стран решительно оттеснило его во всех областях новое направление искусства — романтизм. Его предыстория связана с первым серьезным кризисом буржуазного общественного сознания, который разразился еще в недрах феодального общественного строя в последний период Просвещения и проявился в теориях и творчестве Руссо, английских и французских сентименталистов и немецких литераторов «бури и натиска». Но собственно романтизм как идеология известной части дворянской и буржуазной интеллигенции и как новое своеобразное направление в искусстве и литературе возник уже после событий 1789—1794 гг., явившись выражением разочарования широких общественных кругов в социальных результатах Французской революции.
Основными чертами романтического искусства стали прежде всего: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного Просвещения и классицизма во всех его проявлениях, недоверие к тому культу разума, который был характерен для просветителей и унаследован от них писателями нового классицизма.
В противоположность общественно-политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев — мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность. Отвергая современную им буржуазную действительность, романтики отрицали необходимость и даже возможность объективного художественного отражения этой действительности. Взамен этого они часто провозглашали основой всякого искусства субъективный произвол творческого воображения и творческих эмоций художника. Сюжетами для романтических произведений чаще всего избирались исключительные события, развертывавшиеся в необычайной обстановке. Романтические герои действовали в условиях фантастически преображенного средневековья, в странах, мало затронутых буржуазной цивилизацией (Греция, Италия, Испания), или в экзотических заморских краях. «Необычайные герои в необычайных обстоятельствах» — так, пожалуй, можно кратко сформулировать основной принцип романтического искусства.
Романтизм также не был однородным. Ретроградные, реакционные романтики, отвергая буржуазную действительность, противопоставляли ей идеализированное феодальное прошлое: средневековье, католицизм, аристократические идеалы. Такими были во Франции Шатобриан, Виньи, в Англии — поэты «озерной школы» (Соути, Вордсворт, Кольридж), в Германии — Новалис, Арним, Брентано, художники-назарейцы и другие.
Прогрессивные романтики противопоставляли отвергаемой им современности мечты о лучшем будущем. Они обращались к прошлому и к дальним странам не в поисках феодальных или религиозных утопий, а в стремлении отыскать живые источники подлинно народных нравственных и эстетических идеалов. Духом революционной романтики пронизаны стихи Байрона и Шелли, юношеские произведения Пушкина и Лермонтова, творчество Мицкевича и Шамиссо, ранняя поэзия Гейне, стихи, драмы и романы Гюго, полотна молодого Делакруа и старого Гойи.
Многообразно противоречивой, непоследовательной и в конечном счете бессильной была романтическая критика буржуазной цивилизации. Но в то же время она пробуждала к жизни очень много здоровых, творческих сил, значительно расширяла круг тем и образов искусства и литературы, существенно обогащала художественные средства. Романтики ввели в обиход искусства много нового: воспроизведение индивидуальных особенностей психологии и характеров, сокровища народной поэзии, местный колорит разных стран. У настоящих художников романтическое бегство от действительности было не эгоистической эстетской самоцелью, а прежде всего средством для поисков общественной, нравственной и художественной правды. Убеждаясь в недостаточности, ограниченности этого средства, многие великие поэты и художники преодолевали романтические порывы своей молодости, искали и находили новые пути в искусстве. Так было, например, с Байроном и Пушкиным, с Гейне и Лермонтовым, с Констеблем и Жерико, которые, начав как романтики, затем стали реалистами.
Романтизм XIX в. не остался только достоянием историков литературы и составителей хрестоматий. Романтическое искусство крылатой мечты и безудержного поэтического воображения, искусство, смело прибегающее к резким, неожиданным контрастам, сочетающее вдохновенный пафос и нежную идиллию с дерзкой иронией и гротескной карикатурой, — такое искусство вновь и вновь оживает как дружественный спутник или даже непосредственный участник развития нового, реалистического искусства.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961

РОМАНТИЗМ
идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX вв., противопоставившее себя классицизму и основывавшееся на вооб-ражении, эмоциональности и творческой одухотворенности художника. Слова «романтизм», «романтический» появились раньше, чем термин для обозначения направления. Словом «романтический» в Англии XVIII в. первоначально обозначили литературу средневековья и Возрождения, затем — нечто таинственное, чудесное. Впервые этот термин как обозначение литературного направления, был употреблен в конце XVIII в. в Германии. Там же была разработана теория романтизма школой «йенских романтиков» - братьев Шлегелей, Новалиса, Тика, Ваккенродера и др., оказавших влияние на все течения европейского романтизма. В качестве истоков появления романтического направления сами романтики называли события 1793 и 1814 гг. — французской революции, сломавшей эволюционный ход развития и вовлекшей массу людей в исторический процесс, и наполеоновских войн, заставивших пересмотреть старые ценности. Появившись в период, когда многое угрожало личности (возросшее машинное производство, социо-экономические отношения и др., приводящее к процессам отчуждения человека), романтики поставили вопрос о человеке в эмоционально-трагическом ключе как след-ствие тяжелых раздумий над казавшимися неразреши-мыми проблемами бытия. Романтик находился в посто-янном конфликте как с собой, так и с буржуазным обществом, которое являлось для него олицетворением пошлости, обыденности и повседневности. Это привело к абсолютному отрицанию действительности, к потере всякой веры в доводы разума. Действительности роман-тики противопоставили мечту. Весь романтизм строится на контрастах: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное. Социальные конфликты времени разрастаются в произведения х романтиков во вселенские картины космических катастроф, различные жизненные явления приоб-ретают крайние формы, выступают как символы.
Отличительной особенностью романтического искусства является наличие в нем ценностей, лежащих за пределами реальной действительности: экзотической природы, исторического прошлого, религиозной мистики, безграничной свободы, патриархальной жизни нецивилизованных народов. Главной ценностью явля-лась личность творца: поэта, художника, музыканта. Ярко выраженное авторское начало сообщает роман-тическим произведениям особую эмоциональную энергию и выразительность. Только художнику-творцу доступна книга бытия, именно он объявляется роман-тиками высшим типом личности, а искусство — свое-образным прибежищем, где можно скрыться от жизненных невзгод. Романтики выступили против всяких норм и правил, ограничивающих свободу творчества: трех единств в драме, жанровых и стилистических ре-гламентаций, деления героев на положительных и от-рицательных. Они создали лиро-эпическую поэму, лирический роман, лирическую драму, фортепианную миниатюру, преобразовали романс, симфонию, ввели пейзаж души, фрагменты, этюды, арабески, соединенные с исповедью.
Романтическое отрицание мира привело к созданию особенного романтического героя, необыкновенного, одинокого и трагического человека, способного на сильные и яркие чувства, на таинственные движения души, заключавшего в себе протест и вызов. Нередко это борец против тирании, против национального и социального гнета. На поздней стадии развития роман-тического сознания появляется романтическая ирония, основная функция которой — раскрыть несоответствие между романтической концепцией личности и реальным положением человека в обществе. Чрезвычайно сложное романтическое искусство отличалось неоднородностью творческих принципов, имело различные течения, различные оттенки и внутренние мотивировки, различные проявления в национальных культурах. Английские романтики ярче всего выявили себя в поэзии (В. Блейк, Д. Байрон, В. Вордсворт, С. Кольридж, П. Шелли, Д. Китс и др.) и в прозе (В. Скотт). Фран-цузские романтики отличались своим общественным темпераментом (В. Гюго, Э. Делакруа, Г. Берлиоз и др.). Немецкие романтики сумели раскрыть свои творческие возможности в литературе, философии, музыке, живописи (Новалис, Э. Т. А. Гофман, А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, К. Д. Фридрих, Р. Шуман и др.). В славянских культурах романтики связывали идеи романтизма с национальным самосознанием, национально-освободительным движением (А. Мицкевич, Б. Сметана). Русских романтиков (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.) больше привлекало не мистическое и сверхчув-ственное, а действительное, постигаемое как инстинктом, так и разумом, что вело к ослаблению индивидуального личностного начала и порожденной им «романтической иронии».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РОМАНТИЗМ
франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – первой пол. 19 в. Проявился в изобразительном искусстве, отчасти в архитектуре, а также в музыке, театре и гуманитарных науках. Термин появился в кон. 18 в., когда романтическим (романическим) называли все необыкновенное, волнующее, похожее на то, что описывают в романах. Понятие «романтизм» соотносили также с культурой романских племен, способствовавших падению Римской империи, то есть с «дикостью», противоположной возвышенной античной классике.
В нач. 19 в. романтизмом стали называть новое направление, противопоставившее себя классицизму. Разочарование в результатах ожидаемого просветителями социального прогресса и в деяниях Великой французской революции породило в обществе пессимизм, горькую насмешку над несоответствием мечты и реальности – то, что называют романтической иронией. Крах прежних идеалов вызывал желание уйти в мир восторженных фантазий, устремленных к недостижимому, бесконечному, прекрасному и совершенному, – к тому, что находится «по ту сторону видимого» (А. де Виньи). Романтики ощутили с небывалой прежде остротой разрыв между идеалом и действительностью, что составляет сущность т. н. романтического двоемирия – представления о господстве в жизни человека непостижимых и загадочных сил, как светлых и благодатных, так и темных, разрушительных.
Представление о художнике как о труженике на ниве искусства сменилось образом творца, одаренного свыше, вестника, приносящего людям идеи и образы высшего мира. Романтик творит, повинуясь интуиции и вдохновению, переживая яркие озарения, сменяемые периодами опустошенности. Процесс творчества становится священным таинством. Горечь знания, опережающего эпоху, делает художника одиноким гением, непонятым, подчас гонимым толпой. Горячо отстаивая свободу творчества в противовес нормативности классицизма, романтизм не выработал единого набора стилистических приемов; произведения романтиков необычайно многолики и разнообразны.
Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее зависимых от официальных заказов, чем скульптура и архитектура (в зодчестве романтические веяния воплотились в фантастических зданиях псевдоготики). Его ведущими представителями были И. Г. Фюсли, У. Блейк и прерафаэлиты (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, Э. Берн-Джонс и др.) в Англии; Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции; Ф. Гойя в Испании; Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих и назарейцы (И. Ф. Овербек, П. фон Корнелиус и др.) в Германии; Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер в США; А. О. Орловский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, М. В. Лебедев, М. Н. Воробьев, С. Ф. Щедрин, И. К. Айвазовский, отчасти П. А. Федотов и А. А. Иванов в России.
Романтики стали ниспровергателями классицистических канонов и догм. В противоположность классицистам, возвеличивавшим ясную силу разума, они воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком, подобно мощному водовороту. Буржуазной морали, необходимости соблюдать общественные установления было противопоставлено право на любовь, которая превыше всех правил и разрушает все преграды. Романтиков привлекало все необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грез (Рунге) или мрачные глубины подсознания и кошмарные сны (Гойя, Фюсли). Источниками вдохновения для многих художников стали «неклассические» эпохи: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы и прерафаэлиты целенаправленно обращались к искусству «до Рафаэля»).
Излюбленными жанрами были пейзаж и портрет. Классицистические упорядоченно-гармоничные и облагороженные ландшафты сменились образами первозданной, непокорной, могучей, стихийной и вечно меняющейся природы. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, в которых природные стихии являют свое сокрушительное величие (Жерико, Фридрих, Айвазовский, Брюллов, Воробьев и др.). В портретах романтики стремились выявить яркую индивидуальность, неповторимость каждого человека, передать динамику, напряженное биение внутренней жизни, движения его мимолетных чувств, мятежную страстность, героическую приподнятость или безысходное одиночество (Гойя, Делакруа, Кипренский, Брюллов и др.). Расцвел жанр автопортрета. Многие мастера создавали целые автопортретные галереи, в которых представали то в состоянии творческого порыва, то, напротив, следовавшей за ним трагической опустошенности (Гойя, Кипренский, Брюллов).
Своеобразие романтизма в России заключалось в более тесной и органичной, чем на Западе, связи крупнейших мастеров с АХ (Брюллов, Кипренский, Иванов). Творчество романтиков отмечено подвижническим служением «высокому искусству». Многие из них, в особенности Брюллов, становились «властителями дум». Русский романтизм вырос не на почве разочарования в идеалах Французской революции и Просвещения, а, напротив, в атмосфере патриотического подъема, связанного с победой в Отечественной войне 1812 г. Романтическая живопись в России представлена не только портретным и пейзажным жанрами, но и исторической картиной, в которой гармонично сочетались черты классицизма и романтизма («Последний день Помпеи» Брюллова, 1830–33; «Явление Христа народу» Иванова, 1837–57).
Романтическое мироощущение вновь оказалось актуальным на рубеже 19–20 вв., найдя новое воплощение в символизме и модерне.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

РОМАНТИЗМ
период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определенным набором тем, образов и приемов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жестких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далекое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбывная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.
Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия «Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлеченный идеал, но по существу ее предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приемы, в т. ч. в сатирических целях.
В английской литературе романтизм выразился прежде всего в сочинениях поэтов т. н. «озерной школы» У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, в поэзии П. Б. Шелли и Дж. Китса. Подобно немецкому, английский романтизм культивирует национальную старину, но он менее философичен и религиозен. В Европе наиболее известным из английских романтиков был Дж. Г. Байрон, создавший образцы жанра романтической поэмы («Гяур», 1813, «Абидосская невеста», 1813; «Лара», 1814). Особым успехом пользовалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–21). Байрон создал возвышенные образы героев-индивидуалистов, бросающих вызов миру, в его поэзии сильны богоборческие мотивы и критика современной цивилизации. В прозе английский романтик В. Скотт создал жанр исторического романа, а Ч. Р. Метьюрин – авантюрно-фантастический роман «Мельмот Скиталец» (1820). Термин «романтизм» как обозначение нового литературного периода начинает употребляться в Англии довольно поздно, в 1840-е гг.
Французский романтизм ярко проявился в жанре романа, посвященного эгоизму и «болезни века» – разочарованию: «Адольф» (1815) Б. Констана, романы Стендаля, «Исповедь сына века» (1836) А. де Мюссе. Французские романтики обращаются к экзотическому материалу жизни социального дна, как, напр., ранний О. де Бальзак, как Ж. Жанен в романе «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829). Проза Бальзака, В. Гюго, Ж. Жанена, посвященная изображению сильных страстей, полная ярких контрастов и эффектных образов, получила наименование «неистовой словесности». Во французской драматургии романтизм утверждается в ожесточенной борьбе с классицизмом (драмы В. Гюго).
В литературе США романтизм представлен прозой: романы из истории Северной Америки Дж. Ф. Купера, повести и рассказы В. Ирвинга, фантастические и детективные новеллы Э. А. По.
В России первыми романтическими произведениями стали лирические стихотворения и баллады В. А. Жуковского, навеянные западноевропейским романтизмом. Воздействие Дж. Г. Байрона заметно в творчестве А. С. Пушкина, особенно в произведениях первой пол. 1820-х гг. (русский вариант байронической романтической поэмы). Романтические черты свойственны лирике и поэмам Е. А. Баратынского и др. поэтов. В прозе русского романтизма доминируют т. н. светские, фантастические, философские и исторические повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и др.). Романтические мотивы одиночества представлены в творчестве М. Ю. Лермонтова. Романтическая символика диссонанса, разлада между человеком и миром природы, бытие как неустойчивое сочетание двух начал: гармонии и хаоса – мотивы поэзии Ф. И. Тютчева.
Термин «романтизм» употребляется также для обозначения художественного метода, к которому причисляются произведения, созданные после завершения романтизма как литературного периода. Так, исследователи относят к романтизму многие произведения литературы 20 в., напр., прозу А. Грина и К. Г. Паустовского. Как вариант романтизма иногда рассматривается такое литературное течение, как символизм.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РОМАНТИЗМ
франц. romantisme) - идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. корни Р. отличались крайней неоднородностью. С одной стороны, Р. представлял собой реакцию на мировоззрение Просвещения и Великую франц. революцию со стороны идеологов дворянства и консервативной буржуазии. Это направление, ведущее свое начало от реакц. публицистов и писателей конца 18 - нач. 19 вв. (Э. Берк - в Англии, Новалис и Ф. Шлегель - в Германии, Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобриан и др. франц. эмигранты), противопоставило мировоззрению просветителей провиденциализм, традицию как оплот против революции, апологию средневековья (к-рое рассматривалось как эпоха господства католицизма и социальной гармонии), мистицизм, утверждение о примате чувства, интуиции над разумом и т.д. С другой стороны, Р. был порожден освободит. движением нар. масс, пробужденных Вел. франц. революцией, борьбой против феодализма и нац. гнета и в то же время - разочарованностью широких обществ. слоев в результатах этой революции и капиталистич. прогресса в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность ист. прогресса, романтики видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистич. развития. Творчество романтиков этого направления было проникнуто протестом против угнетения и политич. реакции, поисками новых идеалов, к-рые приобретали в условиях того времени утопич. характер. Наконец, в творчестве многих романтиков тесно переплетались прогрессивные и реакц. элементы, а в разных сферах культуры и духовной жизни превалировали то реакц., то прогрессивные тенденции. Все это породило крайне противоречивые взгляды на Р. при попытках оценить его в целом.

Р. в историографии характеризовался некоторыми общими принципами. Это: идея органического (стихийного, независимого от воли отдельных людей) развития общества; историзм с нек-рыми элементами диалектики; представление о том, что история раскрывается в деятельности не отдельных лиц, а целых народов и наций, что каждому народу свойственно свое, неповторимое развитие и как следствие этого - обращение от всемирной истории к нац. истории отдельных стран, возросший интерес к истории права, учреждений; особый интерес к средним векам и даже их идеализация; живой, красочный стиль изложения, широкое использование и цитирование ср.-век. источников, метод "вживания" и воссоздания, часто путем стилизации, далекого прошлого. Однако за этими внешними общими чертами скрывались весьма различные по своей социально-политич. направленности течения, совершенно по-разному применявшие и интерпретировавшие эти принципы. Реакционно-дворянский Р. вырос целиком из реакц. публицистики конца 18 - нач. 19 вв. и еще далее развил выдвинутые ею положения. До нач. 30-х гг. 19 в. он господствовал в немецкой исторической и историко-юридической науке (историческая школа права, учения государствоведов К. Л. Галлера, А. Мюллера, т.н. нарративная школа - Г. Луден, Г. Лео, в известной мере также Л. Ранке). Во Франции к этому течению были близки Ж. Мишо, Ж. Монлозье, отчасти П. Барант, в Англии - Т. Карлейль.

Либерально-бурж. Р. господствовал во Франции, где до нач. 30-х гг. буржуазия все еще вела борьбу за политич. власть с дворянством (историки "эпохи реставрации" - О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, К. Фориель и др.), и отчасти в Англии (Г. Галлам, Дж. Кембл, Ф. Пэлгрев). Для этого течения Р. были характерны интерес к ср.-век. истории, гл. обр. с точки зрения ист. обоснования политич. прав буржуазии, и значит. влияние просветительных традиций, в частности элементы рационализма в подходе к истории. К аналогичному направлению в Германии можно отнести, хотя и со многими оговорками, Гегеля (по его философско-ист. взглядам), а также Ф. Раумера, Г. Гервинуса, Ф. Шлоссера.

После революции 1830 получило развитие мелкобурж. радикально-демокра- тич. направление Р. (во Франции - Ж. Мишле, в Швейцарии - Ж. С. Сисмонди, в Германии - В. Циммерман, в Польше - И. Лелевель и др.). Его представители подходили к истории с позиций простого народа - крестьянства и гор. ремесленников, уделяя особое внимание их жизни и борьбе. В то же время для многих из них характерна идеализация патриарх. быта, утопизм (что особенно отчетливо проявилось в воззрениях Сисмонди). Столь резкие различия в идейно-политич. направленности течений внутри романтич. историографии свидетельствуют об условности понятия Р. применительно к ист. науке и ставят под сомнение правомерность его обобщенного применения (в частности, либерально-бурж. историографию 1-й пол. 19 в. нередко к романтич. историографии не относят).

Для развития ист. науки имели большое значение исследования романтиков в нек-рых др. областях науки, напр. в области филологии, что способствовало повышению уровня источниковедч. работы, критики источников (Б. Г. Нибур и др.). Обращение романтиков к изучению старинных нар. обычаев, мифологии, фольклора, ср.-век. древностей (Я. Гримм, многие скандинавские ученые открыло новые возможности для ист. исследований. В целом романтич. направление в историографии, вопреки реакц. субъективной направленности творчества нек-рых его представителей, обогатило ист. науку многими плодотворными науч. выводами, отразив общие сдвиги в развитии ист. мысли, порожденные опытом франц. революции. Романтич. направление, являвшееся ведущим в 1-й пол. 19 в., уступило затем место позитивизму.

С нач. 20 в. и особенно с 20-30-х гг. в качестве одного из проявлений общего кризиса бурж. ист. мысли наблюдается возрождение реакц.-романтич. идей, известное под назв. неоромантизма. Возникший первоначально как протест против "механической цивилизации", неоромантизм был затем взят на вооружение фаш. псевдоисториками, восхвалявшими средневековье как время корпоративного строя, диктатуры вождей и т.д.; в наст. время он особенно характерен для католич. историографии; элементы неоромантизма присутствуют в концепции историков, к-рые ищут в ср.-век. обществе идеал строя, управляемого "элитой". Используя реакц. стороны Р. нач. 19 в., неоромантизм отказался от его плодотворных идей - от теории органического развития, элементов диалектики и историзма в объяснении ист. процесса.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940, гл. 6, 8; Косминский E. A., Историография средних веков, (М.), 1963; Реизов Б. Г., Франц. романтич. историография, (Л.), 1956; Studien ?ber die deutsche Geschichtswissenschaft, hrsg. von J. Streisand, Bd 1 - Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts bis zur Reichseinigung von oben, В., 1963; Borries К., Die Romantik und die Geschichte, В., 1925; Mellon S., The political uses of history. A study of historians in the French Restoration, Stanf., 1958.

E. В. Гутнова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Просветительство и нацинальный романтизм как две модели развития финно-угорской этнографии в России

Загребин Алексей Егорович
Историография эпохи Просвещения и периода национального романтизма нередко следовала той исследовательской парадигме, что позволяла увидеть прошлое сквозь призму идей «золотого века».
Читать PDF
0.00 байт

Аналитический романтизм. Кейс-эссе

Комлева Наталья Александровна
Данный кейс-эссе посвящён феномену романтизма в отношениях мужчины и женщины: осуществляется неформальный ситуационный анализ различных реальных проявлений романтизма такого рода.
Читать PDF
0.00 байт

Полемика вокруг трактата Л. Штура "Славянство и мир будущего": романтизм и нигилизм в дискурсе проек

Недашковская Надежда Игоревна, Мягков Герман Пантелеймонович
В статье рассматривается полемика вокруг трактата известного словацкого общественного деятеля Л.
Читать PDF
0.00 байт

РОМАНТИЗМ. "ЗОЛОТОЙ ВЕК" РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX СТОЛЕТИЯ

Жук Э.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Ю. Н. Хохлов Венская классическая школа и музыкальный романтизм

Гудимова С. А.
Хохлов Ю.Н. Венская классическая школа и музыкальный романтизм // Из истории классического искусства Запада. М., 2003. С.196231.
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм в музыкальной культуре Западной Европы

Зорилова Лариса Сергеевна
В статье рассматриваются особенности становления музыкальной культуры конца ХVIII-ХIХ веков.
Читать PDF
0.00 байт

ОЛЬГА ДАВЫДОВА. ТАЙНЫЙ РОМАНТИЗМ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

Душенко К.В.
Читать PDF
0.00 байт

РОМАНТИЗМ И МОДЕРН В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Светлов Игорь Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «АДАМ МИЦКЕВИЧ И ПОЛЬСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» Отв. ред. В.А.Хорев. Нау

Липич Т. И.
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм как время поиска национально-культурной идентичности

Костина Анна Владимировна
Рецензия на книгу Л. В. Федотовой «Народная культура как основание поисков романтизмом национальной идентичности».
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм и японская эстетическая традиция

Скворцова Е. Л.
В статье сопоставляются теоретические установки традиционной японской эстетики гэйдо и романтизма. Бегство в Природу характерный жест художников гэйдо и романтиков. Однако их отношение к Природе различно.
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм и женщины Востока: мечты о Гюльчатай в сегменте искусства

Гаврилова Е.А.
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм худековского парка. К семантике сочинского "Дендрария"

Солтани Галина Александровна
Сочинский "Дендрарий" – известный памятник садово-парковой архитектуры.
Читать PDF
0.00 байт

Идеология и поэзия английский романтизм в России: Байрон против Саути

Мигранян З. А.
Рассматривая пути проникновения романтической литературы из Европы в Россию и восприятие русскими читателями поэтами и просто образованными людьми своего времени разнообразных образчиков западноевропейской поэзии, автор затрагивае
Читать PDF
0.00 байт

Романтизм: грани и судьбы

Шураева Е. Л.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Романтизм в Германии

    Писателем, завершающим развитие идей Просвещения и вместе с тем одушевленным чисто романтической тоской по прекрасному и неосуществимому идеалу, был Фридрих Гельдерлин (1770 — 1843). В романе «Гипери
  • Прогрессивный романтизм Гюго и Жорж Санд

    После июльской революции 1830 г. творчество некоторых представителей романтизма сливается с демократическими и утопическими направлениями общественной мысли. Самыми яркими представителями этого
  • Романтизм периода Империи и Реставрации

    Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), п
  • ВТОРИЧНЫЙ РОМАНТИЗМ

    Выражение Н. Гумилева, не имеющее статуса термина. «Вторичным романизмом» Н. Гумилев в заметке «О французской поэзии» (1919) называл французский символизм. Символизм   H. Гумилев не смешивает ни с пар
  • РОМАНТИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

    идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII - первой половине XIX в., имеет важное эпистемологическое значение для получения истинного знания. Сущ