РОТАРИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОТАРИ
ок. 606 — 652) — король лангобардов (Италия), 636 — 652. Вел войны с Византией за земли Равеннского экзархата, в 641 были захвачены Генуя, Альбенга, Варикотта и др. города Лигурии. Ок. 643 кодифицировал обычное право лангобардов.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

РОТАРИ
Rotari или Rotharis) (ок. 606-652) - король лангобардов с 636. Вел войны с Византией, завоевал Лигурию, в т. ч. Геную (641), и земли в р-не Адриатич. м. (см. карту к ст. Лангобарды). В 643 Р. кодифицировал обычное право лангобардов (Эдикт Ротари).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

РОТАРИ
rotari) Пьетро (1707, Верона – 1762, Санкт-Петербург), итальянский живописец и гравер; портретист, автор картин на религиозные, исторические и бытовые сюжеты. Граф П. Ротари начал обучаться живописи у себя на родине, в Вероне, и продолжил занятия в Венеции у Д. Б. Пьяцетты. Затем переехал в Неаполь, где пользовался советами Ф. Солимены. В 1750 г. художник покинул Италию и переехал в Вену, где работал при дворе Марии-Терезии. Из Вены Ротари перебрался в Дрезден, ко двору курфюрста саксонского и короля польского Августа III. Оттуда его путь лежал в Россию, куда его пригласила императрица Елизавета Петровна.
В Санкт-Петербурге Ротари открыл частную школу, где совершенствовали свое мастерство А. П. Антропов и др. художники. В России Ротари прославился т. н. «головками» – небольшого формата поясными или погрудными изображениями молодых прелестных девушек. Эти произведения пользовались огромным успехом. Представительницы высших слоев общества заказывали художнику свои портреты в виде «головок» (портреты княгини А. А. Голицыной, 1759; великой княгини Екатерины Алексеевны, ок. 1761 г.). Выполненные в стиле рококо, эти работы, решенные в неярких, нежных тонах, отличаются утонченной грацией, некоторой жеманностью и кокетством. Для «головок» во дворцах отводились специальные помещения: «Кабинет мод и граций» в Петергофе, «Кабинет Ротари» в Китайском дворце в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), «Салон Ротари» в усадебном доме в Архангельском.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Ротари
, Пьетро (Rotari, Pietro) 1707, Верона — 1762, Венеция. Итальянский живописец веронской школы. Обычно относится к разряду "petites maitres" рококо. Однако творчество этого мастера оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII столетия. Он был родом из Вероны и занимался в мастерской А. Балестры. Его постоянные разъезды по Италии и поездки за границу напоминали деятельность "художника-виртуоза". В 19 лет он приехал в Венецию, где пробыл два года, затем посетил Неаполь (1731), изучая наследие мастеров неаполитанской школы. С 1727 по 1734 работал в Риме, занимаясь у Ф. Тревизани. В 1734, возвратившись в Верону, создал там Академию живописи. С 1749 работал при венском и дрезденском дворах. Крупной работой Ротари считаются алтарные образы в Хофкирхе в Дрездене Видение св. Игнатия Лойолы, Смерть св. Франциска Ксавье (1752—1753). В 1756 был приглашен Елизаветой Петровной в Россию для написания портретов императрицы и членов ее семейства. Помимо портретов он писал картины на исторические и мифологические сюжеты, алтарные образы в церквах Падуи и Бергамо, работал как монументалист в манере неаполитанских позднебарочных квадратуристов. Но в Европе художник снискал славу как портретист. В парадных портретах Елизавета Саксонская (Мюнхен, Старая пинакотека), Елизавета Петровна (1760, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей) элемент идеализации смягчен грацией поворотов, живописной мягкостью в написании складок одежд, нежными моделировками лиц знатных дам, изображенных несколько более молодыми, чем в действительности. Блестящее колористическое мастерство Ротари раскрылось в камерных портретах Молодой аббат (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици), Портрет архитектора Б. Растрелли (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), серии портретов представителей русской аристократии (Портрет В. П. Шувалова, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). О том, что портреты художника высоко ценились в России, где у него были ученики, свидетельствует тот факт, что они среди первых были приобретены для Академии художеств, для копирования. Творчество Пьетро Ротари, которого историк итальянского искусства Луиджи Ланци в книге История живописи в Италии назвал "хорошим ремесленником", на самом деле был проводником новых вкусов и живописной манеры венецианского портрета в европейском искусстве XVIII столетия. Его камерный портрет оказал влияние на Антропова, Рокотова, Головачевского. Маленькие холсты Ротари нравились своей тонкой гармонией серых, зеленых, розовых цветов, переданных в холодном освещении, отчего его колорит казался нежно-серебристым или "пепельным", как назвал его Ланци. После знакомства в Европе с живописью Лиотара и Токке палитра художника стала более яркой и разнообразной. В погрудном написанном с натуры портрете друга художника, архитектора Б. Растрелли Ротари удалось передать богатый внутренний мир этой незаурядной личности, не прибегая к изображению аксессуаров, подчеркивающих род его деятельности. Желание дать объективную оценку человеку очевидно и в работе Молодой аббат. Художник увидел в нем нечто типичное для человека своей эпохи, сторонника идеалов Просвещения. Художник писал и полуфигурные изображения. Подобные портреты, в которых были важны общий декоративный эффект, элегантность позы, миловидный облик, писали Х. Зейбольд в Вене, А. Пэн и Б. Деннер в Германии. Головки плачущих, читающих, рассматривающих письма или спящих прелестных юных девушек Ротари (Плачущая девочка, Мюнхен, Старая пинакотека; Рим, Нац. галерея) были эмоциональными штудиями в духе рококо, костюмы и лица были переданы в них с одинаковым изяществом. Эти "головки" исполнены с великолепным живописным мастерством — плавным мазком, жидкими красками с использованием лака, так, что светлый тонированный грунт просвечивает сквозь красочный слой, позволяя передать фарфоровость кожи, почти невидимый абрис контуров, мягкость форм. Декоративный звучный цветовой акцент в виде бархотки, бантика, букетика цветов, платочка дополняет мерцающую, с тонко разработанными тональными переходами общую цветовую гамму. После смерти художника Екатерина II купила коллекцию его полуфигурных изображений, разместив ее в одном из залов Большого дворца в Петергофе, который стал впоследствии называться Кабинетом мод и граций. Творчество Пьетро Ротари интересно еще и тем, что он одним из первых среди итальянских мастеров XVIII столетия стал писать полуфигурные изображения людей из народа и бытовые сценки в интерьере, предвосхитив искусство европейского бидермайера. Образы его мечтающих миловидных служанок или крестьянок в картинах Девушка с веретеном (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и Спящая девушка (Мюнхен, Старая пинакотека) одновременно жизненно конкретны и изящны, как в полотнах и пастелях Дж. Б. Пьяцетты и мастеров его школы.
Лит.: Федотова Е. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Alessio N. C. Verona. Panorama artistico. Verona, 1956.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Благотворительность и ротарианство в России: взгляд извне

Боридель Дж К.
Анализируется состояние российских Ротари клубов, некоммерческих общественных организаций, входящих во всемирную организацию Rotary International.

Похожие термины:

  • ЭДИКТ РОТАРИ

    Лангобардская правда — сборник обычного права лангобардов, древнейший из Лангобардских законов. Кодифицирован королем Ротари (ок. 643). Написан на лат. яз. с лангобардскими глоссами. В Э. Р. содержат
  • РОТАРИ, этноним

    ратари, - древнее зап.-слав. племя, жившее в 8-12 вв. на юж. побережье Балтийского м. См. Лютичи.
  • Ротари, граф Петр

    (Pietro Rotari) — живописец; род. в Вероне, по одним сведениям — около 1707 г., по другим — в 1710 г.; ум. в Петербурге 31-го августа 1762 г. Учился он сперва у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем — у Тревизани в Р
  • Ротари, Петр

    (Rotari), граф; родился в Вероне около 1707; в 1757 г. был вызван в Петербург, где написал великое множество портретов и типов. Особенно хороши и грациозны его женские головки, хотя живопись его очень сахарн
  • Ротари, граф Пьетро

    (Rotari), живописец времен Елизаветы Петровны, в СПб.; р. 1710 г. в Вероне, † в СПб. 31 авг. 1762 г. {Половцов}
  • Ротару, Владимир Александрович

    род. 15 окт. 1931 в с. Скуляны Унгенского р-на (Молдавия). Композитор. Засл. деят. иск. МССР (1967). В 1956 окончил Кишиневскую конс. по кл. флейты Ф. Е. Евтодиенко, там же занимался по кл. композиции в 1957—1959 у С. М.
  • Ротарий, Иосиф

    писатель по механике, СПб. 1823 г. {Половцов}
  • Ротару, София Михайловна

    Эстрадная певица, Народная артистка Украины (1976), Народная артистка Молдавии (1983), Народная артистка СССР (1988); родилась 7 августа 1947, с. Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области); 1964—1968 гг.