народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек). За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др. Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.
Русские
РУССКИЕ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Русские
нация, основное население Российской Федерации (около 120 млн. человек). Много русских проживает на Украине (около 12 млн.), в Крыму (около 1,3 млн.), Белоруссии, Молдове, Казахстане, других бывших республиках бывшего СССР, а также странах Америки, Западной Европы. Язык русский. Как и украинцы, и белорусы, русские произошли от древнерусской народности, сформировавшейся из восточнославянских племен и создавшей Древнерусские государства вокруг Киева. В XIV-XV вв. русские сложились в народность, во 2-й половине XIX в. - в нацию.
Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999
Русские
в конце XIX - нач. XX вв. употреблялось также назв. великорусы, или великороссы) один из крупнейших народов мира. О происхождении этнонима нет единого мнения; большинство ученых связывают его с назв. р. Рось, притока Днепра, с древнейшим им. славянского племени россов (росичей, родиев). Формирование рус. этноса происходит после распада древнерус. гос-ва; ядро этнической тер. Р. - верховья Волги и Зап. Двины. Уже в XII-XIII вв. Р. проникают в Сев. Приуралье. Активное заселение Р. У. нач. со второй пол. XV в. Перепись нас. 1897 зарегистрировала в регионе 7013 тыс. чел. Р. (71,4% всех жителей), перепись 1989 - 14669 тыс. чел. (72,8%). Проживают практически во всех ур. р-нах. В традиционной культуре и быту наблюдается переплетение элементов северорус. и среднерус. происхождения. Нек-рые черты были заимствованы у местных народов. Осн. сферами хоз. деятельности Р. первоначально были с. х-во, промыслы, ремесла и торговля. С XVIII в. видное место в х-ве стало принадлежать крупному произв., в первую очередь горнозаводскому. Нар. жилище Р. - дома с крытыми дворами, вплотную примыкающими к жил. ч. (типы: дом брусом, двойной дом, тройной дом, дом кошелем), и дома с открытыми посередине дворами и замкнутыми по периметру надворными постройками и навесами (типы: четырехстенная изба, изба со связью, пятистенок, шестистенок). Традиционная верхняя одежда Р. - однобортные кафтаны (понитки, шабуры, сибирки, армяки, азямы), шубы и полушубки, тулупы, зипуны, бешметы, яги и совики; нательная мужская - туникообразные рубахи, рубахи на кокетках, порты - штаны с шир. шагом, штаны, сходные покроем с брюками; женская - рубахи-становины, дубасы, сарафаны, юбки и кофты. Во второй пол. XIX - нач. XX в. широко внедряются пиджаки, сюртуки, платья гор. фасона. Влияние г. на традиционную одежду Р. на У. оказалось большим, чем в др. регионах. Составные ч. рациона питания Р.: хлеб (выпекался из ржаной, пшеничной, овсяной и ячменной муки), др. мучные и крупяные изделия, мясные и рыбные блюда, молоко и молочные продукты, ягоды, грибы, орехи, травы, пиканы, овощи. В нач. XX в. значение "второго хлеба" приобрел картофель. Потребление пищи строго регламентировалось конфессиональными традициями. Большая ч. Р. издавна придерживалась официального православия. С 1660-х на У. появляются раскольники - приверженцы "старой веры". Осн. течением ур. раскола стало т.н. "часовенное согласие". Фольклор Р. чрезвычайно богат и отличается разнообразием жанров. В XVIII в. на У. был создан "Сборник Кирши Данилова" - выдающееся собр. былин и ист. песен. В репертуар народа входили также предания, легенды, пословицы и поговорки, сказки, былички, лирические и обрядовые песни, причитания и пр. Лит.: Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988; На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии севернозауральских крестьян XVII-XX вв. М., 1989; Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX в. Пермь, 1991. Миненко Н.А.
Русские
народ, основное население Российской Федерации (119,87 млн. чел.). На Украине 11,35 млн. чел., В Казахстане 6,23 млн. чел., Узбекистане 1,65 млн. чел., Белоруссии 1,34 млн. чел., Киргизии 916,6 тыс. чел. Латвии 905,5 тыс. чел., Молдавии 562 тыс. чел., Эстонии 474,8 тыс. чел., Азербайджане 392,3 тыс. чел., Таджикистане 388,5 тыс. чел., Литве 344,5 тыс. чел., Грузии 341,2 тыс. чел., Туркмении 333,9 тыс. чел., Армении 51,5 тыс. чел. (1989). Живут также в странах Америки и Западной Европы. Общая численность 146,5 млн. чел. (1992). Русские говорят на русском языке, русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные, в том числе и старообрядцы (См. Православие, Старообрядчество). Образование и развитие русского народа находилось в прямой связи с вековым расширением его историко-этнической территории. Истоки истории русского народа уходят в эпоху древнерусского государства – Киевской Руси (См. Киевская Русь), возникшего в 9 в. в результате объединения восточнославянских племен. По мнению многих исследователей, наименование Русь восходит к названию одного из славянских племен – родиев, россов или руссов. Территория древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В процессе укрепления центральной власти в состав государства вошли угрофинские, балтийские и тюркские племена. При ведущей отрасли хозяйства – земледелии, которым занимались восточные славяне, в древнерусском государстве происходил постоянный процесс внутреннего сельскохозяйственного освоения земель, что вело к развитию интеграционных процессов, в ходе которых складывалась древнерусская народность. В 9 – 10 в.в. в ВолжскоОкском междуречье, где создавалось ядро историко-этнической территории русских, финно-угорские племена – весь, мурома, мещера, меря, а также голядь балтийского происхождения проживали чересполосно в отдельных районах с восточнославянским населением (См. Весь, Мурома, Мещера, Меря, Голядь). На эту территорию в поисках наиболее благоприятных условий для земледелия устремилось несколько потоков славянских переселенцев. В первую очередь такие потоки исходили с северо-запада, из земель новгородских словен (См. Словенцы), которые были связаны с Вожско-Окским междуречьем через верховья Волги. Из Верхнего Поволжья переселенцы проникали в бассейны рек Москвы и Клязьмы. По р. Шексне они добирались и на север, до оз. Белое. С запада происходило колонизационное движение смоленских кривичей (См. Кривичи), продвигавшихся через верхнюю Волгу и с верховий Днепра вдоль р. Москвы. Более поздний поток славянских переселенцеввятичей (См. Вятичи) направлялся с юга, с верхней Десны и через Оку на север. Первые поселения вятичей в верховьях Оки относятся к 8 – 9 в.в. К 12 в. вятичи продвинулись по Оке и севернее ее, в бассейн р. Москвы. Их движение на северо-восток было вызвано давлением половцев (См. Половцы). Все эти потоки, пересекаясь и смешиваясь в Вожско-Окском междуречье, создавали там постоянное восточнославянское население. Возникают наиболее древние города 0 Белозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, которые основывались поселенцами. Процесс ассимиляции местных племен переселенцами-славянами объяснялся не только малочисленностью и разбросанностью по огромной территории финских племен, но и более высоким уровнем общественного развития и материальной культуры переселенцев. Ассимилируясь, угро-финны оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую и гидронимическую номенклатуру (названия рек, озер, селений и местностей) а также элементы традиционных верований. Интенсивная колонизация охватывала не только окраинные районы Волжско-Окского междуречья; она выходила за его пределы на северо-запад, север и северо-восток, в Заволжье, она прослеживалась даже на юг, за Окой, в пределах Рязанского княжества, опустошенного Батыем. Несмотря на опасность нападений со стороны степи, рязанские поселенцы спускались по Дону, оседали по его притокам Тихой Сосне, Битюгу, Хопру и даже выдвигались в степи. В Волжско-Окском междуречье сходились выходцы из разных областей и это усиливало процесс сложения основного ядра русского народа. В последующие века расширение его этнической территории захватывало далекие северные области. Области от Карелии до Уральских гор получили собирательное название – Поморье; они примыкали к Белому морю и Северному Ледовитому океану и составляли бассейны рек – Северной Двины, Онеги, Печоры, которые связывали внутренние районы с морским побережьем. В Поморье русские переселенцы встретились с этнически сложным составом населения – карелами, вепсами, лопарями, комизырянами, коми-пермяками, ненцами (См. Карелы, Вепсы, Коми, Ненцы). Отлив населения на север резко увеличился после нашествия Батыя; 14 – 15 в.в. стали периодом наиболее интенсивного освоения севера. Падение Казанского ханства создавало предпосылки для массового заселения русским народом Приуралья, а также миграционные движения за Урал. Присоединение Сибири к Русскому государству имело огромное значение для социального и экономического развития многоплеменного по своему составу населения Сибири, к 16 – 17 в.в. сохранившего родоплеменной строй. Русское государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию вплоть до Тихого океана к середине 18 в. становилось евроазиатским государством. Одновременно с миграционными движениями в Северное Приуралье и далее в Сибирь со 2-ой половины 16 в. началось не менее мощное движение из центральных районов страны в южнорусскую лесостепь. Освоение русским народом черноземной лесостепной полосы южнее Оки было одним из важнейших этапов образования его историко-этнической территории. См. Россияне, Славяне, Гнездовские курганы, Казачество, Поморы, Тимеревские курганы.
РУССКИЕ
(самоназвание). В России по переписи 1989 составили 119 865 900 чел. (81,5% нас.), в т. ч. в Пенз. обл. – 1296143 чел. (86,2% нас. области). Рус. язык относится к вост.-славянской группе индоевропейских языков. Рус. алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих православные, в т. ч. старообрядцы. Р. формировались в 9 в. в Ср. Поднепровье (Киевская Русь), с 10 в. стали заселять Волго-Окское междуречье, где смешивались с муромой, мещерой, мордвой. С 12 в. в ходе колонизации Примокшанья и торг. контактов в Посурье стали заселять терр. Пенз. края, но их продвижение было остановлено монголо-тат. нашествием. В условиях постоянной угрозы со стороны Золотой Орды в 14–15 вв. в Волго-Окском междуречье завершился процесс консолидации рус. народа и выработались его осн. черты. В 15 в. появляется название Россия. После взятия Казани и Астрахани в 16 в. начинается активная колонизация поволжских земель. В 16 – 17 вв. Пенз. край стихийно заселяется переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губ., Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, М. (ссыльные участники медного бунта), а в 18 в. – из СПб., Архангельской, Киевской губ. В связи со стр-вом засечных черт и крепостей гос-во переселило сюда служилых людей. После переноса границы на Ю. Пенз. край стал заселяться государственными, монастырскими, помещичьими крестьянами. В антропологич. плане Р. центр. губерний относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы. Для них характерны низкий рост, беловатый цвет кожи, волнистые или прямые мягкие волосы, сильный или умеренный волосяной покров на лице и теле (у мужчин), слабо выступающие скулы, узкий выступающий нос, тонкие губы. Осн. этнографич. группы, различающиеся по диалектам и этнографич. признакам, – это северные и юж. великоруссы. Связующее звено между ними – средняя великорус. группа, занимающая центр. р-ны России. В Пенз. обл. встречаются все три великорус. группы: среднерусская (акающая), севернорусская (окающая), южнорусская (якающая), с преобладанием первой (см. Русские говоры). В заПенз. части Пенз. обл. расположена небольшая компактная этнографич. группа Р. – мещера. Как своеобразная подгруппа средних великоруссов выделяется рус. население Ср. Поволжья, сформировавшееся в осн. в 16–18 вв. (выходцы из разных рус. областей). В местных геогр. условиях в тесном соседстве с разнообразным по нац. составу нерус. населением Поволжья оно приобрело особые черты, отличающие его от населения др. среднерус. областей (нек- рые виды орнамента, сходные по форме и расцветке с украшениями народов Поволжья, специфика внутр. убранства жилища, применение особого вида плуга- сабана для вспашки почвы и др.). С глубокой древности у Р. было развито земледелие с преобладанием паровой системы, при к-рой чаще всего применялся трехпольный севооборот. Осн. хлебными растениями были рожь и пшеница. Выращивали овес, ячмень (кормовой, пивной), гречиху, просо, полбу, горох, а также лен и коноплю на волокно и масло. С кон. 18 в. у Р. появляется картофель. Землю пахали сохой. Использовался также плуг-сабан. Выращивали капусту, огурцы, а также лук, чеснок, редьку, морковь, свеклу, укроп, арбузы и дыни. В хоз-ве держали коров, лошадей, овец, коз, свиней, домашнюю птицу. Занимались пчеловодством, охотой на зверей и птиц, рыболовством. Широко были распространены различные промыслы. Преобладали бондарный, пуховязальный, корзинный, текстильный, валяльный, а также добыча смолы, дегтя и скипидара, плели лапти, делали разнообраз. посуду, кирпич. В 19 в. большое значение приобрело отходничество – врем. уход крестьян в город на заработки. Села выделялись большими размерами, наличием церкви, линейной планировкой. Помещичьи усадьбы с большим барским домом и службами, окруженные парком, располагались обычно отдельно, на самом красивом месте. Церкви возводились на самых видных местах. Часто их окружала обширная площадь. Жили Р. преим. в дерев. избах, к к-рым примыкали хоз. постройки, образуя закрытый двор. За двором располагались сады и огороды. Дома отапливались рус. печкой, на к-рой готовили пищу. Большая семья у Р. объединяла неск. родств. семей, к-рые жили под одной крышей, совместно владели имуществом, вели хоз-во и питались. Но осн. формой была малая семья: родители и дети. В рус. семьях сложилось много традиций. Свадебный обряд характеризуется обязательным венчанием и офиц. оформлением брака. В брак вступали, как правило, в возрасте 24–25 лет (мужчины) и 18–22 лет (женщины). Не полагалось вступать в брак с родственниками (по прямой линии – до 8-го колена, по боковой – до 4-го). Свадебный обряд начинался со сватовства. Накануне свадьбы у невесты устраивался девичник, где она прощалась со своей девичьей волей и заплетала свадебный венок. В день свадьбы поезд жениха заезжал за невестой для венчания. Затем в доме жениха устраивались застолье и различные обряды. Важнейшие дела в деревне решал сход. Распространены были коллективные работы (напр. постройка дома, ремонт двора). Этот обычай был особенно развит по отношению к сиротам и погорельцам. Для безвозмездной работы сходились родственники, соседи, односельчане. Молодежь совместно обрабатывала лен, рубила капусту на зиму. Жизненный уклад во многом определялся датами религ. календаря, обязательного для всех. У Р. имеется разнообразный фольклор, а также богатые муз. традиции. С древних времен были популярны пастушечьи рожки, жалейки, дудки, трещотки, бубны и игра на дерев. ложках. С сер. 19 в. первое место завоевывает гармонь. См. также: Двор русский, Жилище русское, Одежда русская, Орнамент русский, Пища русская, Фольклор русский. Лит: Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956; Бусыгин Е. Пенз. Русское сельское население Среднего Поволжья. Казань, 1966; Русские: Ист.-этногр. атлас. М., 1967; Этнография восточных славян. М., 1987; Народы России: Энциклопедия. М., 1994. Г. Н. Белорыбкин.
Источник: Пензенская энциклопедия.
РУССКИЕ
один из самых больших народов Евразии, самый многочисленный народ Перм. края, расселены почти во всех его районах. Русский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Русские — православные христиане, отдельную этноконфессиональную группу русских Прикамья составляют старообрядцы. Прикамские земли известны русским уже с XI в., именно тогда в русских летописях появляются упоминания о нашем крае. Однако в этот период и на более позднем этапе, в XIV—XV вв., появление русских носило стихийный и эпизодический характер. Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце XV — нач. XVI в. начинает складываться очаг русского старожильческого населения. Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера. В XVII в. начинается процесс активного освоения юж. районов. Русское население, выходцы Русского Севера и Сев. Прикамья, осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени. В этот же период русское население появляется в Юж. Прикамье в нижнем течении Тулвы, по левобережью Камы. Основной поток миграций в Прикамье, как и в предыдущий период, шёл с районов Европейского Севера России. Однако в освоении юж. районов наряду с выходцами Русского Севера принимают участие переселенцы с Вятки, нижней Камы и Поволжья. С сер. XVII в. Прикамье приняло миграционную волну, связанную с расколом Русской церкви; переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в XVIII в. В том же XVIII в. Средний Урал привлек внимание правительства России своими месторождениями железных и медных руд высокого качества. Возникновение горной металлургии происходило при прямом участии местного населения, прежде всего русских крестьян. Из местного крестьянского населения формировались кадры работных людей для заводов. Одновременно появление на Среднем Урале заводов и заводских поселений обусловило приток нового населения из центральных промышленных районов России. Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счёт внутренних миграций. В XIX в. активно осваивались самые юж. районы Перм. обл.
В этнокультурном отношении русское население не было однородным. Выделяются некоторые ареалы и группы русского населения Прикамья. Среди русского старожильческого населения наблюдается несколько большее единство, нежели в тех районах, которые были освоены в конце XVIII — XIX вв. Особенности формирования населения повлияли на то, что язык и традиционная культура русских Прикамья большей частью тяготеет к севернорусской зоне, лишь в юж. районах Прикамья наблюдаются как севернорусские, так и среднерусские черты. В 1897 г. в семи уездах Перм. губ. (территории которых относятся к Перм. краю) проживало 1 317 859 русских, в том числе в Красноуфимском уезде 248 567 (из них на территории, в настоящее время относящейся к Перм. краю, — 55 362). Перепись 2002 г. отметила в регионе 2 401 659 русских. Русские принесли в Прикамье традиции пашенного земледелия; наряду с земледелием развивалось животноводство. В сев. районах Прикамья большое значение имели охота и рыболовство. Развивались и домашние ремесла, обработка дерева, ткачество. В XIX в. активно распространяются кустарные промыслы и ремесла. Основной тип поселений — деревни и села, имевшие различную планировку: беспорядочную, рядовую, притрактовую. К нач. XX в. большинство поселений имело уличную планировку. Типология усадебного комплекса различалась в сев. и юж. районах Прикамья. На севере преобладали усадьбы с закрытым двором — однорядные или двухрядные; в юж. районах — как закрытые (одно-, двухи трёхрядные), так и с открытым двором — покоеобразные, либо с раздельно стоящими хозяйственными и жилыми постройками. Преобладающим типом жилища было двухкамерное (изба-сени) или трёхкамерное (изба-сени-изба, изба-сени-клеть); постепенно широкое распространение получают пятистенки. Интерьер жилища севернорусского варианта: печь ставилась сбоку от входа устьем к передней стене, напротив входа по диагонали от печи располагался передний или красный угол. Значительную часть интерьера составляла встроенная мебель — полати, лавки, полки-полицы, в переднем углу располагали стол. Традиционный женский костюм — также севернорусского типа, его основу составляли рубаха с сарафаном, постепенно сменившиеся кофтой и юбкой. Головные уборы девушек — ленты, налобные повязки, платки. Женские головные уборы — кокошники, шамшуры, сборники, повойники, чехлики, моршни, наколки. Мужской костюм состоял из пестрядинной рубахи туникообразного покроя и штанов (портов) из полосатой пестряди. При общей типологии костюмного комплекса русского населения Прикамья отдельные районы сохраняли характерную специфику традиционного костюма. На особенности системы питания повлияли как природно-географические факторы, так и специфика хозяйственной деятельности. Основу питания составляли продукты земледелия и животноводства, в сев. районах значительное место принадлежало продуктам охоты, собирательства и рыболовства. Традиционный календарь русских Прикамья, земледельческий в своей основе, сохраняет близость к севернорусским вариантам календарной обрядности. Основные празднично-обрядовые комплексы — святочный, масленичный, пасхальный, троицко-семицкий, жатвенный.
Основой для структуры нар. календаря послужил церковный православный календарь, основные комплексы обрядности приурочены к главным христианским праздникам: Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице, Петрову и Ильину дням, Покрову. Развитыми были комплексы семейной обрядности, связанные с рождением ребёнка, проводами в солдаты, свадебная и похоронно-поминальная обрядность. Традиционная обрядность и мировоззренческие представления сохранили многие архаичные черты и испытали, как и явления материальной культуры, влияние со стороны традиций соседних народов: коми-пермяков, татар, башкир, манси, удмуртов, марийцев. Традиционный фольклор отличается многообразием поэтических, прозаических и музыкальных жанров. Среди прозаических жанров бытуют предания, легенды, мифологические рассказы, развита сказочная традиция. Поэтические и музыкальные жанры представлены обрядовым фольклором: свадебным, рекрутским, похоронно-поминальным; календарный поэтический фольклор менее развит. Наиболее массовое распространение имела необрядовая лирика. В Прикамье зафиксированы лишь фрагменты архаичного жанра фольклора — героического эпоса (былины); широко бытовали исторические песни. Богатый пласт нар. творчества составляют малые жанры фольклора: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. В начале XXI в., с одной стороны, наблюдается исчезновение многих явлений традиционной нар. культуры, с другой — повышенный интерес к нар. промыслам и ремёслам, музыкальному творчеству. Фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства представляют своеобразие нар. художественной культуры русских Прикамья. В Перм. крае действует несколько краевых общественных организаций: Перм. региональная общественная организация «Русское национальное культурное об-во», Славянский культурный центр; в районах и городах края также созданы Центры русской культуры.
Лит.:Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: крестьянский расписной дом. Л., 1988; Бубнов, Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988; Власова, И.В. Русские: заселение и хоз. освоение русскими Сев. Приуралья (XVI—XX вв.). М., 1991; На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноурал. крестьянства XVII—XX вв. М., 1989; Подюков, И.А. Круговорот жизни: нар. календарь Прикамья. Пермь, 2001; Русские письменные и устные традиции и духовная культура: по материалам археогр. экспедиций МГУ 1966—1980 гг. М., 1982; Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения: материалы науч. конф. Пермь, 2001; Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч. конф. Пермь, 1997; Чагин, Г.Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века. Пермь, 1999; Чагин, Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века: этнич. традиции материал. жизни. Пермь, 1991; Чагин, Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века. Пермь, 1993; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в ХIХ—ХХ вв. / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI — первой половине XIX века. Пермь, 1995; Черных, А.В. Куединские праздники: традиц. календарь русских Куедин. р-на Перм. обл. Пермь, 2003; Бахматов, А.А. Юрлинский край: традиц. культура русских конца ХIХ — ХХ вв. / А.А. Бахматов, И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. Кудымкар, 2003.
А.В. Черных
В этнокультурном отношении русское население не было однородным. Выделяются некоторые ареалы и группы русского населения Прикамья. Среди русского старожильческого населения наблюдается несколько большее единство, нежели в тех районах, которые были освоены в конце XVIII — XIX вв. Особенности формирования населения повлияли на то, что язык и традиционная культура русских Прикамья большей частью тяготеет к севернорусской зоне, лишь в юж. районах Прикамья наблюдаются как севернорусские, так и среднерусские черты. В 1897 г. в семи уездах Перм. губ. (территории которых относятся к Перм. краю) проживало 1 317 859 русских, в том числе в Красноуфимском уезде 248 567 (из них на территории, в настоящее время относящейся к Перм. краю, — 55 362). Перепись 2002 г. отметила в регионе 2 401 659 русских. Русские принесли в Прикамье традиции пашенного земледелия; наряду с земледелием развивалось животноводство. В сев. районах Прикамья большое значение имели охота и рыболовство. Развивались и домашние ремесла, обработка дерева, ткачество. В XIX в. активно распространяются кустарные промыслы и ремесла. Основной тип поселений — деревни и села, имевшие различную планировку: беспорядочную, рядовую, притрактовую. К нач. XX в. большинство поселений имело уличную планировку. Типология усадебного комплекса различалась в сев. и юж. районах Прикамья. На севере преобладали усадьбы с закрытым двором — однорядные или двухрядные; в юж. районах — как закрытые (одно-, двухи трёхрядные), так и с открытым двором — покоеобразные, либо с раздельно стоящими хозяйственными и жилыми постройками. Преобладающим типом жилища было двухкамерное (изба-сени) или трёхкамерное (изба-сени-изба, изба-сени-клеть); постепенно широкое распространение получают пятистенки. Интерьер жилища севернорусского варианта: печь ставилась сбоку от входа устьем к передней стене, напротив входа по диагонали от печи располагался передний или красный угол. Значительную часть интерьера составляла встроенная мебель — полати, лавки, полки-полицы, в переднем углу располагали стол. Традиционный женский костюм — также севернорусского типа, его основу составляли рубаха с сарафаном, постепенно сменившиеся кофтой и юбкой. Головные уборы девушек — ленты, налобные повязки, платки. Женские головные уборы — кокошники, шамшуры, сборники, повойники, чехлики, моршни, наколки. Мужской костюм состоял из пестрядинной рубахи туникообразного покроя и штанов (портов) из полосатой пестряди. При общей типологии костюмного комплекса русского населения Прикамья отдельные районы сохраняли характерную специфику традиционного костюма. На особенности системы питания повлияли как природно-географические факторы, так и специфика хозяйственной деятельности. Основу питания составляли продукты земледелия и животноводства, в сев. районах значительное место принадлежало продуктам охоты, собирательства и рыболовства. Традиционный календарь русских Прикамья, земледельческий в своей основе, сохраняет близость к севернорусским вариантам календарной обрядности. Основные празднично-обрядовые комплексы — святочный, масленичный, пасхальный, троицко-семицкий, жатвенный.
Основой для структуры нар. календаря послужил церковный православный календарь, основные комплексы обрядности приурочены к главным христианским праздникам: Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице, Петрову и Ильину дням, Покрову. Развитыми были комплексы семейной обрядности, связанные с рождением ребёнка, проводами в солдаты, свадебная и похоронно-поминальная обрядность. Традиционная обрядность и мировоззренческие представления сохранили многие архаичные черты и испытали, как и явления материальной культуры, влияние со стороны традиций соседних народов: коми-пермяков, татар, башкир, манси, удмуртов, марийцев. Традиционный фольклор отличается многообразием поэтических, прозаических и музыкальных жанров. Среди прозаических жанров бытуют предания, легенды, мифологические рассказы, развита сказочная традиция. Поэтические и музыкальные жанры представлены обрядовым фольклором: свадебным, рекрутским, похоронно-поминальным; календарный поэтический фольклор менее развит. Наиболее массовое распространение имела необрядовая лирика. В Прикамье зафиксированы лишь фрагменты архаичного жанра фольклора — героического эпоса (былины); широко бытовали исторические песни. Богатый пласт нар. творчества составляют малые жанры фольклора: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. В начале XXI в., с одной стороны, наблюдается исчезновение многих явлений традиционной нар. культуры, с другой — повышенный интерес к нар. промыслам и ремёслам, музыкальному творчеству. Фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства представляют своеобразие нар. художественной культуры русских Прикамья. В Перм. крае действует несколько краевых общественных организаций: Перм. региональная общественная организация «Русское национальное культурное об-во», Славянский культурный центр; в районах и городах края также созданы Центры русской культуры.
Лит.:Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: крестьянский расписной дом. Л., 1988; Бубнов, Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988; Власова, И.В. Русские: заселение и хоз. освоение русскими Сев. Приуралья (XVI—XX вв.). М., 1991; На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноурал. крестьянства XVII—XX вв. М., 1989; Подюков, И.А. Круговорот жизни: нар. календарь Прикамья. Пермь, 2001; Русские письменные и устные традиции и духовная культура: по материалам археогр. экспедиций МГУ 1966—1980 гг. М., 1982; Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения: материалы науч. конф. Пермь, 2001; Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч. конф. Пермь, 1997; Чагин, Г.Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века. Пермь, 1999; Чагин, Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века: этнич. традиции материал. жизни. Пермь, 1991; Чагин, Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века. Пермь, 1993; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в ХIХ—ХХ вв. / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI — первой половине XIX века. Пермь, 1995; Черных, А.В. Куединские праздники: традиц. календарь русских Куедин. р-на Перм. обл. Пермь, 2003; Бахматов, А.А. Юрлинский край: традиц. культура русских конца ХIХ — ХХ вв. / А.А. Бахматов, И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. Кудымкар, 2003.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
РУССКИЕ
нация в СССР. Общая численность в стране 114 114 тыс. чел. (1959). В РСФСР Р. составляют 83,3% всех жителей, в других республиках СССР - от 3,2 до 43,2%. За границей (на 1959) - 1243 тыс., в т. ч.: в Америке ок. 1 млн. чел., из них в США - ок. 750 тыс. чел., в Канаде - ок. 100 тыс. чел., в европ. странах - 184 тыс. чел. Русский язык входит в восточно-славянскую группу индоевропейской семьи языков. Р., украинцы и белорусы произошли от древнерус. народности (9-13 вв.), сложившейся из слав. племен в результате распада родоплеменных отношений и создания раннефеод. гос-ва (см. Киевская Русь). По мнению многих исследователей, наименования "Р.", "Русь", "Русская земля" восходят к названию одного из слав. племен - родиев, россов или руссов. Из их земли в Ср. Поднепровье назв. "Русь" распространилось на все Древнерус. гос-во, в к-рое вошли, кроме славянских, и нек-рые неславянские племена. Уже в те времена наметились различия в культуре населения лесистых северных и степных и лесостепных южных областей Руси: напр., на Ю. пахали ралом, на С. - сохой; сев. жилище было срубным, высоким, с деревянной кровлей, южное - полуземлянкой с каркасными стенами, земляным полом и соломенной кровлей. В многочисл. городах высокого развития достигли ремесла и торговля, древнерус. культура. В 10 в. появилась письменность, затем историч. произведения (летописи) и лит-ра на древнерус. языке, одним из ярких памятников к-рой является "Слово о полку Игореве" (12 в.). Издавна существовал богатый фольклор - сказки, песни, былины. В условиях хоз. развития отд. областей и политич. феод. раздробленности еще в 12 в. создались предпосылки для формирования рус., укр. и белорус. народностей. Сложение рус. народности связано с борьбой против монголо-тат. ига и созданием централизованного Рус. гос-ва вокруг Москвы в 14-15 вв. В это гос-во вошли сев. и сев.-вост. древнерус. земли, где, кроме потомков славян - вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из др. областей. В 14-15 вв. эти земли стали называть Русью, в 16 в. - Россией. Соседи называли страну Московией. Названия "Великая Русь" в применении к землям, населенным Р., "Малая Русь" - к украинским, "Белая Русь" - к белорусским, появились с 15 в. Еще в нач. 20 в., наряду с древним наименованием, Р. называли иногда великороссами. Начавшаяся еще в древности колонизация славянами сев. земель (Прибалтика, Заволочье), Верх. Поволжья и Прикамья продолжалась в 14-15 вв., а в 16-17 вв. рус. население появилось в Ср. и Ниж. Поволжье и в Сибири. Р. вступали здесь в тесный контакт с др. народами, оказывали на них экономич. и культурное влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. Примерно с 17 в. шел процесс складывания всероссийского рынка и нац. связей, приведший в сер. 19 в. к победе капиталистич. отношений (при сохранении многих пережитков феодализма) и завершению образования рус. нации, включавшей, кроме крестьянства и дворянства, сложившихся в процессе развития феодальных отношений, новые классы - пролетариат и буржуазию. В 18-19 вв. терр. государства значительно расширилась. Присоединение ряда земель в Прибалтике, Вост. Европе, Причерноморье, Ср. Азии сопровождалось расселением Р. на этих территориях. Основные этнографич. группы Р., различающиеся по диалектам ("окающий" и "акающий") и этнографич. признакам (постройки, одежда и т. п.), - сев. и юж. великоруссы. Связующим звеном между ними является средневеликорус. группа, занимающая центр. район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные, так и южные черты. Более мелкие группы Р. - поморы (на Белом м.), мещера (в сев. части Рязанской обл.), разл. группы казаков и их потомков (на pp. Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы - бухтарминцы (на р. Бухтарме в Казахстане), "поляки" (на Алтае), "семейские" (в Забайкалье); особую группу составляют и Р. на Крайнем Севере (по pp. Анадырю, Индигирке, Колыме), воспринявшие многие черты окружающих их народов. В этнич. и культурном развитии многих народов Вост. Европы и Азии Р. принадлежит существенная роль. Еще в эпоху феодализма Р. способствовали распространению пашенного земледелия, совершенствованию земледельч. орудий, выработке рациональных форм народного жилища, развитию ремесел и промыслов. Но процесс этот сложен, влияния были взаимными, и в ряде областей (особенно - пограничных с др. народами) Р. обогатили свою материальную и духовную культуру многими элементами, заимствованными у этих народов. Города России были важнейшими пром., торг. и культурными центрами, притягивавшими и нерусские народы. Передовые слои рус. народа стали в авангарде российского освободит. и революц. движения. Вплоть до Окт. революции положение осн. массы Р. - крестьян-земледельцев - было тяжелым. Малоземелье, рутинная техника, остатки крепостничества затрудняли ведение х-ва. Древняя форма обществ. организации сел. населения - община, искусственно сохранявшаяся правительством до нач. 20 в., - стала пережитком, мешающим развитию х-ва. Беднейшее рус. крестьянство вынуждено было идти на заработки, пополняя гор. и сел. пролетариат. Рабочих жестоко эксплуатировала отечественная и иностранная буржуазия. Рус. пролетариат, руководимый Коммунистич. партией, поддерживаемый беднейшим крестьянством, сыграл ведущую роль в трех нар. революциях. В ходе социалистич. преобразований Р. сложились в ведущую социалистич. нацию. Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу повело к изменению соотношения гор. и сел. населения. В городах (1959) жило св. 57%, в сел. местностях - ок. 43% рус. населения страны. В сов. время коренным образом изменился облик сел. поселений. Интенсивно строятся новые жилые дома и обществ. здания, по архитектуре и внутр. убранству все более сближающиеся с гор. и поселковыми. Но сохраняется еще нек-рая специфика. На С. преобладают малодворные поселения, высокая срубная (иногда - двухэтажная) изба с подпольем, с двускатной крышей и примыкающим сзади крытым двором. На Ю. - поселения крупные, низкая (срубная, каркасная с обмазанными глиной стенами или кирпичная, иногда - саманная) изба или хата с четырехскатной крышей и открытым двором. Дом состоит из жилой части, сеней или коридора с клетью или чуланом и двора с хоз. постройками. Жилая часть обычно разделена на неск. комнат. Повсюду распространен пятистенок, до Окт. революции характерный лишь для зажиточной части крестьян. Прежнюю самодельную и кустарную неподвижную мебель вытеснила фабричная. В быт деревни широко вошло электричество, радио, а во многих р-нах и телевизоры. Города и пром. поселки Р. за последние десятилетия реконструированы. Выросло много новых городов. Центр. части древних городов сохранили еще следы старой планировки, иногда даже с остатками феод. укрепленного центра. Новые города имеют вполне совр. застройку пром. и жилых кварталов. Нек-рые из них являются образцами градостроительства. Одежда горожан и сел. жителей сейчас резко не различается. Традиционный рус. костюм и до революции сохранялся гл. обр. в деревне; в дворянской среде сарафан, душегрею, кокошник носили лишь до 18 в.; в купеческой - в нек-рых городах - до сер. 19 в. Крестьянки в сев. и средневеликорус. областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных - поневу, своеобразную юбку из шерстяной, гл. обр. клетчатой, ткани. Девушки носили на голове повязку - ленту, венец; замужние женщины должны были надевать головной убор, полностью скрывавший волосы, - кичку, сороку, в праздники (гл. обр. на С.) - кокошник. С сер. 19 в. эти уборы постепенно вытеснял головной платок. Мужской костюм почти везде состоял из рубахи-косоворотки, к-рую носили навыпуск, поверх нешироких штанов, с поясом. Верхняя одежда мужчин и женщин - суконный кафтан, зипун, пониток; зимой - шуба, полушубок, тулуп. В наст. время традиционный костюм сохранился лишь кое-где у женщин в юж. областях, реже - на С. и в Сибири (напр., в Забайкалье, где он отличается украшениями и яркостью расцветки). Офиц. религия Р. в прошлом - православие, введенное еще в 10 в. Однако в народе вплоть до революции отчасти удерживались древние верования в сверхъестеств. существа, связанные с домом и х-вом, природой (домовой, леший, водяной, русалки). Церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, придавая "святым" функции древнеслав. божеств (напр., Илья пророк - Перун, Власий - Велес) и сохраняя, наряду с христ. празднествами и обрядами, дохристианские (масленица - проводы зимы, троицкие обряды - весенние и т. п.). В 17 в. произошел раскол рус. церкви; не принявшие реформ церк. службы старообрядцы отличались обособленностью быта. В сов. время подавляющее большинство Р. - атеисты. Рус. дореволюц. и сов. культура имеет мировое значение - наука, лит-ра, музыка, изобразит. иск-ва, театр оказали большое влияние на развитие культуры др. народов СССР, а также народов зарубежных стран. Вместе с тем сохранились и развиваются традиционные нар. жанры иск-ва, ремесла и промыслы. Ярко и оригинально рус. народное изобразит. иск-во - роспись, обработка дерева, металла, кости, камня, глины; вышивки, узорное тканье, плетение кружев. Лучшие традиции развиваются в совр. художеств. ремеслах: гравировка по серебру (Вел. Устюг), роспись по дереву (Горьковская обл.), миниатюра на изделиях из папье-маше (Палех, Холуи, Мстера, Федоскино), глиняная и деревянная скульптура, игрушки (Моск. и Кировск. обл.). В богатом фольклоре Р. сохранилось многое от глубокой древности. Героич. киевские былины, новеллистич. новгородские дожили до нашего времени; о выдающихся событиях повествуют историч. песни 14-19 вв.; поговорки, загадки связаны как с древними верованиями, так и с совр. жизнью народа. Песни - обрядовые и необрядовые, крестьянские, рабочие, солдатские - в последние полвека пополнились песнями Окт. революции и Отечеств. войны. Для нар. театра характерна острая классовая сатира. Нар. музыка разнообразна по ладовому строю (преим. диатоническому), отличается богатством ритмов. Развито многоголосие. В сов. время получила развитие богатая и разнообразная художеств. самодеятельность (см. также статьи Союз Советских Социалистических Республик и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Этнографич. изучение Р. особенно большое развитие получило в 19 - нач. 20 вв. Сов. этнографы опубликовали ряд трудов, посвященных культуре русского населения отд. областей, крупным разделам материальной и духовной культуры, а также обобщающих работ. Итоги изучения Р. как нации подведены в книге "Народы Европейской части СССР", т. 1, М., 1964 (на с. 916-23 приведена обширная библ. о Р.). Обобщения по материальной культуре Р. методом картографирования сделаны в кн. "Русские. Историко-этнографический атлас", М., 1967. Г. С. Маслова, М. Г. Рабинович. Москва.