РУССО
РУССО
Жан Жак (1712–1778) — французский философ, композитор, драматург, писатель, относился к радикальному крылу французского Просвещения и выступал против сильных мира сего, их положения, жестокости, предрассудков, мелочности и всех их пороков. Идеалом Руссо был «естественный человек», не развращенный буржуазной цивилизацией. Культу разума, свойственному классицистической поэтике, условности ее героев и далекой от жизни тематики Руссо противопоставил культ чувства, идеализацию патри-архальной жизни благочестивого человека, положив начало течению сентиментализма в западноевропейской литературе. В теоретических трактатах, посвященных сценическому искусству, он отвергал оперу-сериа с ее героико-мифологическими и легендарно- историческими сюжетами, резко оценивал современную ему музыку, сделав исключение лишь для Глюка, требовал приблизить театр к действительности, сделать его рупором идей третьего сословия. Руссо стал зачинателем жанра мелодрамы (одноактная опера «Деревенский колдун», 1752; одноактная лирическая сцена «Пигмалион», 1770). В комедиях Руссо «Нарцисс» (1752) и «Военнопленные» (1782) раскрывалась роль случая в судьбах героев. В романах «Новая Элоиза» (1761), «Ис-поведь» (1766), «Мечтания любителя одиноких прогулок» «естественная мораль», проповедуемая Руссо, сложное многостороннее изображение человека, кар-тины жизни его любящего, страдающего, бунтующего сердца, возвышенные альпийские пейзажи восхищали современников писателя, учили их «уважать людей».
РУССО
Rousseau) Жан Жак (1712, Женева – 1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ, писатель. Сын ремесленника-часовщика, Руссо сам обучался различным ремеслам (в т. ч. гравированию, музыке) и рано начал работать: был лакеем, гувернером, учителем музыки, домашним секретарем. Приехав в Париж в 1741 г., Руссо познакомился с деятелями французской культуры, предложил новую систему нотной записи, написал несколько статей для просветительской «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро и Д, Аламбером, в т. ч. о музыке. Антиклерикальные сочинения вызвали преследования со стороны духовных властей, и Руссо вынужден был постоянно переезжать с места на место; только в 1770-е гг. он жил на одном месте. Его собственные философские взгляды противоречили воззрениям наиболее авторитетных философов-энциклопедистов. Провозгласив, что исконно добрая природа человека противостоит пагубной цивилизации, Руссо сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата человека в «естественное состояние», которое мыслилось им как состояние свободы, равенства и добродетели человечества. В трактатах «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о началах и основании неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762) Руссо изложил свои общественные идеи, в т. ч. радикальную идею народного суверенитета, предполагающую народное право свергать тиранические режимы. В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) на примере истории заглавного героя писатель предложил особую систему воспитания: формирование «сердца», а не «ума» в процессе общения с природой и под влиянием труда – в противовес книжному светскому воспитанию. «Ньютон в области морали» (И. Кант), Руссо положил начало широкому идейно-философскому движению «руссоизма» и сделал популярным миф о «добродетельном дикаре». Будучи не только оригинальным мыслителем, но и большим художником слова, Руссо завоевал любовь многих поколений читателей романом в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). История любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре (человеку незнатному, но честному и добродетельному), ее замужества не по любви, а по воле отца, ее гибели воссоздана в контексте просветительских идей и поэтики сентиментализма. Тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» сочетается в произведении с социальным критицизмом и утопизмом (управление имением четы Вольмаров, воспитание ими детей). Большое влияние на современников и потомков оказала «Исповедь» (1782–89) – автобиографический роман, проложивший путь психологической прозе романтизма. Стихотворения и драматургия Руссо не имели столь большого влияния.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Руссо
, Анри (Rousseau, Henri) 1844, Лаваль — 1910, Париж. Французский живописец-самоучка. В 1871—1893 служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище "Таможенник". Занявшись живописью ок. 1880, впервые показал свои работы в "Салоне независимых" в 1886. В дальнейшем регулярно участвовал в выставках "Общества независимых". Творчество Руссо тесно связано с низовой городской культурой (лубок, трактирные вывески, ярмарочные афиши, фотоснимки с декорациями-трафаретами). С другой стороны, Руссо преклонялся перед мастерами салонной академической живописи (В. Бугро, Ж. Л. Жером) и стремился в своих полотнах воспроизвести жанровые особенности и стилистические признаки официального искусства (парадный автопортрет под названием Я, портрет-пейзаж, 1890, Прага, Нац. галерея; пастораль Счастливый квартет, 1902, Нью-Йорк, частное собрание). Своеобразный эффект двойственности, возникающий как следствие транскрипции академической системы, ее изложения языком наивного просторечья (несовершенства рисунка, перспективы, моделировки), а также несомненный колористический дар Руссо привлекли внимание французского авангарда (сначала — А. Жарри, Гогена, Редона, Сера, затем — Г. Аполлинера, Пикассо, Делоне). Творчество Руссо весьма разнообразно по жанрам и тематике. Он писал портреты, семейные празднества и церемонии (свадьбы, крещения), виды Парижа и его окрестностей, экзотические пейзажи, военные парады и баталии. В отличие от других "примитивов" Руссо прошел определенную эволюцию. Ок. 1890 ранее преобладавшая в его живописи раздельная кладка мазков сменяется слитной манерой. Жестко прочерченный контур, крепкие, плотно окрашенные формы, однородный блеск глянцевой поверхности создают впечатление особой устойчивости, ремесленной прочности изображения. Художник часто копировал фигуры с журнальных картинок и открыток. При этом тривиальные прототипы массовой культуры претворялись Руссо в визионерские образы-грезы, которым он сознательно стремился придать "нечто египетское", т. е. ощущение вечности (Спящая цыганка, 1897, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Война, Париж, музей Орсе). В портретах Руссо варьировал готовые иконографические схемы — от семейных фотографий "на память" (Свадьба, 1905, Париж, музей Оранжери) до академического жанра костюмированного портрета-аллегории (Муза, вдохновляющая поэта <Портрет поэта Г. Аполлинера и художницы М. Лорансен>, 1909, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С 1905 воображение Руссо занимают картины тропических лесов, схваток хищников в джунглях, охоты на диких зверей (В тропическом лесу, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Нападение ягуара на лошадь, 1910, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Никогда не выезжая за пределы Франции, Руссо сочинял собственную экзотику "заморских стран", передавая свои фантазии с исключительной оптической отчетливостью. Во Сне (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) два уровня воображаемой реальности сливаются в одной композиции: пышная растительность, сказочные цветы, плоды и птицы окружают гранатовое канапе грезящей красавицы. Эта галлюцинаторная достоверность в передаче вымышленного мира будет по-своему оценена сюрреалистами. С признанием творчества Руссо открылся ранее игнорировавшийся пласт художественной культуры ("наивное" творчество самоучек), который стимулировал развитие тенденций примитивизма в профессиональном искусстве XX в.
Лит.: Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994; Воллар А. Воспоминания торговца картинами. М., 1994; Валье Д. Анри Руссо. М., 1995; Vallier D. Tout l’?uvre peint de Henri Rousseau. Paris, 1970; Certigny H. La verite sur le Douanier Rousseau. Paris, 1971.
В. Крючкова
Лит.: Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994; Воллар А. Воспоминания торговца картинами. М., 1994; Валье Д. Анри Руссо. М., 1995; Vallier D. Tout l’?uvre peint de Henri Rousseau. Paris, 1970; Certigny H. La verite sur le Douanier Rousseau. Paris, 1971.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
РУССО
1. (Russo), Винченцо (16.VI.1770 - 19.XI.1799) - итал. мыслитель и революционер, представитель радикального крыла неаполитанских просветителей конца 18 в. Демократически-эгалитарное учение Р. изображает идеальный общественный строй в виде республики, где каждый гражданин владеет участком земли, к-рую он обрабатывает собственным трудом, где гос. должности не оплачиваются. В республике Р. нет церкви. Путь к уничтожению имуществ. неравенства Р. видел в отмене права наследования. Социальная утопия Р. носила примитивный характер: он выступал против развития пром-сти, торговли, иск-в. Р. активно участвовал в патриотич. движении в Неаполитанском королевстве, в деятельности революц. клубов. В 1797 Р., приговоренный к тюремному заключению, бежал из Неаполя. Вернулся после свержения Бурбонов (1799). Был одним из виднейших деятелей Партенопейской республики (чл. законодат. комиссии). После падения республики Р. был казнен. Соч.: Pensleri politlci, Roma, 1798. Лит.: De Ruggiero G., Il pensiero politico m?ridionale.... Bari, 1922. 2. (Rousseau), Жан Жак (28.VI.1712 - 2.VII. 1778) - французский философ, писатель, композитор. Сын швейцарского часовщика, потомка гугенотов. Систематич. образования не получил; позднее восполнил его чтением. В возрасте 13 лет поступил в учение к граверу. В марте 1728 Р. ушел из мастерской, переменил много профессий. В 1741 переехал в Париж, где завязал знакомство с просветителями. Это знакомство оказало большое влияние на развитие мировоззрения Р. В 1743-44 Р. был домашним секретарем франц. посланника в Венеции. Вернувшись в Париж, Р. принял предложение писать статьи для отдела музыки в редактируемой Д. Дидро и Ж. Л. Д´Аламбером "Энциклопедии". Вскоре Р. создает свои гл. философско-политич. соч., к-рые принесли ему славу оригинального мыслителя и вместе с тем вызвали преследования со стороны двора, парламента и католич. духовенства Франции, а также кальвинистов Женевы. В 1770-78 Р. жил в Париже, последние месяцы жизни - в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. Помимо филос. трудов, Р. создал ряд произв. в области художеств. лит-ры: роман "Юлия, или Новая Элоиза" (Amst., 1761; рус. пер. 1769), педагогич. роман "Эмиль, или О воспитании" (1762), поэмы, стихи, комедии; муз. соч. - романсы, комич. оперу "Деревенский колдун" (1753) и др.; в области эстетики - "Письмо к Д´Аламберу о зрелищах" (Amst., 1758), статьи о музыке для "Энциклопедии", собранные позднее в сб. "Музыкальный словарь"; в области филологии - "Опыт о происхождении языков" (1761). Как художник Р. выступал против холодного, рассудочного классицизма, за близкое и понятное народу творчество. В лит-ре Р. стал одним из основоположников сентиментализма. Первым филос.-политич. соч. Р. был трактат на тему, заданную Дижонской академией: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" (1750). На вопрос академии Р. ответил отрицательно. Он доказывал, что прогресс человечества от дикости к цивилизации во всех отношениях не является для него благом, что иск-ва и науки, умножая потребности людей, портят их нравы и все более сковывают свободу. В трактате "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" ("Discours sur l´origine et les fondements de l´in?galit? parmi les hommes", Amst., 1755; рус. пер. - "О причинах неравенства", СПБ, 1907), написанном на новую тему, заданную Дижонской академией, Р. усматривал в неравенстве корень зла и бедствий человечества, утверждая, что возникновение частной собственности есть осн. причина разделения людей на богатых и бедных; неравенство усугубилось с появлением гос-ва и особенно деспотич. власти. Эта мысль Р. сыграла большую роль в развитии социалистич. идей, хотя сам Р. не выходил за рамки чисто политич. эгалитаризма. В отличие от др. мыслителей его времени, полагавших, что развитием человечества правит мнение, он выводил противоречия истории из материальных нужд людей. Обнаружив редкое для его века ист. чутье, Руссо в сжатой форме обрисовал путь развития материальной и духовной культуры. Ф. Энгельс писал, что выраженное в этом трактате учение Р. "...почти нарочито выставляет напоказ печать своего диалектического происхождения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 143). Люди, писал Р. в том же трактате, в естественном состоянии были равны, с образованием общества государи становятся угнетателями, перед к-рыми все неравны, бесправны; свергнув деспотов, народы уже на более высокой ступени возвращаются к равенству. В трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (Amst., 1762; рус. пер., СПБ, 1906, и др.) Р. выразил идею нар. суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода в этом трактате понимается как добровольное, сознательное повиновение законам - теперь уже разумным законам гражд. общества. Декларируемая здесь теория, согласно к-рой в основе всякого общества лежит какой-то неписаный "договор", идеалистична, ибо получается, "...будто общественные отношения строятся людьми сознательно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136 (т. 1, с. 121)). Не понимая еще клас. борьбы и отожествляя гос-во и общество, Р. придает, однако, теории общественного договора радикально- демократич. характер. Народу, по Р., принадлежит и законодательная, и исполнительная власть. При этом Р. высказывает мысль о непередаваемости народного суверенитета и о праве утверждения и отвода, контроля и отзыва депутатов со стороны народа. В отличие от Вольтера, Р. не идеализировал английский парламент и тем более не верил в возможность "просвещенной монархии". Признавая гражданином только того, у кого "общественные дела берут верх над частными", Р. признавал частную собственность (в ее мелкобуржуазной, не совсем отделившейся от труда форме). Политические взгляды Р. выражены также в "Суждении о вечном мире", 1761 (рус. пер. в сб.: Трактаты о вечном мире, М., 1963), в "Проекте конституции для Корсики" ("Projet de constitution pour la Corse", 1765), в "Письмах с горы" ("Lettres ?crites de la montagne", Amst., 1764), где содержится критика Малого Совета, бурж. олигархии, патрициата Женевы. Соратник энциклопедистов 18 в., Р. разошелся с ними в отношении к ист. прогрессу, оценивал последний отрицательно, идеализируя патриарх. устои и даже религ. веру (будучи враждебен к церкви), как "религию сердца" (см. главу "Исповедь савойского викария" в кн. "Эмиль"). Зато, в отличие от них, Р. считал народ активной ист. силой, на деле выступая как выразитель интересов крестьян, ремесленников, предпролетариата, т.е. наиболее угнетаемой части третьего сословия. Социально-политич. взгляды Р., при всей их противоречивости, в целом носили революц. характер. И сильные, и слабые стороны учения Р., особенно его идеи равенства и нар. суверенитета, отразились на мировоззрении якобинцев и нашли свое воплощение в их практич. действиях. М. Робеспьер назвал Р. "провозвестником революции". Культ верх. существа, учрежденный якобинцами, исходит из стремления Р. создать новую "гражданскую религию" вместо христианской, "поддерживающей тиранов". Через клубы и нар. общества идеи Руссо широко распространялись в народе. Передовых мыслителей России в учении Р. привлекало осуждение цивилизации, к-рая не удовлетворяет материальных потребностей большинства людей, идея равенства (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Совр. бурж. исследователи творчества Р. проявляют тенденцию к модернизации Р. Одни авторы представляют Р. в качестве индивидуалиста (О. Krafft, La politique de J.-J. Rousseau, P., 1958; P. Burgelin, La philosophie de l´existence de J.-J. Rousseau, P., 1952; J. Starobinski, J.-J. Rousseau. La transparence et l´obstacle, P., 1958; H. Rohrs, J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 1957), другие называют его "сейсмографом наших кризисов" (Н. L?thy, Seismograph unserer Krisen, "Der Monat", 1963, Januar, H. 172), дискредитируя при этом политич. теорию Р., называя его демократич. организацию общества "тотальным коллективом" - массовой тиранией над личностью. Влияние идей Р. они видят не только в революц., но и в реакц. движениях 20 в. Эта фальсификация руссоизма систематически разоблачается в сов. печати и в коммунистич. прессе капиталистич. стран (см., напр., статьи Р. Десне, Г. делла Вольпе, Г. Бесс во франц. журн. "Europe", 1961, No 391-92, nov.-d?c). Соч.: Oeuvres compl?tes, t. 1-4, P., 1883; Oeuvres compl?tes, t. 1-, P., 1959 в рус. пер. - Избр. соч., т. 1-3, М., 1961; Об общественном договоре, М., 1938. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20 (см. Указат. имен); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., 2 изд., т. 18, М.-Л., 1928; Засулич В., Ж. Ж. Руссо, (М.), 1923; Алексеев-Попов В. С., Руссо и Великая франц. революция, в сб.: Тезисы конференции, посвящ. 250-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо, О., 1962, с. 14-28; Верцман И. Е., Судьба и совр. проблематика наследия Ж. Ж. Руссо, в сб.: Франц. ежегодник. 1962, М., 1963; Champion E., J.-J. Rousseau et la R?volution fran?aise, P., 1909; Chapman J. W., Rousseau - totalitarian or liberal?, N. Y., 1956; Healey F. G., Rousseau et Napol?on, Gen.-P., 1957; Broome JH., Rousseau, L., (1963); Besse G., J.-J. Rousseau, P., (s. a.); Soboul A., Audience des lumieres. Classes populaires et rousseanisme sous la r?volution, "Annales historiques de la R?volution fran?aise", 1962, No 170, p. 421-38; его же, J.-J. Rousseau et le Jacobinisme, "Studi storici", 1963, No 1; Susanne M., Rousseau und die Gegenwart, "Geist und Tat", 1966, No 5. И. Е. Верцман. Москва.