Сальвиан
Сальвиан
(ок. 400–480), христианский писатель. С 425 — монах Леринского монастыря, с 439 — священник в Марселе. Известен прежде всего как автор труда «О власти Господа» («De gubernatione Dei»). Этот труд повествует о нужде и падении нравов в среде рим. — католич. населения, вызванных великим переселением народов. Мысли С. об истории носят апокалипсически-эсхатологич. характер. Крушение Римской империи следует понимать как карающий суд бога. Варвары же, по мнению С, намного превосходят рим. население с точки зрения морали и религии. В 9 письмах и в послании «К церкви» («Ad ecclesiam») он выдвигает предложения, как преодолеть социальные пороки. Его стиль отличается риторич. блеском, хотя и несет в себе элементы вульгарности.
Источник: Словарь античности. 1989
САЛЬВИАН
Salvianus) (ок. 400 - ок. 480) - христ. проповедник и писатель, священник в Марселе. В своих соч., особенно в трактате "Об управлении божием" (De gubernatione Dei... libri VIII), являющемся ценным источником социальной и культурной жизни Рим. империи 5 в. (особенно ее зап. провинций), С. показал упадок империи, массовое бегство угнетаемых рим. граждан к варварам. Бедствия империи рассматриваются С. как справедливое возмездие за пороки. Порокам христиан-римлян С. противопоставлял добродетели варваров- язычников. Написанный в полемич. тоне этот труд С., благодаря концепции автора и литературным достоинствам, получил широкую известность. По яркости изображения эпохи С. нередко сравнивают с Лактанцием и Тертуллианом. Изд.: Opera omnia, rec. et comm. F. Pauly, Vindobonae, 1883, (Corpus scriptorum ecclesiasticorum, v. 8).
Сальвиан
Salvianus) – латинский христианский писатель V в. Родился около 400 г., по-видимому, в Тревизе, умер после 470 г. Получил риторическое образование. Вскоре после свадьбы с язычницей Палладией, перебрался вместе с женой в монастырь на острове Лерин (совр. Сент-Оноре), где воспитывал двух сыновей своего друга Евгерия, ставших впоследствии епископами. Последние годы жизни был священником в Массилии. Из многочисленных произведений Сальвиана сохранилось несколько писем, этический трактат «К Церкви, или Против алчности» в 4 книгах («Ad ecclesiam sive Adversus avaritiam libri IV») и историографическое произведение «О Божественном провидении» в 8 книгах («De gubernatione Dei libri VIII»), в котором недостает окончания. Последнее сочинение было написано после 440 г. и наполнено обличениями тогдашних христиан, забывших традиции своих единоверцев прежних веков. По мнению Сальвиана, его современники ответственны за несчастья, обрушившиеся на Римское государство, поскольку Бог заслуженно карает грешных христиан руками варваров и язычников. Таким образом, поражения христиан являются доказательством Божественного промысла. Под пером Сальвиана примеры из жизни христиан и язычников из разных общественных слоев складываются в живописную картину последних десятилетий Западной Римской империи. Сочинения Сальвиана, особенно детально описывающие жизнь Галлии и Африки, а также вторгавшихся в эти страны германских язычников, несмотря на некоторую тенденциозность, являются ценным историческим источником.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Сальвиан
из Массилии, ок. 400 – после 470 гг. н. э., латинский христианский писатель. Родился, по-видимому, в Тревизе; получил риторическое образование. Всоре после свадьбы с язычницей Палладией вместе с женой поступил в монастырь на осрове Лерин (совр. Сент-Оноре), где воспитывал двух сыновей своего друга Эвхерия, впоследствии епископов. Последующие годы провел священником в Массилии. Из многочисленных произведений С., перечисляемых Геннадием, кроме 9 писем (важным с точки зрения биографических деталей является письмо 4), сохранились: К Церкви, или Против алчности (Ad ecclesiam sive Adversus avaritiam libri IV) и историографическое произведение О Божественном проивидении (De gubernatione Dei libri VIII), в котором недостает окончания. Первое произведение, опубликованное под псевдонимом Тимофей между 435 и 439 гг. н. э., в форме воззвания ко вселенской Церкви, направлено против богатства христиан. Беспокоясь о спасении души, С. призывает жертвовать свое имущество, а самое малое — отписать его Церкви в завещании. Во втором произведении, написанном после 440 г. н. э. и посвященном воспитаннику С. Салонию, С. выступает против забвения традиций нынешними христианами, которые — по его мнению — ответственны за несчастья, обрушившиеся на римское государство. Бог заслуженно карает грешных христиан руками варваров и язычников (поскольку те всегда жили в соответствии моральным правилам). Таким образом, поражения христиан являются доказательством божественного промысла. О причинах несчастий римской империи размышляли также Августин и Орозий. Примеры из жизни христиан и не христиан из разных общественных слоев складываются в живописную картину жизни и культуры римской империи. Сочинения С. особенно детально описывающие жизнь Галлии и Африки, а также вторгавшихся в эти страны германских язычников, несмотря на некоторую тенденциозность (С. идеализирует варваров и порицает христиан), являются ценным историческим источником.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999