СЕМИНАРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СЕМИНАРИЯ
среднее специальное учебное заведение для подготовки духовенства или учителей начальной школы в дореволюционной России.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Семинария
среднее специальное учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа (духовная семинария) или учителей начальной школы (учительская семинария, существовавшая в России до 1917 г.)

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Семинария
Семина?рия; Духовная семинария (от лат. seminarium — рассадник) — высшее учебное заведение для подготовки христианского духовенства. В настоящее время в России к среднему образованию приравниваются духовные училища.
История в Российской церкви
В Российской Империи (Северо-восточной России) семинарии начали учреждаться в начале XVIII века, обычно при архиерейских домах; были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства и не имели певрначально целью подготовку обязательно священнослужителей, ввиду определенной нехватки мест для клириков.
В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде[1], мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословия. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине). Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.
По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем.
Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.
В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объеме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.
До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт; впоследствии (в конце XIX) лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты.
Обучение в семинариях было бесплатным, причем сироты и дети бедных родителей принимались на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.
К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18.000 человек.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Новгородская духовная семинария в 1918 году и судьбы народного просвещения

Григорьева И. Л., Петров Е. А.
Статья посвящена переходному периоду в истории российского образования, связанному с прекращением в первые годы советской власти духовного образования и научной церковной деятельности, закрытием духовных учебных заведений и формир
Читать PDF
0.00 байт

Екатеринбургская духовная семинария в конце XX - начале XXI века

Акишин Сергей Юрьевич, Глазкова Галина Васильевна, Каримова Надежда Сергеевна, Мангилев Петр Иванович, Никулин Иван Александрович
В статье, посвященной 20-летию со дня возрождения Екатеринбургской духовной семинарии, показана эволюция духовного образования на Среднем Урале в последние десятилетия.
Читать PDF
0.00 байт

Казанская учительская семинария в контексте революционных событий 1905-1907 гг

Миннемуллина Чулпан Рамиловна
Предметом исследования являются события, происходившие в Казанской учительской семинарии в период первой русской революции 1905-1907 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Саратовская духовная семинария и ее роль в преобразовании культурного пространства губернского город

А. С. Майорова
Сведения документов семинарии, воспоминаний семинаристов и публикаций справочно-биографического характера позволяют предполагать, что уже в первые десятилетия существования этого учебного заведения оно могло оказывать влияние на к
Читать PDF
0.00 байт

БУНТУЮЩАЯ СЕМИНАРИЯ: ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (вторая половина XIX – начало

Попова Ольга Дмитриевна, Попова Анна Дмитриевна
В статье рассматривается процесс эволюции протестного движения в российских духовных семинариях.
Читать PDF
0.00 байт

Омская учительская семинария в 1918-1919 гг. : выживание в условиях безденежья, дровяного кризиса и

Сизов С.Г.
Изучено положение и деятельность Омской учительской семинарии в 1918-1919 гг. В условиях тяжёлого социально-экономического и политического кризиса это учебное заведение продолжало готовить учительские кадры. Но зимой 1918/19 г.
Читать PDF
0.00 байт

Ардонская духовная семинария в образовательной системе Осетии

Кобахидзе Елена Исааковна
В статье на основе архивных источников, отчетных материалов духовного ведомства, законодательных актов выявлена образовательная специфика Ардонской духовной семинарии единственного в своем роде учебного заведения, предназначенного
Читать PDF
0.00 байт

«Пушкинская студия» (1921) Н. К. Пиксанова: из истории жанра «Семинария» в отечественной университет

Кислина Мария Сергеевна
Статья посвящена первому персональному семинарию «Пушкинская студия» Н. К. Пиксанова. Предлагается краткий очерк из истории жанра семинария.
Читать PDF
0.00 байт

Тамбовская духовная семинария накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808-1818 гг

Феодосий
Феодосий (Васнев), епископ Тамбовский и Мичуринский. Тамбовская Духовная семинария накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808-1818 гг.
Читать PDF
0.00 байт

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ТАМБОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (XIX ВЕК)

Феодосий (Васнев)
Особенностью становления и продвижения образования в России является то, что его зарождение и дальнейшее преобразование проходило в духовных учебных заведениях.
Читать PDF
0.00 байт

Бунты семинаристов в 1905-1907 гг.: традиционный протест в условиях революции

Павленко Т. А.
Статья посвящена изучению бунтов учащихся православных семинарий в период Первой российской революции.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование нормативно-документальной базы деятельности правительственных учительских семинарий в Р

Перова О. В.
Характеризуется состояние народного образования в России к середине XIX в. Показано отношение правительства и общества к проблеме подготовки учителей для народной школы.
Читать PDF
0.00 байт

История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706-1925 гг

Григорьева И. Л., Салоников Н. В.
На обширном архивном материале рассматривается история библиотеки Новгородской духовной семинарии, одного из самых старых и значительных книжных собраний духовных учебных заведений России.
Читать PDF
0.00 байт

Выпускники Псковской духовной семинарии 1892 года и их судьбы

Мамаев Виктор Яковлевич
Читать PDF
0.00 байт

Русские семинаристы в Токио: учеба и судьбы

Куланов Александр Евгеньевич

Похожие термины:

  • Челябинская учительская семинария

    была открыта 26.09.1910 г. для подготовки учительских кадров как мужское учебное заведение. Ее целью было «доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного исповедания,
  • ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

    среднее сословное духовное учеб. заведение по подготовке кадров правосл. духовенства, старейшее в ПЕНЗ., открыто 6 ноября 1800. Открытие семинарии в ПЕНЗ. было необходимым условием учреждения Пенз. е
  • Мария — Царица Апостолов (семинария)

    МЦА) — католическая высшая духовная семинария в Санкт-Петербурге. Декрет об основании семинарии «Мария — Царица Апостолов» подписан архиепископом Тадеушем Кондрусевичем 29 июня 1993. Первоначальн
  • Каллист, 3-й ректор вятской семинарии

    (кажется, одно лицо, что и Каллист Зеленский, см.). {Половцов}
  • УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ

    3-4-годичные средние педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Появились в Германии в конце XVII в. В России первая У. С. — в Петербурге в 1783 — 1804 гг. Получили распростра
  • Николая святителя при Московской духовной семинарии церковь

    (Делегатская улица, дом № 5). Московская духовная семинария первоначально была учреждена в Николо-Перервинском монастыре в 1814 г. на месте старинной, устроенной еще в 1775 г. Перервинской семинарии.
  • СЕМИНАРИСТ ИОСИФ ДЖУГАШВИЛИ

    В семинарии постоянно возникали конфликты между преподавателями и учащимися из‑за того, что многие книги, которые приносили семинаристы, считались запрещенными. Этих конфликтов не избежал и Иос
  • Семинарии

    духовные ср. мужские уч. заведения. По Положению 1808 должны были открываться по одной в каждой епархии. На У. действовали в Вятке (с 1734), Тобольске (с 1743), Перми и Уфе (с 1800), Оренб. (с 1884), Екат. (с 1916). В XVIII в