Виктор Борисович (1893, Санкт-Петербург – 1984, Москва), русский писатель, литературовед. Литературную деятельность начинал как активный сторонник футуризма: первая книга «Воскрешение слова» (1914) стала одним из наиболее заметных манифестов этого направления. В 1916 г. Шкловский стал одним из основателей Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ). В 1916–19 гг. написаны статьи «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием», «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля», в которых изложены основы «формального метода» в литературоведении, оказавшие влияние на последующее развитие науки в России и на Западе: теория остранения, искусство как конструкция, закономерности сюжетного строения. В начале 1920-х гг. оказался в эмиграции в Берлине. В книгах «Сентиментальное путешествие» и «ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923), «Третья фабрика» (1926), «Гамбургский счет», «Матерьял и стиль в романе Льва Толстого “Война и мир”» (обе – 1928) проявилась творческая манера Шкловского: блестящий афористичный стиль, сочетание публицистичности и автобиографичности, соединение газетного фельетона и теоретической статьи. В статье «Памятник научной ошибке» (1930) официально отказался от своих научных убеждений и позднее писал о том, что было дозволено официальной пропагандой: «Дневник» (1939), «О Маяковском» (1940). До второй половины 1950-х гг. занимался преимущественно работой в кинематографе. В ряде новых книг Шкловский пытался продолжить темы, затронутые в ранних произведениях: «За и против. Заметки о Достоевском» (1957), «Художественная проза. Размышления и разборы» (1961), «Жили-были» (1962), «За сорок лет. Статьи о кино» (1965), «Повести о прозе» (1966), «Тетива. О несходстве сходного» (1970), «Энергия заблуждения. Книга о сюжете» (1981), «О теории прозы» (1983). Автор ряда биографий деятелей русской культуры: «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), «Повесть о художнике Федотове» (1955), «Лев Толстой» (1963).
0.00 байт
Остап Ибрагимович Шкловский
Вопрос о прототипах литературных героев до сих пор остается одним из наиболее проблематичным если нет прямых авторских указаний.