древнейшая цивилизация в Ю. Месопотамии между Вавилоном и Персидским заливом. Начало цивилизации датируется 3400 г. до н.э., когда пришлыми с с. убейдцами здесь были построены первые города - Эриду, Лагаш, Урук, Ур. Здесь были центры ремесла, храмы, возникли письменность, государство. Политической единицей был город-государство, власть в котором принадлежала божеству-покровителю в лице жречества и храмовой организации.
Светские правители выбирались лишь во время войн, в мирное время они не имели власти. Боги-покровители - Энки, Энлиль, Нинлиль и др. составляли единый общешумерский пантеон. В 2370 г. шумерские города были завоеваны семитами Аккада под руководством Саргона.
Шумер
ШУМЕР
Источник: Археологический словарь. 1996
ШУМЕР
(sumer), Нижняя Месопотамия, между Вавилоном и Персидским заливом. Здесь в 3400 г. до н.э. возникла первая в мире цивилизация. Основным стимулом развития была организация, необходимая земледельческому народу для того, чтобы справиться с разливами и засухами долины Тигра — Евфрата. В результате появились города (Эриду, Лагаш, Урук, Ур) и связанные с ними преимущества ремесленной специализации, необходимо отметить прогресс в архитектуре и скульптуре , накопление богатств, а также изобретение письма, значение которого трудно переоценить. Степень проникновения этих новшеств в другие области (Элам, Египет, цивилизацию долины Инда) и самостоятельного развития в них до сих пор остается предметом дискуссии. Достижения Ш., даже ограниченные районом непосредственного возникновения, огромны. Политической единицей был город-государство, власть в котором принадлежала божеству-покровителю в лице жречества и храмовой организации. Потребность в светских правителях возникала лишь во время войны, в остальное время они имели мало власти. Различные города-государства объединялись общей культурой и религией, божества-покровители (Энки, Энлиль, Наннар и др.) составляли единый шумерский пантеон. Политическая унификация была достигнута благодаря завоеваниям семитов Аккада под руководством Саргона в 2370 г. до н.э. Однако шумерская культура пережила все иноземные вторжения и за многие века почти не изменилась.
Источник: Археологический словарь. 1990
ШУМЕР
Сумер — ист. обл. в Юж. Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, в юж. части совр. Ирака). До кон. 3-го тыс. до н.э. была населена преим. шумерами и в меньшей мере — вост. семитами-аккадцами, основавш. ок. 2400 до н.э. г. Аккаде, по имени к-рого сев. обл. Ш. (но не севернее широты совр. Багдада) с тех пор назывались Аккадом. Время заселения Юж. Двуречья шумерами, затем и семитами, остается неясным; во всяком случае в эпоху археологич. культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ранних — Урука и Убейдской культуры (5 — 4-е тыс. до н.э.), население уже было преим. шумерским. Около 3000 до н.э. (т.н. протописьм. период) здесь начало складываться клас. общество и госуд., о чем свидет., напр., пиктографич. док-ты храмового х-ва Урука. Время 2750 — 2300 до н.э., когда уже создалась подлинная письменность (клинопись), относят к раннединастич. периоду. Для него было хар-рно существование множества гор.-госуд., центрами к-рых явл. обширные храмовые х-ва (вне их существовали х-ва большесемейных общин). Осн. производит. труд лежал на храмовых клиентах, лишенных собственности на средства произ-ва, и на полноправных общинниках; было известно рабство; существовала богатая общинная знать (воен. вождь — лугаль, вождь-жрец — эн, или энси, верхушка жречества и общинной администрации). Необходимость в крупномасштабном орошении вызывала непомерный рост значения жречества, ответств. за благополучие общины и за плодородие, а отсюда — и рост храмов. Постепенно главнейшие храмовые х-ва стали переходить в прямую собственность правителя гор.-госуд. — лугаля или энси. Поскольку х-во страны базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, постольку непрерывно происходили войны за головные каналы и орошенные поля. Воен. вожди отд. гор.-госуд. (наиболее ранние из известных — правители I династии Киша, I династии Урука, 28 — 27 вв. до н.э., затем Ура, Лагаша и др.) поочередно добивались врем. гегемонии над группой соседних городов и над более или менее значит. частью басс. Ниж. Евфрата. Внутри городов происходила борьба за власть над храмовым х-вом между жреч.-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявл. этой борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н.э.). Последним правителем-гегемоном раннединастич. типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), противник Урукагины и правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже — и Урука. Саргону (Древнему), царю новообразов. г. Аккаде, удалось уничтожить как госуд. Лугальзаггиси и Урукагины, так и др. независимые госуд. Ш. и создать первое общемесопотамское госуд. («Царство 4 стран света», династия Аккада, 24 — 22 вв. до н.э.). Царям Аккада, видимо опиравш. на новую бюрократию, вышедшую из низов, пришлось встретиться с ожесточ. сопротивлением в отд. гор.-госуд., к-рое они подавляли путем массовой резни. Храмовые х-ва стали частью царского, жречество в конеч. итоге было привлечено на сторону аккадских царей, энси были низведены до роли наместников. Однако вскоре госуд. Аккада погибло под натиском горского племени ку-тиев (гутеев). Под гегемонией кутиев в Ш. воссоздаются гор.-госуд. с властью жреч. верхушки (напр., Гудеа, энси Лагаша). В кон. 22 в. до н.э. кутии были изгнаны Утухенгалем, царем Урука, после смерти к-рого власть перешла к Ур-Гаму, основателю III династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». Х-во этого госуд. было осн. на гигантских царских имениях, управлявш. невероятно разросш. аппаратом чиновников и надзирателей, работники же были сведены до фактич. рабского положения; хоз. и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон, насаждалась идея рабства человека перед богами; начиная со 2-го представителя династии — Шульги, цари обожествл. при жизни. Незадолго до 2000 до н.э. III династия Ура рухнула под напором семитских скотоводов-аморитов и горцев-эламитов, и система царских рабовлад. имений развалилась.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ШУМЕР
Сумер, - ист. область в Юж. Двуречье (между pp. Тигр и Евфрат, в юж. части совр. Ирака). До кон. 3-го тыс. до н. э. была населена преим. шумерами и в меньшей мере - вост. семитами-аккадцами, основавшими ок. 2400 до н. э. город Аккаде, по имени к-рого сев. области Ш. (но не севернее широты совр. Багдада) с тех пор назывались Аккадом. Время заселения Юж. Двуречья шумерами, затем и семитами, остается неясным; во всяком случае в эпоху археологпч. культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ранних - Урука и Убейдской культуры (5-4-е тыс. до н. э.), население уже было преим. шумерским. Около 3000 до н. э. (т. н. протописьменный период) здесь начало складываться клас. общество и гос-во, о чем свидетельствуют, напр., пиктографич. док-ты храмового х-ва Урука. Время 2750-2300 до н. э., когда уже создалась подлинная письменность (клинопись), относят к раннединастич. периоду. Для него было характерно существование множества городов-гос-в, центрами к-рых являлись обширные храмовые х-ва (вне их существовали х-ва болынесемейных общин). Осн. производительный труд лежал на храмовых клиентах, лишенных собственности на средства произ-ва, и на полноправных общинниках; было известно рабство; существовала богатая общинная знать (воен. вождь - лугаль, вождь-жрец - эн, или энси, верхушка жречества и общинной администрации). Необходимость в крупномасштабном орошении вызывала непомерный рост значения жречества, ответственного за благополучие общины и за плодородие, а отсюда - и рост храмов. Постепенно главнейшие храмовые х-ва стали переходить в прямую собственность правителя города-гос-ва - лугаля или энси. Поскольку х-во страны базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, постольку непрерывно происходили войны за головные каналы и орошенные поля. Воен. вожди отд. городов-гос-в (наиболее ранние из известных - правители I династии Киша, I династии Урука, 28-27 вв. до н. э., затем Ура, Лагаша и др.) поочередно добивались врем. гегемонии над группой соседних городов и над более или менее значит. частью бассейна ниж. Евфрата. Внутри городов происходила борьба за власть над храмовым х-вом между жреческо-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявлением этой борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н. э.). Последним правителем-гегемоном раннединаетич. типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), противник Урукагины и правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже - и Урука. Саргону (Древнему), царю новообразованного г. Аккаде, удалось уничтожить как гос-ва Лугалъзаггиси и Урукагины, так и др. независимые гос-ва Ш. и создать первое общемесопотамское гос-во ("Царство 4 стран света", династия Аккада, 24-22 вв. до н. э.). Царям Аккада, видимо опиравшимся на новую бюрократию, вышедшую из низов, пришлось встретиться с ожесточенным сопротивлением в отд. городах-гос-вах, к-рое они подавляли путем массовой резни. Храмовые х-ва стали частью царского, жречество в конечном итоге было привлечено на сторону аккадских царей, энси были низведены до роли наместников. Однако вскоре гос-во Аккада погибло под натиском горского племени кутиев (гутеев). Под гегемонией ку-тиев в Ш. воссоздаются города-гос-ва с властью жреческой верхушки (напр., Гудеа, энси Лагаша). В кон. 22 в. до н. э. кутии были изгнаны Утухенгалем, царем Урука, после смерти к-рого власть перешла к Ур-Намму, основателю III династии Ура и "Царства Шумера и Аккада". Х-во этого гос-ва было осн. на гигантских царских имениях, управлявшихся невероятно разросшимся аппаратом чиновников и надзирателей, работники же были сведены до фактически рабского положения; хоз. и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон, насаждалась идея рабства человека перед богами; начиная со 2-го представителя династии - Шульги, цари обожествлялись при жизни. Незадолго до 2000 до н. э. III династия Ура рухнула под напором семитских скотоводов-аморитов и горцев-эламитов, и система царских рабовладельч. имений развалилась. Дальнейшую историю страны см. в ст. Вавилония. Лит.: Струве В. В., Очерки социально-экономич. истории древнего Востока, Л., 1934; его же, Новые данные об организации труда и социальной структуре об-ва Сумерс эпохи III династии Ура, "Сов. востоковедение", 1949, т. 6; Тюменев А. И., Гос. х-во древнего Шумера, М.-Л., 1956; Дьяконов И. М., Общественный и гос. строй древнего Двуречья, Шумер, М., 1959; Weltgeschichte, Bd 2, Wiesbaden, 1966 (Fischers-Lexikon). И. M. Дьяконов. Ленинград. —***—***—***— Шумер