Сибилла
Сибилла
в греческой мифологии пророчица, прорицательница, в экстазе предрекавшая будущее (обычно бедствия). Это имя впервые встречалось у Гераклита (по свидетельству Плутарха). При этом этимология его неясна. Первоначально Сибилла — собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой Сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех, десяти сибиллах, которых называли по месту их обитания. В Древней Греции наиболее известной была дельфийская Сибилла, в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания Сибиллы не были связаны с конкретным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известны предсказания Сибиллы о том, что спартанка Елена принесет гибель Трое; об извержении Везувия; о месте битвы, положившей конец независимости Древней Греции; о грядущих бедах бежавшего из разрушенной Трои Энея, а также ее помощь Энею спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, великое будущее основанного Энеем города. Куманская Сибилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, выпросила у него долголетие, но забыла вымолить себе вечную молодость и через несколько столетий превратилась в высохшую старушку. Предсказания Сибиллы представали в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской Сибиллы были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сибиллнных книг. Куманская Сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у нее эти книги. Когда царь отказался, Сибилла сожгла три книги. Затем она повторила свое предложение и при вторичном отказе сожгла еще три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги. К этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской Сибиллы. Сгоревшие в 83 г. до н. э. книги были возобновлены при Тиберии. Сибиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского. Ими пользовались до V в. н. э. Содержание сибиллиных книг представляло собой смешение греческих, римских и других воззрений.
Сибилла
• Sibylla,
???????. Это имя носили боговдохновенные женщины — пророчицы, принадлежавшие разным временам и народам. Известия древних об их числе, имени, родине неопределены и отличаются друг от друга. Платону известна только одна С., Аристотель, Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрoна различали 10 С. По Евстатию, первая С., от которой другие получили название, была дочь Дардана и Незо. По Плутарху, первая С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале вблизи Дельф. Вторая, и самая важная, была Эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама себя называет Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона, и, говорят, жила перед Троянской войной. Она отождествляется с Сардской, Троянской, Самосской, Дельфийской и Кимейской С. и называется также Демо, Деифобой, Демофилой, Амалфеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос, вблизи Колофона, потом в Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминфея в Троаде. Из Кимы и Эрифр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю (Verg. Aen. 6, 10 слл. Ov. met. 14, 104 слл.). Она славилась своей престарелостью (Ov. met. 14, 130 слл. Ov. fast. 4, 875), вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу сивиллиных лет. Ov. fast. 3, 534. От нее будто бы происходит собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили преимущественно в таком месте, где находились прорицалища этого бога; но как только круг деятельности этих оракулов расширился, С. исчезли. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С. были, кроме Кумской, еще Карментида (см. Evander, Эвандр), Querquetulanae virae (virgines) и Мефитида, далее Албунея в Тибуртинской роще (Тибуртинская С.). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), и также с египетской. Еще теперь существуют 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке (???????? ???????????) очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества рассказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.
???????. Это имя носили боговдохновенные женщины — пророчицы, принадлежавшие разным временам и народам. Известия древних об их числе, имени, родине неопределены и отличаются друг от друга. Платону известна только одна С., Аристотель, Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрoна различали 10 С. По Евстатию, первая С., от которой другие получили название, была дочь Дардана и Незо. По Плутарху, первая С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале вблизи Дельф. Вторая, и самая важная, была Эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама себя называет Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона, и, говорят, жила перед Троянской войной. Она отождествляется с Сардской, Троянской, Самосской, Дельфийской и Кимейской С. и называется также Демо, Деифобой, Демофилой, Амалфеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос, вблизи Колофона, потом в Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминфея в Троаде. Из Кимы и Эрифр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю (Verg. Aen. 6, 10 слл. Ov. met. 14, 104 слл.). Она славилась своей престарелостью (Ov. met. 14, 130 слл. Ov. fast. 4, 875), вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу сивиллиных лет. Ov. fast. 3, 534. От нее будто бы происходит собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили преимущественно в таком месте, где находились прорицалища этого бога; но как только круг деятельности этих оракулов расширился, С. исчезли. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С. были, кроме Кумской, еще Карментида (см. Evander, Эвандр), Querquetulanae virae (virgines) и Мефитида, далее Албунея в Тибуртинской роще (Тибуртинская С.). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), и также с египетской. Еще теперь существуют 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке (???????? ???????????) очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества рассказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.