СКАЗКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сказка
один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СКАЗКА
один из основных жанров фольклора, эпические, преимущественно прозаические произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Делятся на волшебно-фантастические, этиологические, бытовые, сказки о животных и др. Генетически восходят к мифологическим сюжетам и часто несут в себе отголоски мифических обрядов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СКАЗКА
с эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили-были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в к-рой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными. Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме к.-л. поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не хар-рны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, к-рая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. кол-во сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях — хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сказка
С эпохи античности до нас дошли различные виды как народных («Жили-были...»), так и лит. С: по художеств, уровню наиболее интересной представляется история Амура и Психеи, в которой также развивается сюжет о бедной сироте, спасенной полюбившими ее животными. Целый ряд архаич. сказочных сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказочные мотивы содержатся также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отличить С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на передний план выдвигалась басня (содержащая в сказочной форме к.-л. поучение) и оставались в тени обычные сказочные мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отражение социально-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прославить «добрых людей». Для античной С. также не характерна связь ее осн. образов с представителями определ. обществ, слоев, которая могла бы представлять интерес с точки зрения социологич. анализа. В античную эпоху, очевидно, окончательно сформировались специфич. художеств, формы С. как одного из осн. жанров устного народного творчества. В сказочном фольклоре различных народов встречается значительное количество сказочных образов и мотивов, восходящих к античному периоду. Среди них С. о желаниях-хотениях (выполнение 3 желаний Тесея) и волшебная С. Широкое использование во мн. художеств, произведениях известных сказочных мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молочными реками и кисельными берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставление крова и пищи незнакомым людям, оказавшимся богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необходимость анализа процесса заимствования сюжетов. В эпоху античности рассказчик С, повествуя о фантастич. мире, использовал художеств, приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

Источник: Словарь античности. 1989

Сказка
вид устной нар. прозы, эстетической базой к-рого является установка на вымысел (вымысел - не как средство худ. обобщения, а как цель, предмет рассказывания). По характеру вымысла различают жанры сказки: волшебные, бытовые, о животных. Рус. С. на У. впервые была записана в 1848 П.А.Словцовым. Неск. ур. текстов вошло в изв. сб. А.Н.Афанасьева (записи С.Буевского, А.Зырянова, Д.Петухова и др. - всего 51 текст). Наиб. полное представление о бытовании рус. С. на У. дает сб. Д.К.Зеленина "Великорусские сказки Пермской губернии" (Петроград, 1914). В сов. время С. на У. записывались и публ. мн. раз. Ур. С. слагались в русле общерус. традиции. Однако особенности местного быта, природы, ист. жизни оказали свое влияние на их содержание и форму. Локализация идет по линии приспособления сюжетов и образов к местным условиям (напр., герою дается невыполнимое задание - построить за ночь плотину, отковать небывалое оружие, отыскать запрятанное под землей золото и т.п.) Сказочный лес в устах ур. сказочников обретает конкретные черты "урмана", "шихана", "елани" - всего, что характерно для местного пейзажа. В С. У. переплелись восточнославянские традиции с тюркскими и угро-финскими. У Зеленина есть пример, когда одну и ту же сказку два разных сказочника, оба - башкиры, рассказывают один как "башкирскую", др. как "русскую". В С. горнозаводского У. быстрее и отч„тливее, чем в др. регионах, проявилась тенденция к трансформации их жанровых признаков, превращению сказочного повествования (с установкой на вымысел) в "сказовое" (с установкой на достоверность). Новые сказки ("Молотобоец и черт", "Четыре брата", "Волшебная плеть" и др.) ставят своих героев в конкретные соц.-ист. условия. Напр., о времени действия в С. говорят: "когда Катька правила", или: "было это, когда на Урале безработица людей с заводов выметать стала" - т.е. в нач. XX в.    На старом У. слушание С. было любимым видом свободного времяпровождения. С. звучали и во время работы, когда это позволяли условия трудового процесса, напр., в "запанях" - при углежжении; при сушке и промывке старательских и др. промысловых орудий труда; в литейных и формовочных цехах - когда остывали опоки или, наоборот, когда разогревался металл; в гранильных мастерских, где сказывание С. и всяких историй, по свидетельству П.П.Бажова, стало чуть ли не проф. потребностью.    В конце ХХ в. С. выходит из устного бытования. Изредка встречаются мастера этого жанра, к-рых специалисты знают наперечет. Активно живет одна из форм бытовой сатирической С. - анекдот.    Лит.: Русские народные сказки Урала / Редакторы-составители П.Галкин, М.Китайник и Н.Куштум. Свердловск, 1959; Русское народное творчество в Башкирии / Составители С.И.Минц, Н.С.Полищук и Э.В.Померанцева. Уфа, 1957; Фольклор Висима. На родине Мамина-Сибиряка / Редактор-составитель В.П.Кругляшова. Свердловск, 1968; Лазарев А.И. Сказки в горнозаводской среде Урала // Русский фольклор. Т. XIII. Л., 1972.    Лазарев А.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Карон-охотник (сказка по мотивам Пермского звериного стиля)

Арматынская Ольга Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Сказка о справедливой войне в средневековом политическом дискурсе

Будаев Эдуард Владимирович
Современные исследования политического дискурса показали, что во многих странах мира типичным средством оправдания войны является нарратив сказка о справедливой войне.
Читать PDF
0.00 байт

Пушкинская «Сказка о золотом петушке» и проблема соотношения реального и символического пространств

Оропай Аркадий Федорович
В данной статье автор предлагает интерпретацию пушкинской сказки, которая рассматривается в контексте некоторых иных пушкинских произведений первой половины 30-х гг. XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Русская Волшебная сказка «Сивко-Бурко» в контексте археологии

Мжельская Татьяна Владимировна
Одним из направлений изучения народных сказок является определение происхождения отдельных мотивов. Обычно в процессе такого исследования привлекаются исторические, этнографические, фольклорные источники.
Читать PDF
1.32 мб

Моя новая сказка о социализме: послание детям эры разобщенных миров и забывшим детство взрослым

Некрасов С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Прокофьев. «Сказка о шуте. . . »

Биркая Лаура Ясоновна
Читать PDF
0.00 байт

Некрасовская сказка - в ней мудрость да подсказка

Бибаева Л.И.
Читать PDF
333.75 кб

Русская народная сказка как иллюстрация отечественной половой культуры

Страхов А. М.
Читать PDF
666.13 кб

Сказка как виртуальное выражение русской ментальности

Кускова О.Е.
Читать PDF
72.08 кб

Сказка о трех горшках в контексте этнографии коми (зырян)

Чудова Татьяна Ивановна
Сюжетная линия сказки о трех горшках манифестирует жизненное кредо женщины, где бытовые зарисовки, имеющие реальную этнографическую основу, соотносятся с мифопоэтической картиной мира коми.
Читать PDF
907.70 кб

ЩЕРБАЧЕВ Ю. ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА АНДЕРСЕНА

В этом номере в рубрике «Архив» републикуется статья историографа Юрия Николаевича Щербачёва (1851-1917/1920) «Еще одна сказка Андерсена», впервые напечатанная в журнале «Русское обозрение» в 1891 г. Статья посвящена новелле Х.-К.
Читать PDF
0.00 байт

Концепты пространства и времени в опере Н. А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…»

Мозгот Светлана Анатольевна
Цель данного исследования показать взаимодействие литературной и музыкальной составляющих в концептах Пространства и Времени.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка и быль о Флоренции (по воспоминаниям очевидцев хv-хviii вв. )

Гребнева Марина Павловна
Предпринята попытка систематизации представлений об итальянском городе Флоренции в русской литературе и отчасти в деловой письменности ХV-XVIII вв.
Читать PDF
1.53 мб

Волшебная сказка как коммуникативная единица

Устинова И.О.
Читать PDF
112.38 кб

Башкирская народная сказка и эпос: к проблеме взаимодействия жанров

Хусаинова Г. Р.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

    древнейшие из извест. сказок; были широко распростр. с глубоч. древности. Самая ранняя запись относится к 20 в. до н.э. (т.н. сказка о потерпевшем кораблекруш.). С. д. были волшеб. и миф. (о двух братьях, об
  • Ревизские сказки

    именные списки населения России XVIII—первой половины XIX в., составлявшиеся во время ревизий.
  • СКАЗКИ

    документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России XVII— XVIII вв.
  • Сказкин, Сергей Даниилович

    Род. 1890, ум. 1973. Историк, специалист по проблемам средневекового западноевропейского крестьянства, Возрождению, истории дипломатии и др. Лауреат Государственной премии СССР (1942). Действительный чл
  • Сказкин, Сергей Данилович

    1890— 1973) — известный сов. историк-медиевист, профессор (с 1935 г.), зав. кафедрой истории средних веков МГУ (с 1949 г.), академик АН СССР (с 1958 г.). Пед. работу в МГУ и др. вузах сочетал с научно-исследовательск
  • СКАЗКИН

    Сергей Данилович (р. 7(19).X.1890) - сов. историк-медиевист. Действит. чл. АН СССР (с 1958; чл.-корр. с 1943), Академии педагогич. наук СССР (с 1947). Лауреат Гос. премии СССР (1942). В 1915 окончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун