СКАЗКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сказка
один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СКАЗКА
один из основных жанров фольклора, эпические, преимущественно прозаические произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Делятся на волшебно-фантастические, этиологические, бытовые, сказки о животных и др. Генетически восходят к мифологическим сюжетам и часто несут в себе отголоски мифических обрядов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СКАЗКА
с эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили-были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в к-рой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными. Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме к.-л. поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не хар-рны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, к-рая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. кол-во сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях — хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сказка
С эпохи античности до нас дошли различные виды как народных («Жили-были...»), так и лит. С: по художеств, уровню наиболее интересной представляется история Амура и Психеи, в которой также развивается сюжет о бедной сироте, спасенной полюбившими ее животными. Целый ряд архаич. сказочных сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказочные мотивы содержатся также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отличить С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на передний план выдвигалась басня (содержащая в сказочной форме к.-л. поучение) и оставались в тени обычные сказочные мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отражение социально-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прославить «добрых людей». Для античной С. также не характерна связь ее осн. образов с представителями определ. обществ, слоев, которая могла бы представлять интерес с точки зрения социологич. анализа. В античную эпоху, очевидно, окончательно сформировались специфич. художеств, формы С. как одного из осн. жанров устного народного творчества. В сказочном фольклоре различных народов встречается значительное количество сказочных образов и мотивов, восходящих к античному периоду. Среди них С. о желаниях-хотениях (выполнение 3 желаний Тесея) и волшебная С. Широкое использование во мн. художеств, произведениях известных сказочных мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молочными реками и кисельными берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставление крова и пищи незнакомым людям, оказавшимся богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необходимость анализа процесса заимствования сюжетов. В эпоху античности рассказчик С, повествуя о фантастич. мире, использовал художеств, приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

Источник: Словарь античности. 1989

Сказка
вид устной нар. прозы, эстетической базой к-рого является установка на вымысел (вымысел - не как средство худ. обобщения, а как цель, предмет рассказывания). По характеру вымысла различают жанры сказки: волшебные, бытовые, о животных. Рус. С. на У. впервые была записана в 1848 П.А.Словцовым. Неск. ур. текстов вошло в изв. сб. А.Н.Афанасьева (записи С.Буевского, А.Зырянова, Д.Петухова и др. - всего 51 текст). Наиб. полное представление о бытовании рус. С. на У. дает сб. Д.К.Зеленина "Великорусские сказки Пермской губернии" (Петроград, 1914). В сов. время С. на У. записывались и публ. мн. раз. Ур. С. слагались в русле общерус. традиции. Однако особенности местного быта, природы, ист. жизни оказали свое влияние на их содержание и форму. Локализация идет по линии приспособления сюжетов и образов к местным условиям (напр., герою дается невыполнимое задание - построить за ночь плотину, отковать небывалое оружие, отыскать запрятанное под землей золото и т.п.) Сказочный лес в устах ур. сказочников обретает конкретные черты "урмана", "шихана", "елани" - всего, что характерно для местного пейзажа. В С. У. переплелись восточнославянские традиции с тюркскими и угро-финскими. У Зеленина есть пример, когда одну и ту же сказку два разных сказочника, оба - башкиры, рассказывают один как "башкирскую", др. как "русскую". В С. горнозаводского У. быстрее и отч„тливее, чем в др. регионах, проявилась тенденция к трансформации их жанровых признаков, превращению сказочного повествования (с установкой на вымысел) в "сказовое" (с установкой на достоверность). Новые сказки ("Молотобоец и черт", "Четыре брата", "Волшебная плеть" и др.) ставят своих героев в конкретные соц.-ист. условия. Напр., о времени действия в С. говорят: "когда Катька правила", или: "было это, когда на Урале безработица людей с заводов выметать стала" - т.е. в нач. XX в.    На старом У. слушание С. было любимым видом свободного времяпровождения. С. звучали и во время работы, когда это позволяли условия трудового процесса, напр., в "запанях" - при углежжении; при сушке и промывке старательских и др. промысловых орудий труда; в литейных и формовочных цехах - когда остывали опоки или, наоборот, когда разогревался металл; в гранильных мастерских, где сказывание С. и всяких историй, по свидетельству П.П.Бажова, стало чуть ли не проф. потребностью.    В конце ХХ в. С. выходит из устного бытования. Изредка встречаются мастера этого жанра, к-рых специалисты знают наперечет. Активно живет одна из форм бытовой сатирической С. - анекдот.    Лит.: Русские народные сказки Урала / Редакторы-составители П.Галкин, М.Китайник и Н.Куштум. Свердловск, 1959; Русское народное творчество в Башкирии / Составители С.И.Минц, Н.С.Полищук и Э.В.Померанцева. Уфа, 1957; Фольклор Висима. На родине Мамина-Сибиряка / Редактор-составитель В.П.Кругляшова. Свердловск, 1968; Лазарев А.И. Сказки в горнозаводской среде Урала // Русский фольклор. Т. XIII. Л., 1972.    Лазарев А.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

СКАЗКА ИЛИ ПОЭМА-СКАЗКА?: О ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕКСТОВ А. ТАЙВА И НА. УЗМЕ

Бичеев Б.А.
В статье рассматривается жанровая принадлежность двух поэтических произведений, опубликованных в сборниках народных сказок как образцы богатырских текстов.
Читать PDF
0.00 байт

Карон-охотник (сказка по мотивам Пермского звериного стиля)

Арматынская Ольга Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Сказка о справедливой войне в средневековом политическом дискурсе

Будаев Эдуард Владимирович
Современные исследования политического дискурса показали, что во многих странах мира типичным средством оправдания войны является нарратив сказка о справедливой войне.
Читать PDF
0.00 байт

Пушкинская «Сказка о золотом петушке» и проблема соотношения реального и символического пространств

Оропай Аркадий Федорович
В данной статье автор предлагает интерпретацию пушкинской сказки, которая рассматривается в контексте некоторых иных пушкинских произведений первой половины 30-х гг. XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Русская Волшебная сказка «Сивко-Бурко» в контексте археологии

Мжельская Татьяна Владимировна
Одним из направлений изучения народных сказок является определение происхождения отдельных мотивов. Обычно в процессе такого исследования привлекаются исторические, этнографические, фольклорные источники.
Читать PDF
0.00 байт

Моя новая сказка о социализме: послание детям эры разобщенных миров и забывшим детство взрослым

Некрасов С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка о трех горшках в контексте этнографии коми (зырян)

Чудова Татьяна Ивановна
Сюжетная линия сказки о трех горшках манифестирует жизненное кредо женщины, где бытовые зарисовки, имеющие реальную этнографическую основу, соотносятся с мифопоэтической картиной мира коми.
Читать PDF
0.00 байт

ЩЕРБАЧЕВ Ю. ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА АНДЕРСЕНА

В этом номере в рубрике «Архив» републикуется статья историографа Юрия Николаевича Щербачёва (1851-1917/1920) «Еще одна сказка Андерсена», впервые напечатанная в журнале «Русское обозрение» в 1891 г. Статья посвящена новелле Х.-К.
Читать PDF
0.00 байт

Концепты пространства и времени в опере Н. А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…»

Мозгот Светлана Анатольевна
Цель данного исследования показать взаимодействие литературной и музыкальной составляющих в концептах Пространства и Времени.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка и быль о Флоренции (по воспоминаниям очевидцев хv-хviii вв. )

Гребнева Марина Павловна
Предпринята попытка систематизации представлений об итальянском городе Флоренции в русской литературе и отчасти в деловой письменности ХV-XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Народная «Весенняя сказка» Н. В. Смолича

Баканова Людмила Николаевна
Малый оперный театр отпраздновал в 1928 г. свой 10-летний юбилей премьерой «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова. Режиссер Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка и миф: грани соприкосновения (М. Врубель и М. Чюрленис)

Буткова Ольга Владимировна
Статья посвящена интерпретациям сказочным и мифологическим мотивам в изобразительном искусстве символизма. На примере творчества М. Врубеля и М.
Читать PDF
0.00 байт

Прокофьев. «Сказка о шуте. . . »

Биркая Лаура Ясоновна
Читать PDF
0.00 байт

Сказка в отечественной книжной графике 1960-1980-х гг. Связь иллюстрации и текста

Баженова Анастасия Евгеньевна
В статье анализируется взаимосвязь детской классической сказки и иллюстрации в творчестве отечественных художников в 1960-1980-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Концертная увертюра Ф. Мендельсона «Сказка о прекрасной Мелузине» в контексте музыкальных реализаций

Верба Наталья Ивановна
В течение XIX столетия создается целый корпус произведений, в центре которых образ морской девы. Это оперы разных композиторов, камерно-вокальные опусы, стихотворения, баллады, повести и романы.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Сказкин, Сергей Даниилович

    Род. 1890, ум. 1973. Историк, специалист по проблемам средневекового западноевропейского крестьянства, Возрождению, истории дипломатии и др. Лауреат Государственной премии СССР (1942). Действительный чл
  • Сказкин, Сергей Данилович

    1890— 1973) — известный сов. историк-медиевист, профессор (с 1935 г.), зав. кафедрой истории средних веков МГУ (с 1949 г.), академик АН СССР (с 1958 г.). Пед. работу в МГУ и др. вузах сочетал с научно-исследовательск
  • СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

    древнейшие из извест. сказок; были широко распростр. с глубоч. древности. Самая ранняя запись относится к 20 в. до н.э. (т.н. сказка о потерпевшем кораблекруш.). С. д. были волшеб. и миф. (о двух братьях, об
  • Ревизские сказки

    именные списки населения России XVIII—первой половины XIX в., составлявшиеся во время ревизий.
  • СКАЗКИ

    документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России XVII— XVIII вв.
  • СКАЗКИН

    Сергей Данилович (р. 7(19).X.1890) - сов. историк-медиевист. Действит. чл. АН СССР (с 1958; чл.-корр. с 1943), Академии педагогич. наук СССР (с 1947). Лауреат Гос. премии СССР (1942). В 1915 окончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун