один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
СКАЗКА
Сказка
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СКАЗКА
один из основных жанров фольклора, эпические, преимущественно прозаические произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Делятся на волшебно-фантастические, этиологические, бытовые, сказки о животных и др. Генетически восходят к мифологическим сюжетам и часто несут в себе отголоски мифических обрядов.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СКАЗКА
с эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили-были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в к-рой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными. Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме к.-л. поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не хар-рны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, к-рая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. кол-во сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях — хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сказка
С эпохи античности до нас дошли различные виды как народных («Жили-были...»), так и лит. С: по художеств, уровню наиболее интересной представляется история Амура и Психеи, в которой также развивается сюжет о бедной сироте, спасенной полюбившими ее животными. Целый ряд архаич. сказочных сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказочные мотивы содержатся также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отличить С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на передний план выдвигалась басня (содержащая в сказочной форме к.-л. поучение) и оставались в тени обычные сказочные мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отражение социально-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прославить «добрых людей». Для античной С. также не характерна связь ее осн. образов с представителями определ. обществ, слоев, которая могла бы представлять интерес с точки зрения социологич. анализа. В античную эпоху, очевидно, окончательно сформировались специфич. художеств, формы С. как одного из осн. жанров устного народного творчества. В сказочном фольклоре различных народов встречается значительное количество сказочных образов и мотивов, восходящих к античному периоду. Среди них С. о желаниях-хотениях (выполнение 3 желаний Тесея) и волшебная С. Широкое использование во мн. художеств, произведениях известных сказочных мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молочными реками и кисельными берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставление крова и пищи незнакомым людям, оказавшимся богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необходимость анализа процесса заимствования сюжетов. В эпоху античности рассказчик С, повествуя о фантастич. мире, использовал художеств, приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.
Источник: Словарь античности. 1989
Сказка
вид устной нар. прозы, эстетической базой к-рого является установка на вымысел (вымысел - не как средство худ. обобщения, а как цель, предмет рассказывания). По характеру вымысла различают жанры сказки: волшебные, бытовые, о животных. Рус. С. на У. впервые была записана в 1848 П.А.Словцовым. Неск. ур. текстов вошло в изв. сб. А.Н.Афанасьева (записи С.Буевского, А.Зырянова, Д.Петухова и др. - всего 51 текст). Наиб. полное представление о бытовании рус. С. на У. дает сб. Д.К.Зеленина "Великорусские сказки Пермской губернии" (Петроград, 1914). В сов. время С. на У. записывались и публ. мн. раз. Ур. С. слагались в русле общерус. традиции. Однако особенности местного быта, природы, ист. жизни оказали свое влияние на их содержание и форму. Локализация идет по линии приспособления сюжетов и образов к местным условиям (напр., герою дается невыполнимое задание - построить за ночь плотину, отковать небывалое оружие, отыскать запрятанное под землей золото и т.п.) Сказочный лес в устах ур. сказочников обретает конкретные черты "урмана", "шихана", "елани" - всего, что характерно для местного пейзажа. В С. У. переплелись восточнославянские традиции с тюркскими и угро-финскими. У Зеленина есть пример, когда одну и ту же сказку два разных сказочника, оба - башкиры, рассказывают один как "башкирскую", др. как "русскую". В С. горнозаводского У. быстрее и отч„тливее, чем в др. регионах, проявилась тенденция к трансформации их жанровых признаков, превращению сказочного повествования (с установкой на вымысел) в "сказовое" (с установкой на достоверность). Новые сказки ("Молотобоец и черт", "Четыре брата", "Волшебная плеть" и др.) ставят своих героев в конкретные соц.-ист. условия. Напр., о времени действия в С. говорят: "когда Катька правила", или: "было это, когда на Урале безработица людей с заводов выметать стала" - т.е. в нач. XX в. На старом У. слушание С. было любимым видом свободного времяпровождения. С. звучали и во время работы, когда это позволяли условия трудового процесса, напр., в "запанях" - при углежжении; при сушке и промывке старательских и др. промысловых орудий труда; в литейных и формовочных цехах - когда остывали опоки или, наоборот, когда разогревался металл; в гранильных мастерских, где сказывание С. и всяких историй, по свидетельству П.П.Бажова, стало чуть ли не проф. потребностью. В конце ХХ в. С. выходит из устного бытования. Изредка встречаются мастера этого жанра, к-рых специалисты знают наперечет. Активно живет одна из форм бытовой сатирической С. - анекдот. Лит.: Русские народные сказки Урала / Редакторы-составители П.Галкин, М.Китайник и Н.Куштум. Свердловск, 1959; Русское народное творчество в Башкирии / Составители С.И.Минц, Н.С.Полищук и Э.В.Померанцева. Уфа, 1957; Фольклор Висима. На родине Мамина-Сибиряка / Редактор-составитель В.П.Кругляшова. Свердловск, 1968; Лазарев А.И. Сказки в горнозаводской среде Урала // Русский фольклор. Т. XIII. Л., 1972. Лазарев А.И.