документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России XVII— XVIII вв.
СКАЗКИ
СКАЗКИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СКАЗКИ
в России XVIII–XIX вв. списки лиц податных сословий, подлежавших обложению подушной податью и отбыванию воинской повинности.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
СКАЗКИ
документы делопроизводства, записи устных показаний несудебного характера (отчеты должностных лиц, сообщения купцов о торгах и т. п.) в государственных учреждениях России 17-18 вв. В 18 в. появляются ревизские сказки.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
"СКАЗКИ"
разновидность делопроизводств. документации в России 17-18 вв. "С." представляют собой записи в учреждениях устных показаний несудебного характера (в отличие от "распросных речей") - отчетов должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений, заключений специалистов по отд. вопросам, сообщений купцов о своих торгах и промыслах и т. д. В гражд. судопроизводстве имели место ставочные, или срочные, "С.", т. е. подписки ответчиков с указанием желаемого срока разбора дела, пересрочные, или полюбовные, "С.", т. е. совместные подписки истцов и ответчиков о прекращении дела. В 18 в. появляются ревизские сказки. "С." не имели строго определенной формы. Обычно они начинались с даты, затем указывалось имя подателя "С." и назв. учреждения, в к-ром она записывалась. В тех случаях, когда "С." подписывалась, она наз. заручной. Лит.: Мрочек-Дроздовский П., Областное управление России XVIII в., М., 1876; Заозерская Е. И., Сказки торговых людей Моск. гос-ва 1704 г., ИЗ, т. 17, М., 1945. В. Ф. Демидова. Москва.
СКАЗКИ
группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров – отношение носителей традиции к описанным в них событиям как к вымыслу: «сказка – складка, песня – быль». Сказки имеют развлекательный, увеселительный характер. Основные их слушатели – взрослые люди, хотя существуют и детские сказки.
Принято выделять несколько видов сказок: волшебные, новеллистические, о животных. В основе сюжета волшебных сказок лежит испытание героя, восходящее к доисторическому обряду инициации. Герой путешествует в тридевятое царство, тридесятое государство, туда, не знаю куда; выполняет поставленную перед ним трудную задачу и успешно возвращается домой. Герою противостоит оппонент, являющийся причиной путешествия, герой наказывает или осмеивает оппонента. Место странствий героя описывается как «тот свет», потусторонний мир, в который трудно попасть и из которого еще сложнее вернуться. В выполнении поставленной перед героем задачи, преодолении препятствий, борьбе с мифическими существами, герою способствует волшебный помощник или предмет, приобретенные им случайно, благодаря доброте или простодушию. Сходные условия древней жизни разных народов породили сходство сюжетов волшебных сказок: мачеха и падчерица, три царства и др.
В новеллистических сказках изображаются события авантюрного характера, для них характерно неожиданное разрешение бытовой ситуации. Главный герой новеллистической сказки – мужик, парень, работник, солдат, его оппонентом может быть как человек (упрямая и глупая жена, поп, купец), так и мифическое существо (черт, смерть), в противостоянии которым герой проявляет хитроумие, смекалку, ловкость, прибегает к обману. Наиболее распространены сюжеты о женитьбе/замужестве, состоявшемся благодаря хитрым уловкам со стороны героя, об исправлении характера злой жены, об одурачивании черта, о смерти жадного или глупого хозяина, на которого работает герой, о противостоянии героя разбойникам, о мудрых поступках или фразах, которые не сразу оказываются понятыми.
Сказки о животных отразили наиболее древние представления, в частности тотемизм. В основе их новеллистического сюжета также лежит ситуация обмана, проявление хитрости или ловкости, противостояние глупости и ума, силы и слабости. Однако персонажи сказок о животных – звери и птицы. Они живут, говорят и действуют как люди, а иногда и наравне с людьми; например, в сказке «Вершки и корешки» мужик обманывает медведя. Каждое животное воплощает в себе определенную сторону человеческого характера или человеческий тип: лиса хитрая и ловкая, заяц честный, трусливый и нередко глупый, медведь сильный и простодушный и т. д.
Специфически детские сказки характеризуются значительно более простым сюжетом, меньшим числом персонажей и эпизодов, в их основе часто лежит прием кумуляции – повтора однотипных эпизодов с небольшими изменениями (сказки про репку, про теремок и др.).
Все разновидности сказок отличает ирония не только по отношению к героям, но и по отношению к самим рассказчикам и слушателям.
Принято выделять несколько видов сказок: волшебные, новеллистические, о животных. В основе сюжета волшебных сказок лежит испытание героя, восходящее к доисторическому обряду инициации. Герой путешествует в тридевятое царство, тридесятое государство, туда, не знаю куда; выполняет поставленную перед ним трудную задачу и успешно возвращается домой. Герою противостоит оппонент, являющийся причиной путешествия, герой наказывает или осмеивает оппонента. Место странствий героя описывается как «тот свет», потусторонний мир, в который трудно попасть и из которого еще сложнее вернуться. В выполнении поставленной перед героем задачи, преодолении препятствий, борьбе с мифическими существами, герою способствует волшебный помощник или предмет, приобретенные им случайно, благодаря доброте или простодушию. Сходные условия древней жизни разных народов породили сходство сюжетов волшебных сказок: мачеха и падчерица, три царства и др.
В новеллистических сказках изображаются события авантюрного характера, для них характерно неожиданное разрешение бытовой ситуации. Главный герой новеллистической сказки – мужик, парень, работник, солдат, его оппонентом может быть как человек (упрямая и глупая жена, поп, купец), так и мифическое существо (черт, смерть), в противостоянии которым герой проявляет хитроумие, смекалку, ловкость, прибегает к обману. Наиболее распространены сюжеты о женитьбе/замужестве, состоявшемся благодаря хитрым уловкам со стороны героя, об исправлении характера злой жены, об одурачивании черта, о смерти жадного или глупого хозяина, на которого работает герой, о противостоянии героя разбойникам, о мудрых поступках или фразах, которые не сразу оказываются понятыми.
Сказки о животных отразили наиболее древние представления, в частности тотемизм. В основе их новеллистического сюжета также лежит ситуация обмана, проявление хитрости или ловкости, противостояние глупости и ума, силы и слабости. Однако персонажи сказок о животных – звери и птицы. Они живут, говорят и действуют как люди, а иногда и наравне с людьми; например, в сказке «Вершки и корешки» мужик обманывает медведя. Каждое животное воплощает в себе определенную сторону человеческого характера или человеческий тип: лиса хитрая и ловкая, заяц честный, трусливый и нередко глупый, медведь сильный и простодушный и т. д.
Специфически детские сказки характеризуются значительно более простым сюжетом, меньшим числом персонажей и эпизодов, в их основе часто лежит прием кумуляции – повтора однотипных эпизодов с небольшими изменениями (сказки про репку, про теремок и др.).
Все разновидности сказок отличает ирония не только по отношению к героям, но и по отношению к самим рассказчикам и слушателям.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006