СКАЗКИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКАЗКИ
документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России XVII— XVIII вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СКАЗКИ
в России XVIII–XIX вв. списки лиц податных сословий, подлежавших обложению подушной податью и отбыванию воинской повинности.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

СКАЗКИ
документы делопроизводства, записи устных показаний несудебного характера (отчеты должностных лиц, сообщения купцов о торгах и т. п.) в государственных учреждениях России 17-18 вв. В 18 в. появляются ревизские сказки.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

"СКАЗКИ"
разновидность делопроизводств. документации в России 17-18 вв. "С." представляют собой записи в учреждениях устных показаний несудебного характера (в отличие от "распросных речей") - отчетов должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений, заключений специалистов по отд. вопросам, сообщений купцов о своих торгах и промыслах и т. д. В гражд. судопроизводстве имели место ставочные, или срочные, "С.", т. е. подписки ответчиков с указанием желаемого срока разбора дела, пересрочные, или полюбовные, "С.", т. е. совместные подписки истцов и ответчиков о прекращении дела. В 18 в. появляются ревизские сказки. "С." не имели строго определенной формы. Обычно они начинались с даты, затем указывалось имя подателя "С." и назв. учреждения, в к-ром она записывалась. В тех случаях, когда "С." подписывалась, она наз. заручной.

Лит.: Мрочек-Дроздовский П., Областное управление России XVIII в., М., 1876; Заозерская Е. И., Сказки торговых людей Моск. гос-ва 1704 г., ИЗ, т. 17, М., 1945.

В. Ф. Демидова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СКАЗКИ
группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров – отношение носителей традиции к описанным в них событиям как к вымыслу: «сказка – складка, песня – быль». Сказки имеют развлекательный, увеселительный характер. Основные их слушатели – взрослые люди, хотя существуют и детские сказки.
Принято выделять несколько видов сказок: волшебные, новеллистические, о животных. В основе сюжета волшебных сказок лежит испытание героя, восходящее к доисторическому обряду инициации. Герой путешествует в тридевятое царство, тридесятое государство, туда, не знаю куда; выполняет поставленную перед ним трудную задачу и успешно возвращается домой. Герою противостоит оппонент, являющийся причиной путешествия, герой наказывает или осмеивает оппонента. Место странствий героя описывается как «тот свет», потусторонний мир, в который трудно попасть и из которого еще сложнее вернуться. В выполнении поставленной перед героем задачи, преодолении препятствий, борьбе с мифическими существами, герою способствует волшебный помощник или предмет, приобретенные им случайно, благодаря доброте или простодушию. Сходные условия древней жизни разных народов породили сходство сюжетов волшебных сказок: мачеха и падчерица, три царства и др.
В новеллистических сказках изображаются события авантюрного характера, для них характерно неожиданное разрешение бытовой ситуации. Главный герой новеллистической сказки – мужик, парень, работник, солдат, его оппонентом может быть как человек (упрямая и глупая жена, поп, купец), так и мифическое существо (черт, смерть), в противостоянии которым герой проявляет хитроумие, смекалку, ловкость, прибегает к обману. Наиболее распространены сюжеты о женитьбе/замужестве, состоявшемся благодаря хитрым уловкам со стороны героя, об исправлении характера злой жены, об одурачивании черта, о смерти жадного или глупого хозяина, на которого работает герой, о противостоянии героя разбойникам, о мудрых поступках или фразах, которые не сразу оказываются понятыми.
Сказки о животных отразили наиболее древние представления, в частности тотемизм. В основе их новеллистического сюжета также лежит ситуация обмана, проявление хитрости или ловкости, противостояние глупости и ума, силы и слабости. Однако персонажи сказок о животных – звери и птицы. Они живут, говорят и действуют как люди, а иногда и наравне с людьми; например, в сказке «Вершки и корешки» мужик обманывает медведя. Каждое животное воплощает в себе определенную сторону человеческого характера или человеческий тип: лиса хитрая и ловкая, заяц честный, трусливый и нередко глупый, медведь сильный и простодушный и т. д.
Специфически детские сказки характеризуются значительно более простым сюжетом, меньшим числом персонажей и эпизодов, в их основе часто лежит прием кумуляции – повтора однотипных эпизодов с небольшими изменениями (сказки про репку, про теремок и др.).
Все разновидности сказок отличает ирония не только по отношению к героям, но и по отношению к самим рассказчикам и слушателям.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Культурологический анализ персонажей немецкой волшебной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царе

Бадестова А. В., Попова И. О.
Рассматривается проблема персонажей на примере двух волшебных сказок неродственных культур с точки зрения генетического подхода В.Я. Проппа. Уделено внимание культурному пространству обеих сказок.
Читать PDF
0.00 байт

Сказки «Тысяча и одна ночь» как источник по истории ментальности Востока

Липатова Ирина Алексеевна, Назарова Анна Игоревна
Читать PDF
0.00 байт

Ревизские сказки и посемейные списки как источник составления родословной

Пашинин Александр Васильевич
В статье рассмотрены некоторые особенности ревизских сказок и посемейных списков Мухоршибирской и Тарбагатайской волостей Верхнеудинского уезда Иркутской губернии XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

«а сю скаску писал по велению государя своего» (сказки о службе думных людей в конце XVII века)

Захаров Андрей Викторович
Публикуются сказки думных людей и фрагменты делопроизводства Разрядного приказа 1698 г., хранящиеся в фондах Российского государственного архива древних актов.
Читать PDF
0.00 байт

Дж. К. Роулинг. Сказки барда Бидла

Галинская И. Л.
Читать PDF
0.00 байт

По следам героя сказки О. М. Сомова, автора из пушкинского окружения

Новоселов Борис Васильевич
В статье представлено исследование фактов и событий сказки О.М. Сомова, связи ее героя с ковров-ской землей Владимирской области; изложены авторские трактовки связей самого О.М.
Читать PDF
0.00 байт

ОХ, уж эта история! (из серии «Идиотские философские сказки»)

Русаков В.М.
Читать PDF
0.00 байт

Переписные книги и ревизские сказки как источники по истории Псковской церкви и духовенства последне

Постников Арсений Борисович
Первоочередной задачей статьи является введение в научный оборот новых массовых источников для исследования псковской церкви и духовенства. Работа основана на псковских переписных книгах 1678, 1709, 1711 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Ревизские сказки как источник изучения исторической демографии в историографии 1950-1960-х годов

Ульянова Галина Николаевна, Троицкая Ирина Алексеевна
В статье рассмотрен важный период в изучении ревизских сказок 1950-1960-е годы. Он начался с публикации в 1952 г. статьи Е. П. Подъяпольской «Ревизские сказки как исторический источник» в сборнике к 70-летию академика Б. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Проект информационной системы «Сказки генерального смотра шляхетства 1721-1722 гг. » в контексте изу

Захаров Андрей Викторович
Кратко излагаются основы понимания регестов в дипломатике и археографии как одного из видов сокращенного воспроизведения текста исторических источников.
Читать PDF
0.00 байт

Ревизские сказки как источник в историографии 1970-х - 2010-х годов

Ульянова Галина Николаевна, Троицкая Ирина Алексеевна
В статье рассмотрено изучение ревизских сказок в период 1970-х-2010-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Проект информационной системы «Сказки генерального смотра шляхетства 1721-1722 гг. » в контексте изу

Захаров Андрей Викторович
Кратко излагаются основы понимания регестов в дипломатике и археографии как одного из видов сокращенного воспроизведения текста исторических источников.
Читать PDF
0.00 байт

«а сю скаску писал по велению государя своего» (сказки о службе думных людей в конце XVII века)

Захаров Андрей Викторович
Публикуются сказки думных людей и фрагменты делопроизводства Разрядного приказа 1698 г., хранящиеся в фондах Российского государственного архива древних актов.
Читать PDF
0.00 байт

Эдип в свете этнографии. Хантыйские сказки и древнегреческий миф

Бурыкин А.А.
Автор статьи рассматривает сюжеты некоторых хантыйских и мансийских сказок, мотивы которых обнаруживают аналогии в фольклоре и мифологии других народов Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

«Царевна-Пягушка»: новое прочтение старой сказки

В. Е. Глотов

Похожие термины:

  • СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

    древнейшие из извест. сказок; были широко распростр. с глубоч. древности. Самая ранняя запись относится к 20 в. до н.э. (т.н. сказка о потерпевшем кораблекруш.). С. д. были волшеб. и миф. (о двух братьях, об
  • Ревизские сказки

    именные списки населения России XVIII—первой половины XIX в., составлявшиеся во время ревизий.
  • Сказкин, Сергей Даниилович

    Род. 1890, ум. 1973. Историк, специалист по проблемам средневекового западноевропейского крестьянства, Возрождению, истории дипломатии и др. Лауреат Государственной премии СССР (1942). Действительный чл
  • Сказкин, Сергей Данилович

    1890— 1973) — известный сов. историк-медиевист, профессор (с 1935 г.), зав. кафедрой истории средних веков МГУ (с 1949 г.), академик АН СССР (с 1958 г.). Пед. работу в МГУ и др. вузах сочетал с научно-исследовательск
  • СКАЗКИН

    Сергей Данилович (р. 7(19).X.1890) - сов. историк-медиевист. Действит. чл. АН СССР (с 1958; чл.-корр. с 1943), Академии педагогич. наук СССР (с 1947). Лауреат Гос. премии СССР (1942). В 1915 окончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун
  • СКАЗКА

    один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.