СЛАВА
слава
присутствие Бога или проявление Его силы (Исх 14.17; 24.16-17; 33.18-19; Чис 14.21-22; 3Ц 8.11; Рим 6.4; От 15.8); хвала (2Пар 30.22; Лк 17.15); честь (Нав 7.19; Неем 5.13; Иер 13.16; Ин 9.24); сила и духовное влияние человека (Чис 27.20); видимое отличие (Исх 28.2,40); душа человека (Пс 56.9; 107.2).
»СЛАВА»
Первая мировая война, 1914—1918). Линкор Балтийского флота. Отличился в Первую мировую войну 1914—1918 гг. Активно участвовал в Ирбенской и Моонзундской операциях, геройски отражая попытки германских кораблей прорваться в Рижский и Финский заливы. 4 октября1917 г. в неравном бою с превосходящими силами немецкого флота получил 7 прямых попаданий и был затоплен своим экипажем у южного входа в Моонзундский пролив, чтобы преградить путь германским кораблям.
"СЛАВА"
линейный корабль Балтийского флота. Заложен в 1902 в Петербурге как эскадренный броненосец. Вступил в строй в 1905, в 1907 переведен в класс линкоров. Водоизмещение 13516 т, длина 121 м, ширина 23,2 м, осадка 8 м, скорость 18 узлов (33,3 км/час). Вооружение: 60 орудий различного калибра, 4 торпедных аппарата. Экипаж 825 человек. Входил в состав морских сил Рижского залива [с 26 июля (8 августа) по 8 (21) августа 1915], участвовал в отражении прорыва кораблей германского флота в Рижский (см. Ирбенская операция 1915) и Финский (1917) заливы. После полученных серьезных повреждений был затоплен экипажем у южного входа в Моонзундский пролив, чтобы преградить проход через него германскому флоту.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Слава
Стремление к С. и почестям, как индивидуальная и обществ, движущая сила, играло у греков и римлян исключительную роль. Невозможно нарисовать единую картину греч. представлений о С, что обусловлено многократными политич., экономич. и социальными переворотами, а также сосуществованием общин с самыми различными укладами. Кроме того, для выражения понятия «С.» в греч. яз. имелось множество синонимов (kleos, kydos, time, doxa, euchos и пр.); эти первоначально дифференцированные понятия позднее обнаруживают тенденцию к совпадению. Это свидетельствует не столько о несогласии представлений, сколько о живучести идеи С. В развитии греч. понятий «С.» можно приблизительно выделить три этапа: аристократии., полисный и эллинистич. В эпоху господства аристократии объектами устремлений были прежде всего kleos, т. е. словесное возвеличение подвигов, главным образом военных и спортивных; далее kydos — внешний блеск, завоеванный к.-л. однократным деянием; наконец, time–почег, включающий понятие материального благополучия. Kydos и time часто назывались дарами богов, однако и для kleos иногда предполагается косв. вмешательство божеств, сил; например, поэт, славословящий к.-н., делает это по внушению муз. Единств, формой сохранения С. в потомстве была похвальная речь, поэтому идея непреходящей С. связана только с kleos. Вместе с развитием полиса произошла политизация представлений о С. Притягательную силу обретает уже не С. как таковая, а признание согражданами заслуг перед государством. На первое место среди понятий С. выступает, оттесняя прежние критерии, оценивающее мнение — doxa. С упадком культуры полиса исчезает гражданская направленность идеи С. В философии наблюдается либо критика С, либо поиски т. н. истинной С. В эпоху эллинизма расширившееся представление о мире подвергло гражданское понимание С. еще большему сомнению. Рим. представления о С. могут быть выражены одной формулой: С. — признание заслуг перед государством (слово «gloria» никогда не употребляется по отношению к женщинам). Оценивающей стороной является совокупность сограждан. В противоположность грекам у римлян божество никогда не считается источником С. Во власти общины было также объявить после смерти гражданина его деяние образцовым (exemplum). В отличие от понятия gloria рим. словоупотребление обозначало термином «honos» соответствие гражданина средней норме добропорядочности (probitas). Т. о. нельзя сравнивать рим. honos с греч. time; сближение понятий происходит, однако, во множеств, числе, поскольку timai, так же как и honores, означают вообще установление одинаково для всех ступени почестей, почетных должностей и наград. Единая граждански ориентированная рим. формула понимания С. и соответственно однозначное определение понятия С. единств, термином «gloria», охватывающим весь объем идеи С, просуществовали приблизительно до последнего века Республики. После этого внутриполитич. партийная борьба за власть, подстрекаемая честолюбием, привела к отделению понятия С. от представлений о благе государства и, следовательно, к его исчезновению. Симптомы деградации понятия С. в Греции и Риме были весьма сходны: С. приписывается только уникальным деяниям, начинается различение истинной и ложной С, появляется представление об особых видах С: С. поэта (высшее выражение это понятие нашло в итал. Ренессансе), С. философа, оратора (этот вид С. особенно ценился во время Французской революции), С. историка и т. п. Идея С. становится предметом теоретич. изысканий, хотя из многочисл. греч. и рим. сочинений, объедин. заголовком «О славе», ни одно до нас не дошло.
Источник: Словарь античности. 1989