СЛОБОДЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Слободы
постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам.
Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

СЛОБОДЫ
населенные пункты, жители которых - земледельцы пользовались свободным трудом и не были закрепощены помещиками. Первые слободы появились в Литве после Люблинской Унии (1569 г.), когда слабо населенное Среднее Приднепровье перешло в распоряжение Польши и стало быстро заселяться вывезенными с запада Украинцами, Белорусами и Поляками; первое время переселенцам предоставлялась свобода в пользовании землей, с освобождением их от выполнения каких-либо повинностей в пользу местных магнатов на сроки от 20 до 40 лет; по этой свободе и пошло название - С. Казачьи земли Гетманщины тоже покрылись С-ми, которые после 1638 г. появились и на Донце; здесь они основаны Запорожскими Казаками, ушедшими из границ польско-литовской Речи Посполитой вместе с семьями. На Дону С. заложены свободными крестьянами и Днепровскими Казаками только после его покорения Россией и наделения поместьями чиновных Казаков, заслуживших особые милости монархов. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и селами.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Слободы
Слободы – места компактного расселения людей, возникли с самого начала основания Петербурга и формировались по национальному или профессиональному признаку, а также в связи с расквартированием военной части.
Ни в одном российском городе не было прежде Русской слободы, но в многонациональном Петербурге, где мирно уживались много национальных общин, Русская слобода существовала наряду с Греческой, Немецкой, Французской и Татарской. По профессиональному признаку сложились Большая и Малая Морские слободы, а также Кузнечная, Прядильная, Переведенческая и многие другие слободы на Адмиралтейской стороне.
Несколько слов о некоторых из слобод, возникших в Петербурге в XVIII в.
Немецкая слобода образовалась в начале XVIII в. на левом берегу реки Мойки. По свидетельствам современников, немцы с самого основания Петербурга были одной из самых многочисленных национальных групп в новой столице. В отличие от Немецкой слободы в Москве, здесь русское население жило вместе с немцами и голландцами. Говоря о Немецкой слободе, артиллерийский капитан на русской службе шотландец П. Брюс отмечал, что в ней «живут все чужестранцы из Европы, тут есть несколько протестантских и один католический молитвенный дом».
По свидетельствам иностранцев, жили здесь генерал‑адмирал Апраксин, вице‑адмирал Крюйс, все морские офицеры, шлюпочные матросы, большинство придворных служащих царя, иностранные министры, немецкие купцы и ремесленники. Не случайно, что в Немецкой слободе жили не только немцы: славянское слово «немци» поначалу означало вообще всех иностранцев, говоривших на непонятном языке, и лишь позже стало относиться исключительно к немцам.
Проходившая в слободе улица называлась то Немецкой, то Греческой, то Большой Немецкой. Постепенно эти названия ушли в историю, и сегодня это – Миллионная улица (в советское время – ул. Халтурина).
Греческая слобода появилась в начале XVIII в. на правом берегу Мойки, южнее Немецкой слободы и «Финских шхер». Как отмечают историки, состав ее населения отличался большой пестротой, судя по тому, что в черте слободы находились католическая, а также вместе шведская и финская деревянные церкви. Здесь квартировали капитаны, боцманы и другие моряки, которые перебрались в новую российскую столицу из портов Средиземного моря.
Ныне это территория между Мойкой, Миллионной улицей, Аптекарским и Мошковым переулками. Когда‑то на месте Круглого рынка на Мойке находилась рыночная площадь Греческой слободы с деревянными постройками «Харчевного рынка». Страшный опустошительный пожар 1737 г. уничтожил этот рынок, и на его месте возникла Аптекарская площадь, названная так по имени «Главной» придворной аптеки, помещавшейся в Греческой слободе.
Татарская слобода появилась одной из первых в Петербурге, поскольку среди первых его жителей оказалось немало татар. Возникла она к северу от Петропавловской крепости за Кронверком, и, по словам современников, в ней жили «сплошь татары, калмыки, казаки, турки и другие подобные народы». Татарская слобода служила пристанищем для временных работников, поэтому ее постройки отличались чрезвычайной бедностью. Как отмечали современники, многие дома в слободе были «так малы, что их можно разобрать за два часа и перенести в другое место». Однако были и строения побогаче, в которых, как замечал немецкий очевидец, «такая изящная обстановка, которую вряд ли найдешь в Риме или Париже».
Среди жителей Татарской слободы было много мелких торговцев, и возле нее возник рынок, напоминавший типичный восточный базар – его называли «татарский табор». Среди его товаров преобладало всякое «тряпье». В память о Татарской слободе и сегодня на Петроградской стороне существует Татарский переулок. Не случайно и то, что именно в этих местах, неподалеку от располагавшейся когда‑то татарской слободы, в начале ХХ в. была выстроена соборная мечеть.
Впрочем, если Татарская слобода за Кронверком просуществовала относительно недолго, то и в дальнейшем татары, кроме высших слоев, как отмечает этнограф Наталья Юхнева, селились в Петербурге компактно, а объединялись по местам своего происхождения. «Казанские» и «пензенские» татары жили в Московской части, по Забалканскому (ныне – Московскому), Вознесенскому и Измайловскому проспектам, а «нижегородские» выбирали себе квартиры у Пяти углов, на Загородном проспекте. Официанты дорогих ресторанов селились невдалеке от места работы – на престижных улицах Адмиралтейской части…
Французская слобода находилась на Васильевском острове в первые десятилетия существования Петербурга, в районе 2‑й и 3‑й линий. Петр I, намереваясь устроить на Васильевском острове центр города, отвел здесь места для строительства знатным дворянам, купцам и иностранцам. Он распорядился поселить на острове «нарочитое число ремесленных людей и художников», выписанных в то время из Франции и Германии. Они поселились на 2‑й и 3‑й линиях особой слободой, которая просуществовала несколько десятилетий, а потом растворилась в процессе развития города, не оставив даже следов в топонимике города.
Французский ботаник П. Дешизо, приехавший в Петербург в 1726 г. в надежде получить место на службе у русского царя, замечал, что Васильевский остров – «как бы квартал французов по их прибытии в Петербург». Сохранились свидетельства члена польского консульства, посетившего столицу в 1720 г., о том, что на Французской улице за дворцом князя Меньшикова «живут одни мастеровые‑резчики, столяры и те, что делают фонтаны, а также те, что из олова и иных металлов выделывают разные вещи, но все это – для царя».
Среди жителей Французской слободы были: архитектор Жан Леблон, ему Петр I пожаловал чин генерал‑архитектора и поручил составить общий план строительства новой столицы, а также приехавшие вместе с Леблоном французские мастера, им вверялось руководство мастерскими резьбы по дубу, литейно‑чеканной, столярной, слесарной и кузнечной, декоративной лепки. Французские мастера со своими семьями, русскими учениками и прислугой и составили население слободы. Жизнь в ней позволяла им создавать свой собственный «французский мир» внутри новой столицы…
Переведенческие слободы , иначе называвшиеся переселенческими, появились в самом начале существования Петербурга и были связаны с тем, что в новую столицу переселялись (переводились) жители со многих частей России. Близ Охтинской верфи Петр I устроил «переведенские слободы» для привезенных из Архангельской и других северных губерний корабельных плотников. Еще несколько «переселенческих слобод» появились в петровское время в районе нынешнего Вознесенского проспекта.
На Выборгской стороне возникли Бочарная и Компанейская слободы . В Бочарной слободе жили мастера, изготовлявшие бочки. Нынешняя улица Комсомола в далеком прошлом носила название Бочарной, а с 1858 г. она стала Симбирской.
Компанейская слобода находилась в XVIII в. примерно на месте нынешней площади Ленина. Тут жили «компанейщики» пивоваренного дела, стояли деревянные амбары, провиантские склады, рынок, сараи. По соседству с Компанейской существовали Бочарная слобода, где жили мастеровые, готовившие бочки для пивоваренных заводов, и Гошпитальная слобода – для служащих двух госпиталей.
Госпитальной слободой в XVIII в. называлась территория на Выборгской стороне – от нынешней улицы Лебедева до Сахарного переулка. Здесь жили служащие двух госпиталей, расположенных на Выборгской стороне. Основаны они были еще в петровское время: в 1717 г. – Генеральный сухопутный госпиталь, а в 1719 г. – Генеральный адмиралтейский госпиталь. При них имелись медико‑хирургические школы, в которых велось обучение лекарей и учеников. Работавшие здесь доктора нередко имели широкую известность.
Впоследствии на основе этих двух госпиталей возникла Медико‑хирургическая академия – нынешняя Военно‑медицинская. А память о Госпитальной слободе еще долго сохранялась в названиях проходивших в ней улиц: до 1858 г. Саратовская улица именовалась 1‑й Госпитальной улицей, Астраханская – 2‑й Госпитальной, а Оренбургская – 3‑й Госпитальной.
Память о старинной Гребецкой слободе на Городовом острове, где селились гребцы галерного флота, сохраняет сегодня в своем названии Малая Гребецкая улица на Петроградской стороне. На плане Петербурга середины XVIII в. в районе Гребецкой слободы отмечено пять Гребецких улиц. Потом, когда район подвергся перестройке, сохранились только две Гребецких улицы: Большая и Малая. До наших дней сохранилась только Малая (этому названию уже два с половиной века), а Большую в 1932 г. переименовали в Пионерскую.
О существовании Дворцовой (иначе – Придворной) слободы напоминают сегодня названия нескольких улиц в самом центре города, среди которых – Поварской переулок и Стремянная улица. Место под Дворцовую слободу было отведено здесь в 40‑х гг. XVIII в. Район заселили придворные мастера и служители. Прошло два с половиной века, но память о поварах придворной кухни сохранилась в имени Поварского переулка, а о служителях Конюшенного двора, звавшихся тогда стремянными, – в названии Стремянной улицы.
О существовавшей Кузнечной слободе напоминает сохранившееся название Кузнечного переулка. К находившимся рядом Дворцовым (Придворным) слободам Кузнечная слобода не имела никакого отношения: «она появилась существенно раньше и была обязана рождением обилию ямщиков в этих краях. Где ямщики, там и лошади. Где лошади, там подковы, а значит, и кузнецы».
На реке Охте, при «пороховых мельницах», существовали Пороховые слободы . За пределами города появились Ямские слободы , они различались по местам, откуда ямщики прибыли в столицу, – Вологодская, Смоленская, Московская и т. д.
Любопытно, что первая Ямская слобода появилась вскоре после основания Петербурга. Она возникла на тогдашней окраине нового града, занимая большую территорию от Невской «першпективной дороги» до начала нынешнего Загородного проспекта. Постройки первой Ямской слободы подходили почти вплотную к дороге на Новгород, проходившему по берегу реки Лиги, вдоль современного Лиговского проспекта.
В конце 1720‑х гг. слободы гвардейских полков потеснили отсюда ямщиков, и она постепенно переместилась на территорию между Новгородским трактом и только еще намечавшейся «Большой загородной дорогой» (нынешним Загородным пр.). Главная улица второй Ямской слободы – это теперешняя улица Достоевского (до 1915 г. – Ямская). «Большую Загородную дорогу» с Новгородским трактом соединяла нынешняя Разъезжая улица.
Когда в 1730‑х гг. граница города отодвинулась за Загородную першпективу, Ямская слобода передвинулась на левый берег реки Лиги. Центром новой слободы стала улица, названная вскоре Мохово‑Каретной – ныне улица Черняховского. В середине XVIII в. вблизи Московской «першпективы» появились еще одна Ямская слобода – Московско‑Ямская.
Кстати, окрестности Лиговского проспекта, продолжая ямщицкие традиции, еще очень долго служили «извозчичьим районом». «От Обводного канала вплоть до Невского проспекта по обе стороны Лиговки тянутся красные вывески извозчичьих резиденций: гостиницы, трактиры, чайные, закусочные, питейные дома, портерные лавки, ренсковые погреба, – писал в конце XIX в. известный столичный журналист, знаток „язв Петербурга“ Николай Животов, описавший картины „убожества и грязи“ этого „извозчичьего квартала“. Ничего более зловонного, грязного, тесного, смрадного, убогого нельзя себе и представить. Извозчичьи дворы – это злая ирония над цивилизацией XIX столетия»…
Домики в слободах имели маленькие усадьбы с огородами. Ко всем окраинным слободам близко прилегали места для выгона скота, поскольку обитатели многих слобод держали скот. Избы были очень тесными, более просторными строили себе дома ямщики, так как им приходилось иметь не менее четырех‑шести лошадей и располагать помещение для проезжавших. Освещались дома в слободах лучинами. Бедноте свечи – дороги и недоступны.

Источник: Исторические районы Петербурга от А до Я.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы

Пятнов П. В.
Автор предлагает новый вариант пешеходной экскурсии для православных и туристов, интересующихся православными храмами Москвы, которые мало вовлечены в современные туристские маршруты.
Читать PDF
0.00 байт

ГОРОД И ПРИГОРОДНЫЕ СЛОБОДЫ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ В 30-90-е ГОДЫ XIX в.

Терещенко А. А.
В статье, написанной преимущественно по архивным материалам, на примере губерний Центрального Черноземья показано, как в XIX начале XX вв. решался вопрос о включении жителей подгородных слобод в состав городского населения.
Читать PDF
0.00 байт

Типология семьи Покровской пригородной слободы Тамбовской губернии (по материалам ревизии 1850 г. )

Милехин М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о дате основания слободы Царево Городище на реке Тобол

Менщиков Владимир Владимирович
В статье рассматривается проблема основания слободы Царево Городище в историографическом и источниковедческом контекстах.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о строительстве и местоположении католического храма Греческой слободы в Петербурге

Андреев Александр Николаевич
В статье впервые подробно рассматриваются процессы церковного строительства римских католиков в Греческой слободе Петербурга создание первой деревянной церкви св. Петра в 1710 г., ее перестройка в камне, завершенная в 1726 г.
Читать PDF
0.00 байт

Архитектурный облик татарской слободы Томска в конце XIX начале XX в

Гончарова Елена Захаровна
Статья посвящена анализу архитектурного облика мусульманского Заисточья Томска, где «сибирскими бухарцами» и исламизированными сибирскими татарами была основана татарская слобода в период возникновения города.
Читать PDF
0.00 байт

Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-татарской слободы

Сайфуллина Ляйля, Васильева Юлия, Хайруллина Альбина
Статья посвящена одному из наиболее красивых зданий Старо-татарской слободы Казани гостинице «Амур».
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы современного развития Николаевской слободы г. Красноярска

Федорова Ольга Сергеевна
Статья посвящена истории возникновения Николаевской слободы в г. Красноярске в конце XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Царево городище - история слободы (рецензия на коллективную монографию)

Самигулов Гаяз Хамитович
В рецензии представлена коллективная монография «Слобода Царево городище (1679-1782 гг.)», изданная Курганским государственным университетом.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории Московской Мещанской слободы XVII века

Амосова Оксана Сергеевна
Правовой статус городского населения Российской империи и в настоящее время остается малоизученным вопросом.
Читать PDF
0.00 байт

Ранняя история Богоявленской слободы Мстёры. Генезис мстёрского иконописного промысла

Баранов Виктор Вячеславович
Данная статья посвящена ранней истории Богоявленской слободы Мстёры и зарождению в ней иконописного промысла. В статье были использованы вновь открытые архивные данные, а также малоизвестные литературные источники XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

Ревность, убийство, ложь и безумие. Эпизод из истории Оружейной палаты и Бронной слободы XVII века

Орленко С.П.
Рассматривается эпизод частной жизни мастеров Оружейной палаты и жителей Бронной слободы в контексте истории придворной оружейной мастерской.
Читать PDF
0.00 байт

Археологические текстильные находки XVII-XVIII вв. Из слободы Новодевичьего монастыря в Москве. Атри

Елкина Ирина Игоревна
В статье рассматриваются текстильные находки XVII-XVIII вв., полученные в ходе археологических работ в 2014-2015 гг. на кладбище церкви Иоанна Предтечи в слободе Новодевичьего монастыря.
Читать PDF
0.00 байт

К истории повседневной жизни Бронной слободы второй половины xvii века, или о том, как Дракула со св

Орленко С.П.
Рассматривается эпизод из повседневной жизни Бронной слободы семейная ссора мастера Оружейной палаты, выходца из Витебска Ивана Григорьева сына Дракулы, с его супругой Ириной.
Читать PDF
0.00 байт

Реалии и перспективы развития Старо-татарской слободы г. Казани как объекта туристского показа

Абдрахманова А.И., Хайрутдинов Рамиль Равилович
В данной статье рассматривается комплекс Старо-татарской слободы города Казани в качестве туристического ресурса.

Похожие термины:

  • БЕЛЫЕ СЛОБОДЫ, БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

    земли феодалов в городах и сельской местности XIV—XVII вв., частично или полностью освобожденные от налога государству (обеленные).
  • ИНОЗЕМНЫЕ СЛОБОДЫ

    в XVI–XVII вв. в России места поселения иностранцев в русских городах.
  • Белые слободы

    ч асти городов, принадлежавшие светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено(обелено) от уплаты посадских государственных податей – тягла. Окончательно уничтожены
  • СЛОБОДСКАЯ Ода Абрамовна

    [28.11(10.12). 1895 (в нек-рых источ. 1888), Вильно — 30.7.1970, Лондон] — арт. оперы (сопрано), камерная певица. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой, по оперному кл. у И. Ершова). Будучи студенткой конс., исп. с
  • Слободзинский, Адам Иванов

    докт. медицины, 1850 г. доцент врачебноведения Киев. унив. и секретарь медицин. факультета, 1857 г. коллеж. сов.; род. 1822 г. 24 дек., † 1869 г. {Половцов}
  • Слободзинский, Адам Иванович

    — врач, доцент Киевского университета по кафедре врачебноведения, секретарь медицинского факультета там же; род. 24 декабря 1822 г., умер в 1869 г., сын мещанина, среднее образование получил в Каменец-По
  • Слободенюк, Александр Дмитриевич

    Главный редактор газеты "Известия Марий Эл"; родился 14 февраля 1964 г. в п. Подюга Коношского района Архангельской области; окончил Московский полиграфический институт в 1986 по специальности "
  • АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА

    резиденция Ивана IV Грозного в 1564-72. См. Александров.
  • Слободской, Василий Андреевич

    д. т. сов., член Ком. прошений в 1829 г., † 8 авг. 1846 г. Прибавление: Слободской, Василий Андреевич, тайн. сов.; род. 1772 г. (в 1830 г. показывал себе 57 л.). {Половцов}
  • Анна, игуменья Слободского женского мон

    (окт. 1703 г.) — игуменья Слободского женского мон. {Половцов}
  • Иннокентий, архим. Слободского Крестовоздвиженского мон

    строит. Спасского мон. в Орлове, 1802 г. {Половцов}
  • Слободской, Сергей Артурович

    Генеральный директор ОАО "Издательский дом "Санкт-Петербургские ведомости"; родился 8 августа 1958 г.; окончил Ленинградский механический институт по специальности "инженер-механик" в 19
  • Евгений, последний игумен Богоявленского слободского мон

    1791—7 г. {Половцов}
  • СЛОБОДКИНА Эсфирь Соломоновна

    22(9).09.1908 (Челябинск) живет в США. Живописец, скульптор и иллюстратор. Дочь управляющего нефтяного завода. С 1915 семья жила в Уфе, с 1919 - во Владивостоке, с 1920 - в Харбине. В 1923-27 училась в коммерческом учи
  • Евсевия, игуменья Слободского Котельницкого мон

    (1849 г.). {Половцов}
  • Иноземцев, Федор, слободчик

    1682 г. устроил в Утяцкой слободе раскольническую пустыню. {Половцов}
  • СЛОБОДЗИНСКИЙ Георгий Николаевич

    2.06.1896 (Россия) - 17.05.1967 (Париж). Живописец. Брат скульптора Н. Гронской. Участвовал в I мировой войне, был тяжело ранен. Жил во Франции. Из-за ранения и травмы, полученной на работе, передвигался на косты
  • ХАМОВНИЧЕСКАЯ СЛОБОДА

    Хамовники, - старинная московская слобода. Располагалась в районе совр. Зубовского бульвара и ул. Льва Толстого. Была образована в связи с переселением жителей тверской Константиновской слободы в
  • Слободской, Иван

    — вологжанин, бывший архиерейский певчий; в 1690-х годах составил "Вологодский летописец", обнимающий эпоху от 1341 до 1686 г. и напечатанный в извлечении Н. Суворовым в "Вологодских епархиальных
  • Слободской, Михаил Иванович

    Декан факультета экономики и менеджмента Томского государственного архитектурно-строительного университета. Родился 12 октября 1947 г. в г. Великие Луки Псковской области. В 1971 г. окончил Томский го