искусник, мудрец, лжемудрец — в Древней Греции люди, сведущие в какой-либо области: профессиональные учителя философии и красноречия второй половины V—первой половины IV вв. до н. э. Профессиональные ораторы II—V вв. и. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.
СОФИСТЫ
СОФИСТЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Софисты
Софисты (sophists, греч. sophistes - "мудрец", "знаток"), странствующие профессиональные учителя в Др. Греции в 5 в. до н.э. С. преподавали за плату самые разные предметы, прежде всего риторику. Большим знатоком риторики был Горгий Леонтинский (ок.483-376 до н.э.); его приезд в Афины в 427 г. стал важной вехой развития ораторского иск-ва в Аттике. Молодым афинским демократам было необходимо знание риторики, чтобы убедительно выступать в нар. собрании, и Горгий Леонтинский мн. сделал для улучшения методов преподавания. Вместе с тем, С. нередко вызывали негативное отношение своей критикой традиционных представлений о богах, обычаях и моральных нормах, а также заявлениями о том, что они способны научить любого, как превратить неубедительные доводы в убедительные. В эпоху Римской империи С. называли прежде всего преподавателей риторики. Слово "софистика" в значении "игра слов", "ошибочное, двусмысленное рассуждение" отражает распространенное недоверие к С.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
СОФИСТЫ
первонач. в Др. Греции С. назыв. мудрого, искусного в к.-л. делах человека. После греко-перс. войн, в период расцвета афинской демократии, С. стали назыв. себя появивш. в Афинах платные преподават. философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и др. наук и иск-в, а в особен. ораторск. ис-ва риторики. С. в большинстве были греки-чужестранцы (неафиняне), приезж. в Афины ради доходов, к-рые приносила преподават. деятельность, а иногда и по др. (в частн., дипломатич.) делам. Просветит. деятельность С. внесла в умств. жизнь Греции мн. нового: критику политич. этич. и религ. устоев др.-греч. общества и госуд.; критику сложивш. к этому времени философских учений, что было связано с внесен. софистами принципами релятивизма (Протагор) и скептицизма (Горгий); выделение в философии на первое место вопросов этики, политики и теории познания; идеи субъек-тивизма и индивидуализма. Среди С. были сторонники рабовлад. демократии (Протагор и др.) и ее противники (Критий, Калликл). Были и противники рабства (Алкидам). Протагор в своем релятивизме и субъективизме («человек есть мера всех вещей») пытался опереться на учение Гераклита о непрерыв. движении и измен. всех вещей и признавал существ. «текучей материи». Горгий, используя аргументацию враждеб. Гераклиту элейской школы, вообще отрицал возможность знания. К элеатам был, по-видимому, близок Антифонт. Гиппий и Антифонт известны своими исследов. в обл. математики, Протагор и Продик — в обл. грамматики. Софистика, начавш. с просветит. деятельности старшего поколения С., довольно быстро, особенно у мн. ее менее значит. представителей (Евтидем), выродилась в иск-во защищ. и опроверг. в речах и споре любые положения. С. стали назыв. человека, «торгующ. мнимой мудростью». В 4 в. до н.э. приемы софистики нашли широкое примен. в рассужд. представит. мегарской и кинич. школ. Во 2 — 5 вв. н.э. С. назыв. себя ораторы, получ. спец. подготовку в греч. риторич. школах, поклонники древ. греч. культуры, создавшие лит. жанр публич. речей, произносимых гл. обр. в целях показа иск-ва речи. Различ. «вторую софистику» 2 в., связанную с общественно-литер. теч., получившим назв. «греч. возрождения» (предшественники второй софистики — Дион Хрисостом, Элий Аристид и др.), и «позднюю софистику» 4 — 5 вв. (Фемистий, Либаний и др.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Софисты
Первоначально греческое слово "софист" означало "мудрый, знающий человек", однако в 5 в. до н. э. так стали называть профессиональных учителей, которые странствовали и за плату обучали желающих. В число известных софистов, упоминаемых Платоном, входят Протагор и Горгий из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н. э.). В отсутствие системы школ в Греции софисты делали нужное дело, однако профессия софиста была дискредитирована людьми, подобными Фрасимаху из "Государства" Платона, которые учили достигать успеха в обществе, зарабатывать деньги и доказательно спорить на любую тему, совершенно не заботясь ни о морали, ни об истине. Именно поэтому Сократ критически относился к софистам.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
направление др.-гр. философии, зародившееся в сер. V в. до н. э. Начало софистической философии обычно связывают с деятельностью Протагора и Горгия. Видными С. были также Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах, Пол, Ликофрон и Алкида-мант. Из соч. С. почти ничего не сохран., изложение их взглядов есть во фр-тах и работах антич. авторов. Неизвестному С. принадлежит дошедшее до нас соч. «Двойные речи», в к-ром доказывается относительность понятий добра и зла.
Гл. принцип философии С. - всеобщая относительность, согласно к-рой мерой всего существующего, по словам Протагора, явл. человек. Релятивизм С. основывался на выдвинутой Горгием концепции всеобщей непознаваемости мира. Поэтому невозможность преодолеть чувственно-веществ. многообразие и приобщиться к умопостигаемому Единому вынуждает вырабатывать отношение к каждому конкрет. предмету этого многообразия. Отсюда стремление С. охватить все области челов. знания (Гиппий) и установить правила для словесного выражения предметов (Продик). Отсутствие безусловно истинных доводов сделало иск-во убеждения важнейшим средством повлиять на собеседника и способствовало зарождению риторики (Горгий). Гл. сферой деятельности С. было преподавание. За весьма бол. деньги они брались научить иск-ву управления гос-вом, умению выступать в суде, поэзии, астрономии, истории, мифологии и т. д. и даже добродетели, к-рая заключалась в правильном отношении к окружающему миру. Заслуга С. состояла в просвещении Эллады, небывалом распространении и популяризации филос. и науч. знаний.
Соч.: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940 - 1941. Ч. 1 - 2;
М. О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
направление др.-гр. философии, зародившееся в сер. V в. до н. э. Начало софистической философии обычно связывают с деятельностью Протагора и Горгия. Видными С. были также Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах, Пол, Ликофрон и Алкида-мант. Из соч. С. почти ничего не сохран., изложение их взглядов есть во фр-тах и работах антич. авторов. Неизвестному С. принадлежит дошедшее до нас соч. «Двойные речи», в к-ром доказывается относительность понятий добра и зла.
Гл. принцип философии С. - всеобщая относительность, согласно к-рой мерой всего существующего, по словам Протагора, явл. человек. Релятивизм С. основывался на выдвинутой Горгием концепции всеобщей непознаваемости мира. Поэтому невозможность преодолеть чувственно-веществ. многообразие и приобщиться к умопостигаемому Единому вынуждает вырабатывать отношение к каждому конкрет. предмету этого многообразия. Отсюда стремление С. охватить все области челов. знания (Гиппий) и установить правила для словесного выражения предметов (Продик). Отсутствие безусловно истинных доводов сделало иск-во убеждения важнейшим средством повлиять на собеседника и способствовало зарождению риторики (Горгий). Гл. сферой деятельности С. было преподавание. За весьма бол. деньги они брались научить иск-ву управления гос-вом, умению выступать в суде, поэзии, астрономии, истории, мифологии и т. д. и даже добродетели, к-рая заключалась в правильном отношении к окружающему миру. Заслуга С. состояла в просвещении Эллады, небывалом распространении и популяризации филос. и науч. знаний.
Соч.: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940 - 1941. Ч. 1 - 2;
М. О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
СОФИСТЫ
• ????????,
первоначально означали то же, что ?????, а во время Сократа — исключительно тот класс философов, которые занимались преподаванием философии не из любви к делу и не по доброй воле, но, переходя с места на место, учили за деньги. Общее сходство С., которое древние с некоторой односторонностью большей частью видят в мнимой мудрости или в наживе денег посредством мнимой мудрости, состояло в том, что они направляли философские исследования, имевшие прежде цель исследование истины, к служению практической жизни, всеобщему образованию и просвещению. Они хотели быть учителями добродетели, и преимущественно искусства управления государством и ораторского красноречия. Таким образом, они странствовали по греческим гoродам, в которых юношество толпилось вокруг них, и выдающиеся умы (напр., Перикл, Сократ, Еврипид) не отказывались от знакомства с ними. Однако они встречали много возражений со стороны друзей и представителей старинных нравов и образования (Аристофан) и еще большее сопротивление со стороны Сократа и его школы. Их появление совпадает со временем Перикла, с тем временем духовного и политического переворота, вследствие которого Афины переходили от более строгих древних нравов и образа мыслей к той вольности и легкомыслию, которые характеризуют годы Пелопоннесской войны. Первым софистом упоминается Протагор из Абдер; рядом с ним наиболее известен леонтинец Горгий. Их современниками являются Гиппий Элидский и Продик Кеосский. Ко второму поколению принадлежат Евтидем, Дионисодор (приводятся Платоном как потешные крикуны), Пол, ученик Гoргия, Фрасимах и некоторые другие. С. не занимались теоретическими науками ради них самих, но пользовались своими знаниями как материалом для блестящих речей и как средством к общему образованию и основывались при этом на скептических воззрениях о знании вообще. С устранением объективной истины было соединено пренебрежение нравственными законами и верой в богов, и дело сводилось у них не столько к упражнению памяти, сколько к упражнению в ораторском красноречии. Таким образом, С. сделались учителями риторики, и многие из них посвящали себя исключительно этому делу, причем они старались достигать своей цели путем сообщения ораторских приемов и обыкновенно почитали себя наверху славы, если были в состоянии по каждому предмету говорить за и против. Но чем более софисты преследовали это направление, тем более они становились ничтожными, тщеславными и корыстолюбивыми, и если С. первого поколения, Протагор, Горгий и др., при всей односторонности и опасности своих правил все-таки оказали несомненные заслуги распространению образования и разработке языка греческого народа, то уже в лице их ближайших последователей софистика представляет собой картину глубокого научного и нравственного падения. Сохранившиеся декламации и отрывки С. отпечатаны в сборниках аттических ораторов, философские отрывки в fragm. philos. Graec. Mullach´a, II, p. 130 cлл.
Софисты
Изначально софистом называли каждого, кто отличался выдающимися познаниями или редкими умениями (например, солона, Пифагора, семь мудрецов и натурфилософов). С середины V в. до н. э. так стали называть себя странствующие учителя мудрости. Однако насмешки староаттической комедии, а прежде всего диалоги Платона (Протагор, Горгий, Гиппий, Эвтидем) придали этому первоначально высокому определению уничижительное значение. Платон упрекал софистов в том, что они ищут не истины, а собственной славы и богатства (запрашивая высокие гонорары за индивидуальные или групповые занятия). Кроме этого, он критиковал их самовосхваление, болтливость и стремление победить противника любой ценой (не всегда при помощи корректных аргументов). Большая часть сочинений софистов утрачена. Сохранились только некоторые произведения Горгия, отрывки из Протагора, Двойные речи неизвестного автора и пара других фрагментов. Софисты были соединительным звеном между досократической натурфилософией и сократистами, занимавшимися этическими проблемами, но не составляли единой группы и часто расходились во взглядах. Сами они полагали, что занимают среднее положение между философами и политиками (Продик) или философами и риторами (Алкимад). Черты, общие для большинства софистов: 1. Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, Протагор считал, что ученики Гиппия напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но все они учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора). Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Даже Горгий, который утверждал, что он не учит житейской мудрости, стремился к той же цели. Софисты сами писали учебники по риторике (например, Горгий). 2. Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продики прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания. 3. Лингвистические интересы. Занись этимологией, лексикографиейи синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Синонимика Продика оказала влияние на сократико-платоническое и аристотелевское искусство дефиниций. Занимались они также эстетикой и поэтикой. 4. Критика онтологии элеатов (Зенон Элейский, Парменид). Протагор и Горгий отрицали онтологию и эпистемологию элеатов, считавших, что существует единое вечное и неизменное бытие, познаваемое только разумом. Софисты провозгласили сенсуализм и релятивизм, отрицая существование объективной истины. Некоторые из них (например, Ксениад из Коринфа) вообще отвергали возможность познания. Зато диалектика элеатов, а особенно их парадоксальные доводы против движения, оказала значительное влияние на эристику софистов. 5. Убежденность в противоречии между природой (physis) и условностями (nomos). Сочинения ионийских логографов и Геродота объяснили грекам, что в разных государствах господствуют разные, часто противоречащие друг другу обычаи и законы, которые не могут происходить от богов и должны быть делом людей. Этим человеческим законам софисты противопоставляли законы природы. Человеческий закон стали считать либо выдумкой слабых людей, сдерживающей развитие выдающихся личностей (Калликл в Горгии Платона), либо созданием сильных личностей для подчинения слабых (Антифон). Некоторые считали, что государство - результат договора, который гарантирует его участникам личную безопасность. Закон природы воспринимался как право сильнейшего, но некоторые софисты (Гиппий, Антифон, Алкимад) провозглашали, что все люди (даже рабы) равны от природы. Софисты также начали размышлять над происхождением религии и дали два риционалистических ответа (теории Продика и Крития). Они создали концепцию развития общества от примитивных, почти животных, форм ко все более совершенным (следы этих взглядов - у Крития, Продика, Протагора), отбросив старое представление о золотом веке человечества (выступающий у Гесиода). Значение софистов не ограничивается их собственными достижениями, а основано на том, что они впервые поставили определенные вопросы, ответы на которые ищут по сей день. Влияние софистов было огромным. Они в значительной степени повлияли на литературу. Староаттическая комедия показывает, как обсуждались их тезисы (Тучи Аристофана). Сократисты хотели одолеть софистику, но именно поэтому оказались в кругу поднятой ею проблематики. Аристотель в своих этических, политических и риторических воззрениях гораздо в большей степени зависит от софистов, чем он сам признает. Отзвуки софистики очевидны у Фукидида и в некоторых медицинских сочинениях из Гиппократова корпуса, а также у скептиков. Еврипида считали софистическим поэтом, поскольку он вкладывал в уста своих героев софистические изречения. Во времена Римской Империи, особенно начиная со II в. н. э., понятие софистики приобрело новое значение (хотя софисты этой эпохи имели достаточно оснований полагать, что придерживаются традиций Горгия). Софистами часто называли риторов и учителей риторики, которая служила в основном для составления образцовых речей все более литературного характера. Этот период в истории греческой литературы называют второй софистикой. Этот термин появился впервые в Жизнеописаниях софистов Филострата (II), который и сам был софистом, представителем второй софистики. Другие ее представители - это прежде всего Дион Прусский, Герод Аттик, Элий Аристид, Максим Тирский, Лукиан. Поскольку риторика господствовала в школе, особенно в высшей, софистика играла чрезвычайно важную роль в культурной жизни. В IV в. н. э. софисты оказались на стороне язычников против победившего христианства. К наиболее выдающимся представителям поздней софистики принадлежат Либаний и Фемистий.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999