Сократ
гравер на дереве; его имя стоит на рамке (passe-partout), хранящейся в Киево-Печерской типографии; вверху ее Троица, внизу Успение; по бокам разные лики; в лист.
{Ровинский}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
СОКРАТ
470/469 — 399 до н.э.) — др.-греч. философ-идеалист. Род. и жил в Афинах; свое учение проповедовал на улицах и площадях, сам ничего не писал. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алквиад, Критий. Был обвинен в «безбожии» и «совращ. молодежи». По приговору суда выпил яд и умер.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сократ
469 - 399 до нашей эры) - великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческих философов (главным образом в книгах его гениального ученика Платона). Центр тяжести философских размышлений Сократа заключался в стремлении твердо обосновать этические понятия (добродетели, справедливости, честности и т.д.). К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Характерной особенностью философского исследования Сократа был его метод, заключавшийся в том, что, развивая свои взгляды в устной беседе, он не излагал их систематически, а ставил вопросы своим собеседникам, пробуждая в них активную работу мысли и получая правильный вывод в результате цепи положений и возражений. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в отечественных богов и введение новых божеств. За новое божество был сочтен тот "демон", о котором часто говорил Сократ, разумея под ним внутренний голос совести, предостерегающий человека от дурных поступков.
Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005
Сократ
470–399 гг. до н. э., греческий философ. Согласно древней традиции, Сократ сам ничего не писал. Зато он был мастером диалектического метода, и в этой роли выступает в диалогах Платона и Ксенофонта. Каждый из этих двух авторов рисует собственный образ С.; иной его образ (карикатурного характера) мы находим в Тучах Аристофана, который высмеивает С. как тип софиста. С. родился в Афинах, провел в них всю жизнь, выступал в их защиту. В разговоре он сначала разбивал аргументы противника, чтобы потом, путем постановки вопросов, привести собеседника на путь дефиниции, хотя в диалогах Платона до нее дело часто не доходит. С. был убежден, что добродетельные поступки невозможны без обретения знания, как надлежит поступать, и что это знание определяет жизненную позицию, ибо никто добровольно не согласится совершить проступок. Значительную роль С. отводил божественному вдохновению (daimonion). Современное ему общество не поняло С. и его поступков, а отношение к нему несло в себе черты как восхищения, так и ненависти, что отразилось в его обвинении и смертном приговоре, несмотря на отсутствие доказательств вины.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Сократ
(лат. Socratus, 470–399 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода поиска истины путем постановки наводящих вопросов (сократического метода). Письменных трудов не оставил. Диалоги Платона, наряду с диалогами Ксенофонта, — важнейшие источники для изучения деятельности Сократа как философа и воспитателя. Его философская деятельность приходилась на основной период Пелопоннесской войны, в которой он лично принимал участие. Естественным наукам Сократ не придавал значения, его занимало лишь нравственное воспитание граждан. Философия призвана совершенствовать человека, она в состоянии сделать это, а добродетель можно воспитать. Каждый человек способен к добродетели, ибо каждому дана возможность достичь мудрости. Представители распадающейся афинской демократии приговорили Сократа к смерти по ложному обвинению в растлении юношества и поклонении «новым божествам». Его заставили выпить чашу с ядом цикуты. Диалоги Сократа «Апология», «Критон» и «Федон» стали непреходящим памятником как олицетворение человечности, стойкости, бесстрашия и справедливости. Сократ для последующих эпох стал воплощением идеала мудреца.
Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.
СОКРАТ
469 — 399 гг. до н. э.) — великий афинский философ, сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. Сократ былочень некрасив и, по отзыву Зопира, походил лицом на старого сатира Силена. Но по сложению он был силен и здоров и отличался большой выносливостью. О жизни его известно весьма немного. Большую часть своего времени он посвящал обучению своих сограждан, стараясь способствовать нравственному совершенствованию людей и особенно ратуя против ложного знания и понимания вещей. Он не основал никакой школы, а учил обыкновенно на улицах и площадях, начиная беседу с ничтожных на первый взгляд предметов. Прямота суждений Сократа и обличение им своих современников были причиной того, что у него появилось много врагов, которые обвиняли его в развращении юношества и в отречении от государственной религии. Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Сократ был приговорен к смерти и мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись воспользоваться предлагаемым ему друзьями средством к побегу. Сократ был одной из самых идеальных личностей, когдалибо живших на земле. Он не оставил сочинений, но мысли его записаны Платоном и частью Ксенофонтом.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Сократ
Сократ (Socrates) (469-399 до н.э.), афинский философ, один из самых известных мыслителей Др. Греции, человек большого личного мужества и высоких моральных убеждений. Сначала С., по-видимому, был приверженцем натурфилософии, а затем его привлекла этическая филос. проблематика - в частности, поиск пути к постижению истинного блага. При С. существовал круг молодых слушателей, в к-рый входил Алки-виад. Общение с ними, скорее всего, и послужило основанием для обвинения С. в совершении аморальных поступков и развращении молодежи, к-рое было выдвинуто против него в 399 г. С. сам защищал себя на суде, но был осужден и приговорен к смерти; он выпил чашу цикуты, отвергнув советы друзей, к-рые предлагали ему организовать побег. Живой портрет С., изложение его идей можно найти в диалогах ученика С., Платона, и в "Воспоминаниях о Сократе"Ксенофонта. Свое учение С. излагал устно. Рассуждая вслух, ставил беспощадные, но вместе с тем окрашенные иронией и юмором наводящие вопросы (сократический метод); особенно часто от него доставалось софистам. С. оказал огромное влияние на последующих мыслителей, стал воплощением идеала мудреца. Убежденный в том, что добродетели можно научить, С. считал своей осн. задачей анализ повседневных поступков с помощью систематической филос. методики.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
СОКРАТ
Sokratns) (470 или 469 - 399 до н. э.) - др.-греч. философ-идеалист. Род. и жил в Афинах; свое учение проповедовал на улицах и площадях, сам ничего не писал. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад, Критий. Был обвинен в "безбожии" и "совращении молодежи". По приговору суда выпил яд и умер. Личность С., его философия, обстоятельства процесса, смерти известны из соч. Платона, Ксенофонта, Аристотеля. С. исследовал общие понятия методом вопросов и ответов. С его именем связан перелом в истории античной философской мысли, выразившийся в переходе от рассмотрения научно-естеств. проблем к изучению гл. обр. этико-моральных и политических. В центре обширной биографич. лит-ры о С. стоят проблемы: насколько достоверны сведения о нем и каковы его политич. взгляды, в чем сущность конфликта между С. и афинской демократией. В зависимости от решения этих вопросов С. объявляют либо невольным критиком демократии в связи с анализом им таких понятий, как "справедливость", "гос-во", "закон" и т. п., и в связи с критикой им всех форм правления, либо сознательным ее противником.
Лит.: Жебелев С. A., Сократ. (Биография, очерк), Берлин, 1923; Gigon О., Socrates. Sein Bild in Dichtung und Geschichte, Bern, 1947; Fischer J. L., Socrates nelegend?rn?, Praha, 1965.
H. Б. Бреговская. Кишинев.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
СОКРАТ
гениальный греческий философ; родился в 469 году, сын афинской повивальной бабки. Благодаря сосредоточенности мышления приобрел некоторые странности; мальчишки насмехались над ним, когда он стоял на улице, как бы в столбняке, задумавшись над поглотившей его мыслью. "Я знаю, что я ничего не знаю", скромно говорил о себе мудрец. "Все, что человек знает и что может понять, ничто по сравнению с тем, чего он не знает и не понимает".
Однажды С. побывал в Дельфах и задал тамошнему оракулу вопрос, что самое главное для мудрого человека? Оракул отвечал: "Познай самого себя". Когда же по этому совету он стал сосредоточенно думать о самом себе, ему пришлось сделать многие заключения и вообще о человеке, о человеческом обществе и о направляющей его жизнь Силе - Боге. До него греческие философы занимались почти исключительно созерцанием внешней природы, не обращая внимания на мир нравственный. С. первый из них положил в основание всей человеческой мудрости самопознание. Во всех проявлениях человеческой души он находил свидетельство о Боге. По его словам, "Лицо Бога видеть невозможно, но с тебя довольно видеть Его дела, чтобы поклоняться им и чтить Его". Идея о Боге, как о вечном и неизменном, по сравнению с переходящим человеческим, стала главным содержанием его философии. Он был очень далек от требований жизни и все заботы по содержанию семьи приходились на долю его жены Ксантиппы. Не мудрено, что она прославилась в Афинах своей сварливостью, и с тех пор неуживчивых жен повсюду называют "Ксантиппами".
Целыми днями С. пропадал на площади с учениками и почитателями его мудрости, а старшие сограждане видели в его учениях угрозу принятым в Афинах языческим верованиям. Его обвинили в безбожии, судили и приговорили к смерти. Находясь в тюрьме, он отказался от попытки друзей спасти его бегством и выпил "чашу горькую цикуты", которая его умертвила. Это было в 371 г. до Р. Хр.
Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966
Сократ
(470–399 до н. э.), греч. философ. Жил в Афинах, сын камнереза и повивальной бабки. Письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта — важнейшие источники для изучения деятельности С. как философа и воспитателя. Важные сведения содержат также сократические диалоги других его учеников, сохранившиеся лишь фрагментарно. Почти все ученики идеализируют С, а его высказывания о педагогике и самом учителе, приводимые ими, частично противоречат друг другу. Поэтому нельзя восстановить аутентичный облик С. Даже среди современников не было единства в оценке философа (в «Облаках» Аристофана С. представлен софистом, хотя сам он всегда стремился преодолеть софистику). Рассмотрев те свидетельства, где различные авторы не противоречат друг другу, можно сказать, что философская деятельность С. приходится в осн. на период Пелопоннесской войны, в которой он лично принимал участие. Единств, из пританов, он в 406 до н. э. не признал антиконституционный смертный приговор военачальникам, проигравшим битву у Аргинусских островов. Натурфилософии и естеств. наукам С. не придавал значения. Его занимало лишь нравств. воспитание граждан. Философия призвана совершенствовать человека. Она в состоянии сделать это, ибо правильные поступки обусловлены истинным знанием, а добродетель можно воспитать. Предпосылкой истинного знания является самопознание, в особенности понимание собств. незнания. С. заставлял своих собеседников искать истину путем постановки наводящих вопросов (майевтика), тем самым подводя их к самопознанию. Одновременно он требовал, чтобы они находили в самих себе это истинное знание. Беседуя с учениками, С. сам учился вместе с ними. Мысли С. об источниках и роли знания носят идеалистич. характер, но в то же время в них имеется заряд гуманистич. воспитательного оптимизма. В основе их лежит, в частности, идея, что каждый в равной мере способен к добродетели, ибо каждому дана возможность достичь мудрости. Представители распадающейся афинской рабовладельч. демократии приговорили С. к смерти по ложному обвинению в растлении юношества и поклонении «новым божествам» (его заставили выпить чашу с ядом). Причиной приговора было то, что С. имел многочисл. учеников из аристократич. кругов (Алкивиад), подвергал нападкам некоторые демократич. институты и обычаи, был связан с представителями реакционной софистики. При этом не упоминалось, что предметом критики С. была не демократия вообще, а ее извращения, что среди его учеников были отнюдь не одни аристократы, но и такие же бедняки, как и он сам. В сократовских школах (сократиках) вскоре разгорелась борьба за наследие учителя. Ее с ожесточением вели представители различных направлений. Активно участвовал в ней Платон. При этом каждая партия утверждала, что только она исповедует учение С. в чистом, первозданном виде. Ярко выраж. ориентация на этику, которую С. дал философии, оказала влияние на эпикурейцев, нашла отражение в стоицизме и скептицизме. Еще в большей степени, чем его учение, впечатляли жизнь и смерть С. О С. написано множество художеств, произведений (например, «Раненый Сократ» Брехта). Заслуга в возвышении имени С. первоначально принадлежала Платону, который поддерживал повсеместно память о своем учителе. Он сделал С. гл. персонажем почти всех своих произведений. Диалоги Платона «Апология», «Критон» и «Федон» стали непреходящим и литературно безупречным памятником С. как олицетворению человечности, стойкости, бесстрашия и справедливости.
Источник: Словарь античности. 1989
Сократ
греч. Sokrates)
(470 - 399 до н.э.)
греческий философ; родился в семье скульптора, жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад и др. С. не оставил письменного наследия, поскольку излагал свое учение устно. Он был осужден на смерть по обвинению в безбожии и растлении своим учением молодежи. Отказавшись от бегства из тюрьмы, которое предлагали организовать его ученики, он мужественно выпил предложенную ему чашу с цикутой. Философское кредо С. сохранила для потомства его знаменитая фраза: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из-за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским военачальникам, проигравшим битву у Аргинузских островов, был вынесен антиконституционный смертный приговор, Сократ оказался единственным членом афинского совета, кто не признал его законность. Самого Сократа афинские демократические власти обвинили в "введении новых богов" и растлении юношества и приговорили его к смерти - Сократ должен был выпить чашу с ядом (цикутой). Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам, - сам себя Сократ при этом называл "повивальной бабкой", заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем главным образом по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режиссер полемики. На первый взгляд может показаться, что знаменитая "сократическая ирония" (разыгранное неведение) и не менее знаменитый "сократический метод" (так задавать вопросы, чтобы получить требуемый ответ) приводят только к отрицательному результату: тот, кого расспрашивает Сократ, убеждается, что его первоначальные суждения на самом деле ложны и что, по сути, он ничего как следует не знает, ни на чем не стоит твердо, как это могло показаться до начала разговора. Однако это является необходимым предварительным условием для серьезной дискуссии в строгих терминах. Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно, иначе его нельзя будет считать хорошим ("Добродетель тождественна Знанию"). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников - среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение "платоническая любовь" относится к эпизоду из платоновского "Пира", когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии "Облака", не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа - это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине "Смерть Сократа" придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало в жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, ученик Архелая и Анаксагора. Род. и жил в Афинах, принимал участие в Пелопоннесской войне (431-404). Общался с софистами, Периклом, Еврипидом, Алкивиадом. Был приговорен к смерти и казнен по обвинению в развращении молодежи и поклонении ложным богам. Сам С. ничего не писал, его филос. взгляды содержатся в т. н. сократических диалогах Платона и Ксенофонта.
Отказавшись от натурфилос. догматизма Анаксагора и релятивизма софистов, С. сосредоточил гл. внимание на выявлении сути нрав, понятий (справедливость, мудрость, мужество и др.) и сведении их в единую добродетель, к-рую он отождествлял со знанием. С. впервые сделал беседу (диалог) осн. методом филос. познания. В отличие от софистических упражнений, к-рые доказывали всеобщую относительность, сократический диалог стал способом нахождения истины. В своих беседах С. широко использовал логич. доводы, аналогии, мифологич. аллегории; первым, по свид-ву Аристотеля, применил индуктивное обобщение. Основополаг. принципом философии С. было постоянное стремление к обладанию истиной и последоват. учение о недостаточности и неполноте собств. знания. Проблема самопознания вне чувственно-веществ. мира («познай самого себя») посредством разум, общения с др. людьми, сформулированная С., ознаменовала начало постепенной субъ-ективизации антич. философии и антич. мировосприятия. Деятельность С. оказала влияние на образование т. н. сократических школ по всей Элладе (мегарская, элидо-эретрийская и др.). Учениками С. были Ксенофонт, Платон, Антисфен и Аристипп.
Соч.: Платон. М., 1968 - 1972; Т. 1 - 3; Платон. Диалоги. М., 1986; Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.; Л., 1935; (то же - СПб., 1993).
Лит.: Кессиди Ф.X. Сократ. М., 1988; РожанскийИ. Д. Загадка Сократа // Прометей. М., 1972. Вып. 9
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
СОКРАТ,
•Socrătes,
Σωκράτες, 1) афинянин. О внешней жизни этой личности, столь важной для истории культуры и нравов Греции, у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия. Родителями его называют ваятеля Софроникса и Фенарету; родился он в 469 г. до Р. X. Вначале, как говорят, он занимался ремеслом своего отца и изготовил одетых Харит в Акрополе; последнее очень сомнительно. То, что он исполнял дела рабов и занимался неблагородным ремеслом, наверное, клевета. Об его учителях существуют различные рассказы, из которых относительно хода его образования можно с точностью заключить только то, что он усердно пользовался пособиями своего родного города, что он личным знакомством старался учиться у образованных и рассудительных мужей, что он для этой цели не пренебрегал сочинениями философов и поэтов, а в геометрии обладал необыкновенными познаниями. В более поздние годы своей жизни С. является образцом набожности, самообладания, выносливости, постоянства в дружбе и убеждениях, любви к отечеству и твердости характера. Эти внутренние достоинства заставили его современников совершенно забыть о его некрасивой, даже безобразной наружности, над которой он сам шутил с большим юмором. Жил он бедно, но ни в чем не нуждался; вспыльчивость его жены Ксантиппы (сварливость которой обратилась в пословицу), он умел переносить с величайшим равнодушием, хотя и сам он, по рассказам, не всегда был нежным супругом. К политической деятельности он вовсе не чувствовал призвания, но, несмотря на это, все-таки побуждал других посвящать себя государственным занятиям и восставал против их самолюбивого космополитизма, а как гражданин отечества он исполнял свой долг на войне и в мире. Он сражался при Потидее, Делии, Амфиполе, боролся один против неправды в аргинузском процессе, а также против 30 тиранов. Но своей главной задачей он считал воспитание людей, именно нравственное и научное влияние на других. При этом он был в высшей степени бескорыстен и ни с кого не брал платы за учение. Вообще, С. всем своим существом представляет тип истинного грека. Он был умерен, не будучи аскетом; его обхождение с юношами - в нравственном отношении запятнанное только позднейшей клеветой - имеет на себе отпечаток греческой формы любви к мальчикам, и его суждение о более вольном сношении полов согласно с воззрениями эллинов; далее он видит высшую нравственность только в послушании государственным законам и почитает при этом народных богов. Своеобразно было его верование в демоний (δαιμόνιον), внутренний голос, который отклонял его от несправедливости и побуждал к добру. Своего учения и мнений С. сам письменно не излагал, и мы знаем их только из сочинений Платона, Ксенофонта и отчасти Аристотеля; вернее всего, вероятно, изобразил С. Ксенофонт. Принцип Сократовой философии есть стремление к основанному на непосредственном понимании знанию или основное правило, что всякое суждение и деяние должно опираться на правильно составленное понятие о предмете. Содержание его философии ограничивается этикой, а естественной философией и теологическими исследованиями С. занимался настолько, насколько они находятся в связи с этикой. И в этой последней есть только немного основных положений, которые он определяет философски; его самое общее основное положение есть то, что вся добродетель заключается в знании и нравственное невежество есть величайший порок. Очевидно, что С. должен был неоднократно вызывать против себя неудовольствие не только результатами, но еще более методом своего учения, рвением, с которым он посвящал себя испытанию людей и раскрывал ложность мнимого значения. Как рано уже он навлек на себя недоверие весьма значительной партии противников, показывают "Облака" Аристофана, которые были поставлены в первый раз в 424 г. до Р. X. Двадцать четыре года спустя он пал жертвой ненависти противников. Обвиненный поэтом Милетом, как главным обвинителем, государственным мужем Анитом и оратором Ликоном в отречении от государственной религии и введении новых богов, а также в совращении юношества к неповиновению родителям и государственным законам, он был осужден на смерть (339 г.) и, отказавшись воспользоваться случаем к бегству, выпил яд с беспримерным спокойствием и веселостью, которые так прекрасно и трогательно описали Платон и Ксенофонт. Причины его осуждения следует искать в ненависти и преследованиях как софистов, так и демократов, которые должны были бояться его как самого опасного противника своих отчасти неразумных стремлений, хотя главный пункт обвинения был направлен против него как учителя юношества, опасного для религии и нравственности. Степень его вины несколько десятилетий тому назад была предметом полемики (между Форхгаммером и Бендиксеном, 1837-1839), хотя неоспоримых результатов эти ученые не добились. Одно только остается несомненным, что С., следуя внутреннему призванию, стал выше своего времени и далеко опередил своих современников. Благородство его души и чистота его стремлений остаются неприкосновенными, и руководящие основные мысли его оказались непреложными и впоследствии (ср. монографию v. Lasaulx, 1858); 2) С. или Сосикрат, аргивянин, неизвестного времени, автор поездки по Аргосу (περιήγηδις ´Άργους) и сочинения, которое трактует о мифических предметах, πρòς Ει̉δόθεοσ; 3) из Коса, автор сочинения ε̉πικλήσεις θεω̃ν, по меньшей мере в 12 книгах; 4) из Родоса, написал историю римских междоусобных войн. Ср.: Мюллер, fragm. hist. Graec., IV, p. 496 слл.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Сократ
• Socr?tes,
????????,
1. афинянин. О внешней жизни этой личности, столь важной для истории культуры и нравов Греции, у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия. Родителями его называют ваятеля Софроникса и Фенарету; родился он в 469 г. до Р. X. Вначале, как говорят, он занимался ремеслом своего отца и изготовил одетых Харит в Акрополе; последнее очень сомнительно. То, что он исполнял дела рабов и занимался неблагородным ремеслом, наверное, клевета. Об его учителях существуют различные рассказы, из которых относительно хода его образования можно с точностью заключить только то, что он усердно пользовался пособиями своего родного города, что он личным знакомством старался учиться у образованных и рассудительных мужей, что он для этой цели не пренебрегал сочинениями философов и поэтов, а в геометрии обладал необыкновенными познаниями. В более поздние годы своей жизни С. является образцом набожности, самообладания, выносливости, постоянства в дружбе и убеждениях, любви к отечеству и твердости характера. Эти внутренние достоинства заставили его современников совершенно забыть о его некрасивой, даже безобразной наружности, над которой он сам шутил с большим юмором. Жил он бедно, но ни в чем не нуждался; вспыльчивость его жены Ксантиппы (сварливость которой обратилась в пословицу), он умел переносить с величайшим равнодушием, хотя и сам он, по рассказам, не всегда был нежным супругом. К политической деятельности он вовсе не чувствовал призвания, но, несмотря на это, все-таки побуждал других посвящать себя государственным занятиям и восставал против их самолюбивого космополитизма, а как гражданин отечества он исполнял свой долг на войне и в мире. Он сражался при Потидее, Делии, Амфиполе, боролся один против неправды в аргинузском процессе, а также против 30 тиранов. Но своей главной задачей он считал воспитание людей, именно нравственное и научное влияние на других. При этом он был в высшей степени бескорыстен и ни с кого не брал платы за учение. Вообще, С. всем своим существом представляет тип истинного грека. Он был умерен, не будучи аскетом; его обхождение с юношами — в нравственном отношении запятнанное только позднейшей клеветой — имеет на себе отпечаток греческой формы любви к мальчикам, и его суждение о более вольном сношении полов согласно с воззрениями эллинов; далее он видит высшую нравственность только в послушании государственным законам и почитает при этом народных богов. Своеобразно было его верование в демоний (?????????), внутренний голос, который отклонял его от несправедливости и побуждал к добру. Своего учения и мнений С. сам письменно не излагал, и мы знаем их только из сочинений Платона, Ксенофонта и отчасти Аристотеля; вернее всего, вероятно, изобразил С. Ксенофонт. Принцип Сократовой философии есть стремление к основанному на непосредственном понимании знанию или основное правило, что всякое суждение и деяние должно опираться на правильно составленное понятие о предмете. Содержание его философии ограничивается этикой, а естественной философией и теологическими исследованиями С. занимался настолько, насколько они находятся в связи с этикой. И в этой последней есть только немного основных положений, которые он определяет философски; его самое общее основное положение есть то, что вся добродетель заключается в знании и нравственное невежество есть величайший порок. Очевидно, что С. должен был неоднократно вызывать против себя неудовольствие не только результатами, но еще более методом своего учения, рвением, с которым он посвящал себя испытанию людей и раскрывал ложность мнимого значения. Как рано уже он навлек на себя недоверие весьма значительной партии противников, показывают «Облака» Аристофана, которые были поставлены в первый раз в 424 г. до Р. X. Двадцать четыре года спустя он пал жертвой ненависти противников. Обвиненный поэтом Милетом, как главным обвинителем, государственным мужем Анитом и оратором Ликоном в отречении от государственной религии и введении новых богов, а также в совращении юношества к неповиновению родителям и государственным законам, он был осужден на смерть (339 г.) и, отказавшись воспользоваться случаем к бегству, выпил яд с беспримерным спокойствием и веселостью, которые так прекрасно и трогательно описали Платон и Ксенофонт. Причины его осуждения следует искать в ненависти и преследованиях как софистов, так и демократов, которые должны были бояться его как самого опасного противника своих отчасти неразумных стремлений, хотя главный пункт обвинения был направлен против него как учителя юношества, опасного для религии и нравственности. Степень его вины несколько десятилетий тому назад была предметом полемики (между Форхгаммером и Бендиксеном, 1837-1839), хотя неоспоримых результатов эти ученые не добились. Одно только остается несомненным, что С., следуя внутреннему призванию, стал выше своего времени и далеко опередил своих современников. Благородство его души и чистота его стремлений остаются неприкосновенными, и руководящие основные мысли его оказались непреложными и впоследствии (ср. монографию v. Lasaulx, 1858);
2. С. или Сосикрат, аргивянин, неизвестного времени, автор поездки по Аргосу (?????????? ´??????) и сочинения, которое трактует о мифических предметах, ???? ?????????;
3. из Коса, автор сочинения ??????????? ?????, по меньшей мере в 12 книгах;
4. из Родоса, написал историю римских междоусобных войн. ср.: Мюллер, fragm. hist. Graec., IV, p. 496 слл.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884