СООБЩЕНИЯ
СООБЩЕНИЯ
начиная с архаич. эпохи вместе с развитием торговли расшир. объем внешних сношений греч. полисов. В разнообраз. связях с др. странами принимали участие мн. слои населения Греции. Напр., у Гесиода даже крестьянин спорадич. участвует в мор. торговле. Обще-эллинские празднества побужд. греков, особенно молодежь, к дальним путешествиям. Геродот ок. 450 до н.э. упомин. о связях с отдал. народами зап. части Сев. Африки, Индии и южнорусско-кавказких обл. Хорошо налаж. сухопутный транспорт существ., однако, только в Перс. империи; для греч. полисов гл. роль в сношениях играл мор. транспорт. Мор. С. происход. в летний период, причем корабли старались держаться прибрежной полосы; зимние плавания и прямые плавания через откр. море по возможн. избегались. При сухопутных переездах использов. вьюч. животные: наиболее распростр. из них были неприхотл. и не нуждающ. в дорогах ослы, а на равнинах — лошади и мулы. В эллинистич. период походы Александра Македонского существ. расшир. С. с Востоком; в это же время усилив. С. между Великой Грецией, Испанией и Галлией. Для облегч. С. уже в 4 в. до н.э. римляне начали строить свои первые дороги — засып. щебнем и мощеные транспортные пути. За 600 лет существ. рим. госуд. общая длина транспортной сети в рим. Средиземноморье состав. 80 000 км. Развитие этой сети было тесно связано с общим увелич. объема С. Внеш. торговля Рим. империи простир. на гораздо более дальние расст. и достигала отдаленных обл. При путешествиях через пустыни в Африке, Аравии и вдоль Велик. шелк. пути использов. верблюды (дромедары). Для обеспеч. мор. С. строились маяки и издав. руководства по мор. плаванию; для облегч. движения сухопут. транспорта возвод. мосты, прорывались туннели, устанавл. постоялые дворы, составл. дорожные карты и путеводители (итинерарии). Безопасность С. обеспеч. воен. посты, оберегавшие гл. магистрали от разбойников. В надписях рим. времени почти отсутств. упомин. о транспортных происшествиях. Следы антич. кораблекрушений исследует совр. подводная археология. С. на близкие расст. осуществл. частные торговцы, к-рые с 3 в. н.э. были обязаны объед. в корпорации. Антич. транспортная сеть, способная перевозить огромные объемы грузов, заслуж. самой высокой оценки.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сообщения
Начиная с архаич. эпохи вместе с развитием торговли расширяется объем внешних сношений греч. полисов. В разнообразных связях с другими странами принимали участие мн. слои населения Греции. Например, у Гесиода даже крестьянин спорадически участвует в мор. торговле. Общеэллинские празднества побуждали греков, особенно молодежь, к дальним путешествиям. Геродот ок. 450 до н. э. упоминает о связях с отдал, народами зап. части Сев. Африки, Индии и южнорусско-кавказских областей. Хорошо налаж. сухопутный транспорт существовал, однако, только в Персидской империи; для греч. полисов гл. роль в сношениях играл мор. транспорт. Мор. С. происходили в летний период, причем корабли старались держаться прибрежной полосы; зимние плавания и прямые плавания через открытое море по возможности избегались. При сухопутных переездах использовались вьючные животные: наиболее распростран. из них были неприхотливые и не нуждающиеся в дорогах ослы, а на равнинах — лошади и мулы. В эллинистич. период походы Александра Македонского существенно расширили С. с Востоком; в это же время усиливаются С. между Великой Грецией, Испанией и Галлией. Для облегчения С. уже в 4 в. до н. э. римляне начали строить свои первые дороги — засыпанные щебнем и мощеные прочные транспортные пути. За 600 лет существования рим. государства общая длина транспортной сети в рим. Средиземноморье составила 80 000 км. Развитие этой сети было тесно связано с общим увеличением объема С. Внешняя торговля Римской империи простиралась на гораздо более дальние расстояния и достигала отдаленных областей. При путешествиях через пустыни в Африке, Аравии и вдоль Великого шелкового пути использовались верблюды (дромедары). Для обеспечения мор. С. строились маяки и издавались руководства по мор. плаванию; для облегчения движения сухопутного транспорта возводились мосты, прорывались туннели, устанавливались верстовые столбы, открывались постоялые дворы, составлялись дорожные карты и путеводители (итинерарии). Безопасность С. обеспечивали военные посты, оберегавшие гл. магистрали от разбойников. В надписях рим. времени почти отсутствуют упоминания о транспортных происшествиях. Следы античных кораблекрушений исследует совр. подводная´археология. С. на близкие расстояния осуществляли частные торговцы, которые с 3 в. н. э. были обязаны объединяться в корпорации. Античная транспортная сеть, способная перевозить огромные объемы грузов, заслуживает самой высокой оценки.
Источник: Словарь античности. 1989