замкнутые общественные группировки одного уровня, возникающие на основе обычая и оформляемые законодательно. В XV-XIX вв.: боярство, дворянство, крестьянство, городское сословие ("посадские люди"), купечество, духовенство, казачество.
Сословия
Сословия
Источник: Краткий исторический словарик
Сословия
социально-правовые группы докапиталистических обществ, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. В России после реформ Петра I и Екатерины II - это духовенство, дворянство, гильдейское купечество (привилегированные "неподатные" сословия), мещане, крестьянство (непривилегированные "податные" сословия).
Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999
СОСЛОВИЯ
социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитому сложившемся виде С. характеризовались наследственностью и относительной замкнутостью (дворянство, духовенство, купечество, мещане, крестьянство). В России начали складываться как следствие реформ Петра I.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Сословия
социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.
Сословия
социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. Классическим принято считать сословное деление общества во Франции, где с XIV-XV вв. существовали высшие сословия (духовенство и дворянство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне), которое платило налоги и выполняло различные повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.
СОСЛОВИЯ
утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от другой части населения страны родом деятельности и гражданским состоянием (сословными правами). С. образуются в границах государства, как неизбежный фактор общественного развития в соответственную эпоху социальной эволюции. В России до революции 1917 г. различалось пять основных Сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В СССР, по мнению некоторых правоведов, члены коммунистической партии тоже составляют замкнутое сословие, привилегированный класс, в отличие от покорных масс беспартийного населения. Прием в партию мало отличается от "верстания" в дети боярские, помещики и дворяне, практиковавшегося в Московском государстве.
Общественная структура казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен еще не изучена. Известно только, что у них были свои князья, а значит существовали и охранители власти, дружинники, пользовавшиеся особыми правами. Такая же дружина из местных жителей Казаров-Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в Запорожской республике "знатные войсковые товарищи" имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа, в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему "поспольству", которое часто именовалось "чернью", по аналогии с пчелиным роем. Там же, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки-мещане, ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих "городовых атаманов".
Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: "старые", "домовитые", отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, "голутвенных", возвращавшихся на родную реку с большим опозданием.
Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали развитию их в истинные С. Служилые Казаки, покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям.
С. регламентировались у Казаков только после того, как их земли попали под контроль соседних государей, без различия были ли то золотоордынекие ханы, короли польско-литовские или цари московские. Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков "своих людей", жалуя особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами.
Среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные "лучшие люди", небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев "милостиго государя"; Казаки-купцы приобретают сословный статус "торговых Казаков", остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в "лучшие люди", при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести.
Так закрепилось у Казаков три основных С-вия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки. Духовенство тоже составляло отдельное С-вие, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег.
Малокультурные дворяне часто пользовались своим старшинским положением. Иные из них, особенно в XVIII столетии, беззастенчиво притесняли рядовых станичников. Но с укреплением правовых норм и с общим развитием образования, злоупотребления стали менее возможными. Злонамеренные старшины ставились под действительный контроль; дворянство проживало свои состояния, становилось экономически ниже торговых людей и даже многих хозяйственных станичников. Антонио де Романо, посетивший Дон в начале XIX в., писал, что там среди наемных рабочих "нередко можно встретить казачьих офицеров" и он сам "видел даже майора в числе работников у одного урядника, владельца невода" (А.П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Дону 1961).
Казаки смирились с существованием классовых различий, полагая, что в благоустроенном обществе сословного деления избежать невозможно. Благодаря этому, после революции 1917 г., пропаганда ленинцев нашла сочувствие лишь у незначительной части казачьего населения империи и классовых антагонизмов в нем не пробудила.
Общественная структура казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен еще не изучена. Известно только, что у них были свои князья, а значит существовали и охранители власти, дружинники, пользовавшиеся особыми правами. Такая же дружина из местных жителей Казаров-Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в Запорожской республике "знатные войсковые товарищи" имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа, в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему "поспольству", которое часто именовалось "чернью", по аналогии с пчелиным роем. Там же, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки-мещане, ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих "городовых атаманов".
Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: "старые", "домовитые", отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, "голутвенных", возвращавшихся на родную реку с большим опозданием.
Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали развитию их в истинные С. Служилые Казаки, покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям.
С. регламентировались у Казаков только после того, как их земли попали под контроль соседних государей, без различия были ли то золотоордынекие ханы, короли польско-литовские или цари московские. Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков "своих людей", жалуя особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами.
Среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные "лучшие люди", небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев "милостиго государя"; Казаки-купцы приобретают сословный статус "торговых Казаков", остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в "лучшие люди", при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести.
Так закрепилось у Казаков три основных С-вия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки. Духовенство тоже составляло отдельное С-вие, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег.
Малокультурные дворяне часто пользовались своим старшинским положением. Иные из них, особенно в XVIII столетии, беззастенчиво притесняли рядовых станичников. Но с укреплением правовых норм и с общим развитием образования, злоупотребления стали менее возможными. Злонамеренные старшины ставились под действительный контроль; дворянство проживало свои состояния, становилось экономически ниже торговых людей и даже многих хозяйственных станичников. Антонио де Романо, посетивший Дон в начале XIX в., писал, что там среди наемных рабочих "нередко можно встретить казачьих офицеров" и он сам "видел даже майора в числе работников у одного урядника, владельца невода" (А.П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Дону 1961).
Казаки смирились с существованием классовых различий, полагая, что в благоустроенном обществе сословного деления избежать невозможно. Благодаря этому, после революции 1917 г., пропаганда ленинцев нашла сочувствие лишь у незначительной части казачьего населения империи и классовых антагонизмов в нем не пробудила.
СОСЛОВИЯ
в докапиталистич. обществ.-экономич. формациях социально- правовые группы, каждая из к-рых отличалась своим юридич. положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде С. характеризовались наследственностью и относит. замкнутостью. Господство в докапиталистич. обществах внеэкономического принуждения предопределяло открытое признание различия обязанностей и прав разных классов и слоев общества. Социальная структура докапиталистич. обществ характеризовалась значит. сложностью, в них существовала целая лестница обществ. положений, клас. деление было "затемнено", осложнено сословным, классы и С. не полностью совпадали друг с другом. Число и характер С. были обусловлены, во-первых, формой и степенью внеэкономич. принуждения, осуществляемого по отношению к угнетенным слоям населения, и, во-вторых, разделением функций внутри господств. класса. Наиболее отчетливо клас. основа деления на С. проявлялась в разграничении С. на высшие, привилегированные, и низшие. Деление на С. осложнялось иногда делением по профессиональным, этнич., религ. и др. признакам. Понятия "С." и "класс" (в совр. их понимании) совпадали в тех случаях, когда имело место совпадение юридич. статуса определенной социальной группы и ее фактич. социально-экономич. положения в системе производств. связей, напр. понятия "С. рабов" и "класс рабов" для нек-рых периодов истории античных обществ (хотя формально рабы стояли вне публично признанного сословного строя), "С. крестьянства" и "класс крестьянства" на определенных стадиях развития феод. общества. С. могло охватывать лишь часть класса. Так, в средние века светские феодалы в Зап. Европе постепенно консолидировались в одно С. дворянства, тогда как высшее и ср. духовенство, представлявшее часть феодалов (не только по источникам доходов, но и по происхождению) составляло основу другого господств. С. - духовенства. Наконец, С. могло охватывать социальные группы, весьма отличные друг от друга (напр., третье сословие в средневековой Франции). С. зарождаются вместе с кристаллизацией клас. строя. В начале формирования С. переход из одного С. в другое формально не исключался. Замкнутость С. становится важным их признаком лишь после окончат, оформления состава господств, класса. Она обосновывается и теоретически (учение Платона о трех С. - философов, воинов и работников, Фомы Аквинского - о неизменности С. как их важном признаке). Одним из средств обеспечения относит. замкнутости С. служила наследственность привилегий и обязанностей. Однако полностью "закрытых", замкнутых С. не существовало, хотя здесь были различия, зависевшие и от характера С. (в рамках привилегированных С. замкнутость была больше, в рамках низших - слабее), и от экономич. условий, и от стадий развития общества (значит. возрастание подвижности С. к концу существования формации). Сословное право было внешне безразлично к имуществ. положению членов общества (хотя в нек-рых обществах имуществ. принцип при делении на С. был отчетливо выражен, в связи с чем имела место известная изменчивость сословной структуры в зависимости от имуществ. положения - имуществ. ценз для ряда С. Др. Рима, причисление в ср.-век. Англии к рыцарям всякого обладавшего годовым доходом в 20 ф. ст. и более). С. не оставались неизменными, изменялись и сами критерии их формирования (по принципу происхождения, по занимаемому положению в гос-ве). Между С. шла борьба, к-рая была явной или скрытой клас. борьбой в тех случаях, когда борющиеся С. принадлежали к разным классам. Но часто борьба шла и между С. внутри одного класса - в защиту сословных интересов (к-рые отодвигались на второй план, когда возникала угроза общим интересам господств, класса). Консолидация С., т. е. превращение их в социальные группы с равными правами (уничтожение многочисл. существовавших ранее внутри С. юридич. категорий и групп), превращение их в социальные группы, осознающие свое единство, закрепленное в общегос. масштабе, - явление относительно позднее и для рабовладельч., и для феод. строя. Диалектика развития заключалась в том, что одновременно и параллельно с окончат. консолидацией С. на поздней стадии существования формации идет постепенный (и скрытый за сословным делением) процесс фактич. разложения старых С. Происходит все более интенсивное изменение состава каждого С. на базе изменения имуществ. и др. положения отдельных лиц и групп (предоставление части рабов известной фикции правоспособности, возникновение рабов-торговцев и владельцев мастерских; "обуржуазивание" части дворянства и др.), а затем исчезновение старых С. или вообще ликвидация сословного строя (с ликвидацией феодализма). Разложение феод. и рождение новых, бурж. отношений сопровождалось ликвидацией замкнутости С., под юридич. оболочкой старого сословного деления фактически формировались новые классы. Сохранение сословных перегородок консервировало социальную структуру и тормозило дальнейшее формирование новых социальных групп (уже на основе не правовых, а чисто экономич. и имуществ. критериев, что характерно для бурж. общества, где клас. деление выступает обнаженно). Бурж. революции с большей или меньшей последовательностью ликвидировали сословный строй. Социалистич. революции ликвидируют его без остатка. Конкретная история С. по отдельным ист. периодам и отдельным странам и регионам изучена неравномерно. Много неясных и спорных вопросов в истории С. в древности. Так, сов. античники дискутируют вопрос о том, являлись ли С. рабы, можно ли считать С. афин. метеков или рим. вольноотпущенников, вопрос о понятии "класс - сословие" применительно к древности, и др. Наиболее четко сословное деление прослеживается для императорского Рима, где официально были признаны С.: сенаторов (ordo senatorium), всадников (ordo equester - до 4 в.), декурионов (ordo decurionum), или куриалов. Сословный строй нашел наиболее законченное выражение в странах ср.-век. Зап. Европы. Сословное деление пронизывало все стороны жизни ср.-век. общества (сословное право, сословный суд, сословный принцип формирования органов сооловно-представительных учреждений в сословных монархиях, сословная мораль и т. д.), будучи одним из выражений характерной для средневековья корпоративности обществ. строя. "Классич." выражение С. получили в стране "классич." феодализма - Франции (два привилегированных неподатных или пользовавшихся податными льготами С. - духовенство (первое С.) и дворянство (второе С.) - и непривилегированное, податное, третье сословие). Достигнув полного юридич. завершения к концу 13 в., сословный строй был уничтожен здесь в ходе Вел. франц. революции. Своеобразная политич. структура ср.-век. Германии нашла отражение в возникновении здесь (в качестве официально признанных) 2 групп С. - "имперских С." (представленных в рейхстаге) и "земских С." (представленных в ландтагах). Первые были упразднены в 1806, вторые в ряде случаев даже официально - только в 1918. Своеобразием отличалось сословное деление в Швеции, где в качестве официально признанного и представленного в сословно-представительном учреждении - риксдаге - выступало С. свободного крестьянства (четвертое С.). В России зарождение С. относится к периоду складывания феод. общества в Киевской Руси (10-11 вв.). Характерными для этого этапа были: сравнительная многочисленность и пестрота сословных групп, значительная их неустойчивость и наличие многих промежуточных слоев, выделение сословных групп по происхождению (в особенности для зависимых и промежуточных слоев) или по функциональному положению в гос-ве (прежде всего для привилегиров. групп). В эпоху феод. раздробленности внутри отд. княжений и земель С. приобрели относительно зрелый характер. Первый этап консолидации С. в общерус. масштабе относится к эпохе образования и развития Русского централизованного государства в форме сословно-представительной монархии. Специфич. чертами этого периода истории С. были: относительная незамкнутость привилегированных С. (прежде всего в связи с постоянными процессами феодализации на вновь колонизуемых территориях), известное отставание юридич. оформления С. от реальных социальных и правовых отношений, сохранение (но в значительно меньшей, чем ранее, мере) относительной дробности сословного деления непривилегиров. населения (крестьянства, холопства, посадских людей). Ведущей тенденцией было стирание юридич. перегородок внутри каждого из главных антагонистич. классов - феодалов и крестьян. Завершение консолидации С. произошло в эпоху абсолютизма. В юридич. плане четко фиксируются права и обязанности привилегированных ("неподатных") и непривилегированных ("податных") С. (реформы Петра I и Екатерины II; см. Жалованная грамота дворянству 1785; Жалованная грамота городам 1785). К первым принадлежали: духовенство, дворянство, гильдейское купечество, ко вторым - мещане, крестьянство. Крепостнич. характер реформ 60-70-х гг. 19 в., сохранение помещичьего землевладения и царского самодержавия обусловили и сохранение в значит. мере сословного строя в стране вплоть до Вел. Окт. социалистич. революции. Окончат. отмена С. была произведена декретом от 10(23) нояб. 1917 "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". Подробная разработка вопроса о С. на Руси была дана родоначальниками государственной школы - К. Д. Кавелиным и особенно Б. Н. Чичериным, наиболее четко сформулировавшим теорию "закрепощения" и "раскрепощения" С. гос-вом, а также близким к этой школе С. М. Соловьевым. Возникновение С. представители этой школы относили к т. н. гос. периоду рус. истории (окон. 15 в.), характерными их особенностями (принципиально отличавшими С. в России от С. в Зап. Европе) считали слабость и искусственность рус. С., а их возникновение объясняли разумом и творческой волей самодержавия, к-рое сообразно военным, фискальным и адм. нуждам гос-ва в 16-17 вв. провело "закрепощение" всех С. (начиная со служилого и кончая крестьянством и горожанами). С 18 в. началось (в том же порядке) "раскрепощение" С., завершившееся реформами 60-70-х гг. 19 в. Позднее по ряду проблем были внесены нек-рые уточнения и дополнения (А. Е. Пресняков отмечал, напр., наличие нек-рых сословных групп уже в эпоху Киевской Руси). Однако несмотря на это, теория гос. школы в главных своих положениях оставалась почти безраздельно господствующей в дореволюц. науке. Крайнее развитие она получила у П. Н. Милюкова. Особой была концепция Н. П. Павлова-Сильванского, к-рый доказывал фактич. тождество происхождения и положения С. на Руси и в Зап. Европе (и в период сословно-представительной монархии, и при абсолютизме, к-рый он датировал 1565-1861). В. О. Ключевский подчеркивал как сходство, так и различие С. на Западе и в России (в частности, отмечал, что в России сословное деление отличалось большей подвижностью, изменчивостью), происхождение С. связывал как с политич., так и с экономич. факторами. В сов. ист. науке проблема С. получает принципиально иное решение в соответствии с марксистско-ленинской теорией и на базе общего изучения развития феодализма на Руси (работы Б. Д. Грекова, M. Н. Тихомирова, П. П. Смирнова, С. В. Юшкова, Н. М. Дружинина, Л. В. Черепнина и др.). Однако многие конкретные вопросы еще мало разработаны. Спорными вопросами С. в сов. историографии являются: время возникновения С. и особенности их раннего развития; роль и особенности эволюции С. гор. населения; характер и роль различных С. в системе Рус. централизованного гос-ва; характер взаимоотношений С. и гос-ва в эпоху абсолютизма. В странах Востока, по-видимому, отсутствовало четкое юридич. оформление С., а при фактически сложившемся сословном делении обнаруживается значит. подвижность сословных градаций. В ряде стран Бл. и Ср. Востока ср.-век. авторы отмечают наличие следующих групп населения (юридически зафиксированные права и обязанности к-рых в ряде случаев прослеживаются и в законодательстве): "люди меча" (военные), "люди пера" (чиновные лица разных рангов), улеми (люди духовных званий), кади, или "люди закона" (законоведы; наследование их прав не имело четкой юридич. фиксации, однако фактически корпоративность существовала); податные С. - райяти - зависимые крестьяне, имевшие зафиксированный законом юридич. статус ("сын райята является райятом"); горожане, иногда также причислявшиеся к райятам (Иран); рабы. Одним из показателей полноправности в этих странах, где действовало мусульм. право, считалась принадлежность к исламу (все мусульмане рассматривались как равные перед законом). Своеобразие сословно-клас. структуры Др. Индии отразилось в известной степени в иерархии варн, ср.-век. Индии - в иерархии каст. В связи с особой ролью в системе обществ. отношений мн. стран Востока гос-ва и гос. принуждения находится специфика формирования в этих странах привилегированного слоя (прежде всего по месту, занимаемому в гос. аппарате, а не по происхождению, не по "родовитости"). Характерна в этом отношении роль бюрократии в Др. и ср.-век. Китае, где она была одним из самых могуществ. С. (хотя система гос. экзаменов на замещение адм. должностей приводила к постоянному обновлению ее состава, осн. кадры чиновной бюрократии черпались из класса крупных феод. землевладельцев). Лит.: Ленин В. И., Агр. программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6 (т. 6); Зельин К. К., Принципы морфологич. классификации форм зависимости, "ВДИ", 1967, No 2; Барг M. A., Бурж. историография о социальной структуре средневекового об-ва, "ВИ", 1966, No 12; Касты в Индии. Сб. ст., М., 1965; Ключевский В. О., История сословий в России, в его кн.: Соч., т. 6, М., 1959; Herrnstadt R., Die Entdeckung der Klassen..., В., 1965; Fahlbeck P., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922; Hintze О., Typologie der st?ndischen Verfassungen des Abendlandes, "HZ", 1929, Bd 141, H. 2; К?bler В., Ordo, PWK, Hlbd 35, Stuttg., 1939; Heck Ph., Beitr?ge zur Geschichte der St?nde im Mittelalter, Bd 1-2, Halle, 1900-05; Heck Ph., La soci?t? d´ancien r?gime. Organisation et repr?sentation corporatives, P. - Louvain, 1943; Unger F. W., Geschichte der deutschen Landst?nde, Tl 1-2, Hannover, 1884; Zimmerman К., Die st?ndische Idee in der katholischen Sozialphilosophie, K?ln, 1928 (Diss.); Bloch M., La soci?t? f?odale. Les classes et le gouvernement des Hommes, P., 1940. См. также лит. при статьях об отдельных сословиях. И. Я. Лернер, В. Д. Назаров (С. в России), А. С. Твеританова (С. в странах Востока). Москва.