СТАЛЬ
СТАЛЬ
предполаг., что процесс произ-ва С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различ. С., получ. путем закалки, и обычное железо. Эмпирич. было открыто, что сталь, получ. из отборной руды, неск. раз подвергнутая термич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает кач-вами, отсутств. у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появ. представл. о внутр. структуре металла. В описаниях процесса изготовл. исп. клинков указыв., что при грубой холодной обработке теряется эластич. металла, т.к. разруш. его структура. Рим. дамасская С., из к-рой сделаны 200 мечей, найденные в Нидаме (Сев. Шлезвиг, Дания), явл. вершиной антич. металлообработки.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сталь
Предполагается, что процесс производства С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различали С, получ. путем закалки (chalyps), и обычное железо (sideros). Эмпирически было открыто, что сталь, получ. из отборной руды. неск. раз подвергнутая гермич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает качествами, отсутствующими у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появилось представление о внутр структуре металла. В описаниях процесса изготовления исп. клинков указывается, что при грубой холодной обработке теряется эластичность металла, т. к. разрушается его структура. Рим. дамасская С . из которой сделаны, 200 мечей, найденные в Ни даме (Сев. Шлезвиг, Дания), является вершиной античной металлообработки.
Источник: Словарь античности. 1989
СТАЛЬ
Людмила Николаевна (парт. псевдоним - "Елена", "Мария Ивановна" и др.) (2.III.1872 - 23.IV.1939) - деятель революц. движения в России. Род. в Екатеринославе в бурж. семье. Чл. Коммунистич. партии с 1897. В 1901, при возвращении в Россию из Парижа с транспортом "Искры", была арестована и затем сослана в Верхоленск; из ссылки бежала. Вела парт. работу в Петербурге, Одессе, Курске, Москве, Екатеринославе. Неоднократно (в 1903, 1905, 1906) подвергалась арестам и ссылкам. С 1907 по 1917 жила за границей, принимала активное участие в деятельности большевистской секции в Париже и франц. социалистич. партии. После Февр. революции 1917 работала организатором и агитатором Петербургского к-та РСДРП(б), с авг. 1917 - редактором газ. "Пролетарское дело", чл. Президиума Кронштадтского к-та РСДРП(б) и чл. Исполкома Кронштадтского совета. В 1918-20 - на политпросвет. работе в Красной Армии; являлась чл. Уфимского и Вятского губкомов РКП(б). В 1920-28 вела большую работу среди женщин: зав. отделом работниц Кавк. бюро РКП(б), чл. Междунар. женского секретариата ИККИ (1921-23), сотрудник отдела работниц ЦК РКП(б) (1924), зав. отд. массовой лит-ры для работниц и крестьянок в Госиздате (1925-28). В 1928-39 - на науч. работе в Музее Революции СССР; одновременно в 1928-31 - зам. пред. об-ва "Долой неграмотность".
Сталь
, Никола де (Stael, Nicolas de) 1914, Санкт-Петербург — 1955, Антиб. Французский живописец русского происхождения. Вместе с семьей покинул Россию в 1919. Много странствовал по Европе, ознакомившись с коллекциями крупнейших музеев. В 1933—1936 учился в Академии художеств Брюсселя. В 1938 обосновался в Париже. Большую часть ранних произведений уничтожил в 1941. Абстрактные Композиции 1944—1945 выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса (Композиция, 1949, Париж, Нац. музей современного искусства; Тяжкая жизнь, 1946, частное собрание). Ок. 1949 композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем (Праздничный день, 1949, Париж, частное собрание; Композиция, 1950, Лондон, галерея Тейт; Композиция, 1951, частное собрание). В Крышах Парижа (1952, Париж, Нац. музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Серии Футболистов и Бутылок в мастерской строятся по тому же принципу: по видимости отвлеченные красочные пласты получают предметное истолкование в контексте обозначенного сюжета (Парк де Прэнс, 1952, Париж, частное собрание; Маленькие футболисты, 1952, Дижон, Музей изящных искусств). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками (Музыканты, 1953, Париж, Нац. музей современного искусства; Большая оранжевая обнаженная, 1953, Париж, частное собрание; Коллаж на зеленом фоне, 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ (Агридженто, 1953, Цюрих, Кунстхаус). После самоубийства художника его творчество, преодолевшее антиномию абстракции — фигуративности, получило широкое признание.
Лит.: Jouffroy J.-P. La mesure de Nicolas de Stael. Neuchatel, 1981.
В. Крючкова
Лит.: Jouffroy J.-P. La mesure de Nicolas de Stael. Neuchatel, 1981.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006