СТАЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТАЛЬ
предполаг., что процесс произ-ва С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различ. С., получ. путем закалки, и обычное железо. Эмпирич. было открыто, что сталь, получ. из отборной руды, неск. раз подвергнутая термич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает кач-вами, отсутств. у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появ. представл. о внутр. структуре металла. В описаниях процесса изготовл. исп. клинков указыв., что при грубой холодной обработке теряется эластич. металла, т.к. разруш. его структура. Рим. дамасская С., из к-рой сделаны 200 мечей, найденные в Нидаме (Сев. Шлезвиг, Дания), явл. вершиной антич. металлообработки.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сталь
Предполагается, что процесс производства С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различали С, получ. путем закалки (chalyps), и обычное железо (sideros). Эмпирически было открыто, что сталь, получ. из отборной руды. неск. раз подвергнутая гермич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает качествами, отсутствующими у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появилось представление о внутр структуре металла. В описаниях процесса изготовления исп. клинков указывается, что при грубой холодной обработке теряется эластичность металла, т. к. разрушается его структура. Рим. дамасская С . из которой сделаны, 200 мечей, найденные в Ни даме (Сев. Шлезвиг, Дания), является вершиной античной металлообработки.

Источник: Словарь античности. 1989

СТАЛЬ
Людмила Николаевна (парт. псевдоним - "Елена", "Мария Ивановна" и др.) (2.III.1872 - 23.IV.1939) - деятель революц. движения в России. Род. в Екатеринославе в бурж. семье. Чл. Коммунистич. партии с 1897. В 1901, при возвращении в Россию из Парижа с транспортом "Искры", была арестована и затем сослана в Верхоленск; из ссылки бежала. Вела парт. работу в Петербурге, Одессе, Курске, Москве, Екатеринославе. Неоднократно (в 1903, 1905, 1906) подвергалась арестам и ссылкам. С 1907 по 1917 жила за границей, принимала активное участие в деятельности большевистской секции в Париже и франц. социалистич. партии. После Февр. революции 1917 работала организатором и агитатором Петербургского к-та РСДРП(б), с авг. 1917 - редактором газ. "Пролетарское дело", чл. Президиума Кронштадтского к-та РСДРП(б) и чл. Исполкома Кронштадтского совета. В 1918-20 - на политпросвет. работе в Красной Армии; являлась чл. Уфимского и Вятского губкомов РКП(б). В 1920-28 вела большую работу среди женщин: зав. отделом работниц Кавк. бюро РКП(б), чл. Междунар. женского секретариата ИККИ (1921-23), сотрудник отдела работниц ЦК РКП(б) (1924), зав. отд. массовой лит-ры для работниц и крестьянок в Госиздате (1925-28). В 1928-39 - на науч. работе в Музее Революции СССР; одновременно в 1928-31 - зам. пред. об-ва "Долой неграмотность".

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Сталь
, Никола де (Stael, Nicolas de) 1914, Санкт-Петербург — 1955, Антиб. Французский живописец русского происхождения. Вместе с семьей покинул Россию в 1919. Много странствовал по Европе, ознакомившись с коллекциями крупнейших музеев. В 1933—1936 учился в Академии художеств Брюсселя. В 1938 обосновался в Париже. Большую часть ранних произведений уничтожил в 1941. Абстрактные Композиции 1944—1945 выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса (Композиция, 1949, Париж, Нац. музей современного искусства; Тяжкая жизнь, 1946, частное собрание). Ок. 1949 композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем (Праздничный день, 1949, Париж, частное собрание; Композиция, 1950, Лондон, галерея Тейт; Композиция, 1951, частное собрание). В Крышах Парижа (1952, Париж, Нац. музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Серии Футболистов и Бутылок в мастерской строятся по тому же принципу: по видимости отвлеченные красочные пласты получают предметное истолкование в контексте обозначенного сюжета (Парк де Прэнс, 1952, Париж, частное собрание; Маленькие футболисты, 1952, Дижон, Музей изящных искусств). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками (Музыканты, 1953, Париж, Нац. музей современного искусства; Большая оранжевая обнаженная, 1953, Париж, частное собрание; Коллаж на зеленом фоне, 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ (Агридженто, 1953, Цюрих, Кунстхаус). После самоубийства художника его творчество, преодолевшее антиномию абстракции — фигуративности, получило широкое признание.
Лит.: Jouffroy J.-P. La mesure de Nicolas de Stael. Neuchatel, 1981.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Сталь арктической закалки. Артур Чилингаров

Юшкин Н.
Читать PDF
0.00 байт

Жермена де Сталь как социолог литературы и политик-публицист

Пефтиев Владимир Ильич
Жермена де Сталь (1766-1817) не единожды поражала современников в Европе и России созвездием своих талантов.
Читать PDF
0.00 байт

Так закалялась сталь

Кузнецов В.Б., Каширский С.
В тяжелейших условиях военного времени металлурги завода во главе с Г.И.
Читать PDF
0.00 байт

"как не ломалась сталь" (автобиографическая исповедь настоящего коммуниста)

Субетто Александр Иванович
Статья посвящена книге философа Л.А. Зеленова «Как не ломалась сталь». В этой книге современник и друг А.И.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние предварительной деформации на функциональные свойства биметаллического композита «TiNi сталь

Беляев Сергей Павлович, Рубаник Василий Васильевич, Реснина Наталья Николаевна, Рубаник Василий Васильевич Мл., Ломакин Иван Владимирович, Рубаник Оксана Евгеньевна
Исследовано влияние предварительной деформации на эффект памяти формы, обратимую деформацию и температуры восстановления деформации в биметаллическом композите «TiNi сталь», полученном сваркой взрывом.
Читать PDF
0.00 байт

Пейзажное пространство в романе Ж. Де Сталь «Коринна, или Италия»

Нужная Татьяна Владимировна
В статье затрагивается актуальная и оригинальная тема выявления специфики национального характера через описание пейзажного пространства в художественном произведении.
Читать PDF
0.00 байт

Природные образы в романе Ж. Де Сталь «Коринна, или Италия»

Нужная Татьяна Владимировна
Рассматривается тема художественной взаимосвязи пейзажного пространства и национального характера в романе французской писательницы XIX века Ж. де Сталь.
Читать PDF
0.00 байт

Марина Цветаева и роман Ж. Де Сталь «Коринна, или Италия»: к комментарию двух стихотворений Цветаево

Быстрова Татьяна Александровна
The article comments on the reference to the heroine of Madame de Stael's Corinna, or Italy in Marina Tsvetayeva's poems.
Читать PDF
0.00 байт

КАК РАСПЛАВЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

Кагановская Лиля
В статье рассматривается репрезентация сталинского героя соцреалистических романов 1930-1950-х годов.
Читать PDF
0.00 байт

2019.01.032. ИВАНЕНКОВ С.П., КУСЖАНОВА А.Ж. ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. - СПБ.: НПО ПБ АС, 2018. - 316 С

Шкаев Д.Г.

Похожие термины:

  • СТАЛЬ (СТАЛЬ фон ГОЛЬШТЕЙН)

    барон Николай Владимирович 5.01.1914 (С.- Петербург) 16.03.1955 (Антиб, Франция). Живописец, график. Сын генерал-майора барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853— 1921), помощника коменданта Петропав
  • Сталь, Александр Федорович

    ген.-майор; † 23 янв. 1821 г., 36 л. {Половцов}
  • Сталь, Анатолий Александрович

    (барон Сталь-фон-Гольштейн; Stahl). По окончании курса в Имп. училище правоведения посещал Академию художеств и пробовал гравировать в Обществе русских аквафортистов. Его работы: "Женская головка&qu
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ

    первоначально то же, что булат, позднее — сталь, полученная кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки. Название от сирийского города Дамаск, где производство этой стали был
  • ЛУИЗА ЖЕРМЕНА ДЕ СТАЛЬ

    1766—1817) Французская писательница. Автор романов «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия!» (1807), книг «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800), «О Германии» (1810). До Же
  • Сталь-фон-Гольштейн

    Сталь-фон-Гольштейн - баронский род, происходящий из Вестфалии и восходящий к XII в. В XV в. он появляется в Прибалтийском крае. Иоанн Сталь-фон-Гольштейн (умер в 1515 г.) был фохтом Тевтонского ордена в Ве
  • СТАЛЬ Людмила Николаевна

    (1872–1939), деятель российского революционного движения. Участница первой русской революции 1905–1907 и Октябрьской социалистической революции 1917. В Красной Армии с 1918. С 1920 в Кавказском бюро ЦК РКП(б). Р
  • Покровский, Сталь Сергеевич

    Генеральный директор Приаргунского производственного горно-химического объединения (Читинская обл.); родился 8 марта 1926 г. в г. Харькове; в 1948 г. окончил Казахский горно-металлургический институт п
  • СТАЛЬ (Шталь) Лидия

    (урожденная Чекалова) (1885—?). Агент советской внешней разведки. Баронесса. Белоэмигрантка. С 1926 года жила в США (натурализированная американская гражданка). Бакалавр искусств Колумбийского универс