Станиславский

Найдено 1 определение
Станиславский

Станиславский (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) - один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Родился в Москве, 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. была француженка, бабушка с материнской стороны - известная в свое время артистка в Париже. Образование С. получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Коммиссаржевского , вместе с которым и с Федотовым (XLI, 887) основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни. В 1898 г. С. вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством С., а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех его был очень средний. Новая эпоха для М. Х. Т. началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного в то время Чехова . Сотрудничество театра Немировича-Данченко и С. с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер. Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант режиссера, С. Лучшие современные драматурги в Западной Европе - Метерлинк, Гауптман и другие - присылают свои пьесы в рукописях в М. Х. Т., считая его постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и С. Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, например, театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре С. до идеального совершенства. Дом, в котором происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора. Сцена в постановках С. совершенно отделена от зрительного зала, в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок С. и заключается в этой закулисной жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги С. и созданного им театра, в своем отстаивании старой условности и сценической рутины, сводят все новаторство С. к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это совершенно неверно. С. - прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей. Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них, и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений. Его постановки - вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. Огромное достоинство С. заключается и в уменье вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают С. в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически: театр С. дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Качалова , Москвина, Книппер и других. Вместе с тем С. умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим материалом для врагов М. Х. театра. С наибольшим совершенством режиссерский талант С. выразился в постановках Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр - преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царят нежность и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана. Как актер, С. обнаруживает сильно выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удаются ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте; его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь - в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила - в уменье изображать скрытый душевный мир; его лучшая роль - доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм - только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь С. с неподражаемой художественностью. Другая сторона его таланта - уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, - сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний недостаток Штокмана - его близорукость - в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста. Из множества других ролей С. наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького: "На дне". Зин. Венгерова.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Станиславский о «Человеческом духе роли»

Коптев Лев Николаевич
Рассматриваются взгляды К. С. Станиславского на актёра как человека. Человек-творец предстаёт как триединство: дух — душа — тело. Выявляется содержание понятий, используемых К. С.
Читать PDF
0.00 байт

К. С. Станиславский и Ф. И. Шаляпин о профессиональном мастерстве вокалиста

Демедюк Игорь Петрович
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования профессионального мастерства вокалиста. Опираясь на педагогические принципы К.С. Станиславского и творчество Ф.И.
Читать PDF
0.00 байт

СТАНИСЛАВСКИЙ И МЫ

Кречетова Римма Павловна
Two fragments from Rimma Krechetova’s book “Stanislavsky” prepared for publication in “The Molodaya Gvardia” Editorial House (“The Life of Outstanding People” series) reveals author’s aim to understand the fate and creations of St
Читать PDF
0.00 байт

АФФЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА: РИБО – СТАНИСЛАВСКИЙ – СТРАСБЕРГ

Черкасский Сергей Дмитриевич
Аффективная (эмоциональная) память – психофизиологическое качество человека, открытое французским психологом Т.
Читать PDF
0.00 байт

СТАНИСЛАВСКИЙ И ЙОГА: ОПЫТ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Черкасский Сергей Дмитриевич
Долгое время влияние йоги на Станиславского или отрицалось или считалось кратковременным и быстро изжитым. Настоящая работа доказывает обратное.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние учения Станиславского на воспитание актеров в Китае в 20-40 гг. XX в.

Фу Вэйфэн
В статье рассмотрены идеи «системы Станиславского», проникнувшие в Китай в 1916 г., радикально повлиявшие как на методику подготовки кадров в театральных вузах, так и на работу профессиональных актеров и режиссеров.
Читать PDF
0.00 байт

Система Станиславского и метод Страсберга: опыт сравнительного анализа

Черкасский Сергей Дмитриевич
Театрально-педагогическая практика Ли Страсберга (1901-1982), приведшая к созданию Метода (The Method), как сегодня во всем мире называют американскую версию системы Станиславского, представляет важный вклад в театральную педагоги
Читать PDF
0.00 байт

Театральное наследие К. С. Станиславского и современный театр (к 150-летию со дня рождения К. С. Ста

Сазонова Валентина Александровна
Прослеживается роль и значение открытий К.С. Станиславского в области сценического искусства для современного театра. Раскрыто значение личности К.С.
Читать PDF
0.00 байт

Принцип К. С. Станиславского «я есмь» в режиссерском методе Льва Додина

Фунтусов Владимир Павлович
Методология «живого театра», берущая свое начало от К.С. Станиславского, нуждается в постоянном обновлении и развитии. Успешные примеры такого обновления и развития дает нам сегодня практика Льва Додина.
Читать PDF
0.00 байт

Тренинг по Станиславскому в театральной педагогике ли Страсберга периода театра «Груп» (начало 1930-

Черкасский Сергей Дмитриевич
Театрально-педагогическое творчество Ли Страсберга (1901-1982), приведшая к созданию Метода (The Method ), как сегодня во всем мире называют американскую версию системы Станиславского, представляет важный вклад в актерскую педагог
Читать PDF
0.00 байт

Элементы экспериментальной психологии в системе К. С. Станиславского

Найденко Михаил Константинович
В статье рассмотрены поиски К. С. Станиславского в области современной ему психологии при создании творческой системы актерского мастерства.
Читать PDF
0.00 байт

Система Станиславского как базовый ориентир для сегодняшнего театра

Скорик Николай Лаврентьевич
В статье выделяются те положения системы Станиславского, которые являются ключевыми для понимания её актуальности и практического значения для современного театра.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие системы Станиславского в американских уроках Ричарда Болеславского

Черкасский Сергей Дмитриевич
Статья анализирует театрально-педагогическое творчество Р.В.
Читать PDF
0.00 байт

Метод физических действий К. С. Станиславского в хореографии

Валукин Максим Евгеньевич
С учетом предназначения метода физических действий К. С.
Читать PDF
0.00 байт

Метод физических действий К. С. Станиславского в хореографии (продолжение)

Валукин Максим Евгеньевич
На основе метода физических действий К. С.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Ковельско-Станиславский прорыв 1-я мировая война

    Наступление началось 22 мая (4 июня) 1916 с мощной артподготовки вдоль всего Юго- Западного фронта (командующий ген. А. А. Брусилов) от припятских болот до рум. границы; оно являлось частью общего наступ
  • СТАНИСЛАВСКИЙ, о. Алексей Маркианович

    12.02.1865—10[23].05.1953), прот., политический и общественный деятель, член фракции правых в Государственной Думе III и IV созывов. Окончил Харьковскую ДС (1886) и в том же году рукоположен во иерея. Служил сельски
  • Станиславский Антон Григорьевич

    Станиславский (Антон Григорьевич, 1817 - 1870) - профессор энциклопедии и русского государственного права с 1842 г. в Казани, а с 1857 г. в Харькове. В первом своем труде "Об актах укрепления прав на имущест
  • Станиславский Артур Оскарович

    — сибирский публицист (1845—1897), уроженец Царства Польского; в 1863 г. принял участие в польском восстании, был ранен и, подвергнутый военному суду, бежал сначала в Германию, потом во Францию, где оконч
  • Станиславский, Гиацинт

    1812 г. доктор медиц.; † того же года в авгусге, всего 22-х лет. {Половцов}
  • Станиславский, Сергей Кириллович

    — генерал-майор, один из участников в подавлении пугачевского бунта, умер в 1776 г. О ранних годах его военной службы никаких известий не сохранилось; первое встречающееся сведение о нем относится к
  • Станиславский, Кирко Сергеевич

    перев. с франц. "Повесть о пустыннике", СПб. 1780 г. {Половцов}
  • СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич

    (1863-1938) – выдающийся русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. В 1888 организовал с единомышленниками «Общество искусства и литературы», ставил спектакли, играл в них ведущие ро
  • КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ

    Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) родился в январе 1863 г. в Москве в очень богатой патриархальной купеческой семье. В 1881 г. он закончил Лазаревский институт восточных языков, первые во
  • Станиславский, С. М

    ("Влад. губерн. вед." 1849 г. № 45). {Половцов}
  • Станиславский, Семен Моисеевич

    — литератор, род. в 1848 г. в м. Никополе Екатеринославской губ. Воспитание получил традиционное; 23 лет от роду он под влиянием И. Г. Оршанского (см.) поступил в гимназию. Участвовал в провинциальной общ
  • СТАНИСЛАВСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ОБКОМ КП(б)У

    (август 1941). Секретари — Е. С. Бескровный, В. П. Ефремов. СТАНИЧКА, рыбачий поселок, предместье Новороссийска на западном берегу Цемесской бухты, где в ночь на 4 февраля 1943 был высажен десант морской п
  • СТАНИСЛАВСКИЙ А. В

    (?-?). Русский военный разведчик. Полковник, 3-й оберквартирмейстер. С ноября 1917 года возглавлял разведчасть Отдела 2-го генерал-квартирмейстерства (агентурная разведка). С мая по сентябрь 1918 года — н
  • СТАНИСЛАВСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ОБКОМ КПУ

    (август 1941). Секретари — Е. С. Бескровный, В. П. Ефремов. СТАНИЧКА, рыбачий поселок, предместье Новороссийска на западном берегу Цемесской бухты, где в ночь на 4 февраля 1943 был высажен десант морской п
  • СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фамилия Алексеев) Константин Сергеевич

    5/17.01.1863 - 7.08.1938), русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. Родился в семье богатого промышленника. С детских лет выступал в домашнем театре. Учился в Лазаревском институте вост
  • Ковельско-Станиславский прорыв (Kovel-Stanislav) 1-я мировая война

    Наступление началось 22 мая (4 июня) 1916 с мощной артподготовки вдоль всего Юго- Западного фронта (командующий ген. А. А. Брусилов) от припятских болот до рум. границы; оно являлось частью общего наступ
  • Станиславская Анастасия Яковлевна

    — в "Русском Вестнике" (1859) поместила статью: "Сравнение царя Иоанна Васильевича с Петром Великим"; с 1864 г. сотрудничала в "Страннике". {Брокгауз}
  • СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА

    названа по имени Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев) (1863–1938), российско-го режиссера, актера и теоретика театра, основателя Московского художественного театра. При
  • Городская специализированная музыкально-театральная библиотека им. К.С. Станиславского

    Основана в 1956, была первой в Украине такого профиля. В 1970 получила новое помещение, включающее читальный зал, лекционный и выставочный залы, книгохранилище, абонемент, отдел театрального и изобраз