ТЕРЕМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРЕМ
жилище — в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат. Были и отдельные Т. — над воротами, на высоком подклете.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТЕРЕМ
(от греч. teremnon — кров, жилище) — 1) верхний ярус в древнерусских жилых домах (хоро-мах), который строился над сенями и был покрыт вы-
 сокой кровлей; 2) отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете или над воротами. Могла соединяться с хоромами переходами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

«ТЕРЕМЪ»
фольклорно-этнографическая студия (Москва). Создана в 1999 г. в Центре детского творчества «Южнопортовый» (Юго-восточный административный округ Москвы). Участники студии — дети, подростки и молодежь разных возрастов. Руководители студии — Алена Третьякова и Елена Нечаева (обе одновременно являются солистками фольклорного ансамбля «Народный праздник»). А. Третьякова, уроженка Вологодской области, в прошлом воспитанница и солистка фольклорного ансамбля Вологодского педагогического института, великолепный знаток народных традиций Русского Севера; именно она, перебравшись в 1997 г. из Вологды в Москву, стала инициатором создания студии и главным ее организатором. А. Третьякова ведет певческую работу в коллективе, тогда как Е. Нечаева (художник по образованию, знаток народных прикладных традиций) обучает участников студии мастерству изготовления традиционной крестьянской одежды, украшений, игрушек, кукол, обрядовой пищи. «Т.» специализируется на изучении и практическом освоении северорусских фольклорных традиций (Вологодской, Архангельской, Мурманской обл. и других регионов Русского Севера), и это, пожалуй, первый фольклорный коллектив в Москве, который начал глубоко и многосторонне осваивать северорусские традиции. Раньше московские коллективы занимались в основном среднерусскими и южнорусскими, а также казачьими стилями. Сейчас северорусская песня широко зазвучала в Москве не только в исполнении гостей, но стала полноправным элементом московских фольклорных фестивалей, праздников и «вечерок», и это, безусловно, заслуга студии «Т.». Студия «Т.» уже через три-четыре года после своего создания становится одним из самых ярких, динамично развивающихся московских фольклорных коллективов нового поколения (конца 1990-х — начала 2000-х гг.). Опираясь на многие найденные предшественниками (фольклорными коллективами 1980– 90-х гг.) и, надо сказать, лучшие достижения, студийцы находят новые краскии новые формы деятельности, позволяющие говорить об их существенном вкладе в современное фольклорное движение. Студийцы, несмотря на молодость, прекрасно осознают и формулируют (в частности, на своем сайте в Интернете) свои цели, и цели эти — не просто продекларированные, но полно проявленные в реальной деятельности коллектива — далеки как от коммерческого смысла, так и от каких-либо националистически-шовинистических оттенков. «Красота и гармония традиций, их естественность и уникальность ведут нас по пути воссоздания прежних отношений с природой, людьми, жизнью». Гармоничность, достоинство, цельность, отсутствие какой-либо национальной агрессивности, прочная опора на православную традицию характеризуют «мировоззренческий» облик студии. Ежегодные фольклорные экспедиции в отдаленные северорусские деревни — необходимая, главная составляющая деятельности «Т.». За несколько лет ребята побывали в Пинежском районе и на р. Мезени Архангельской обл., на Вологодчине, в селах Терского берега и Летнего берега Белого моря (Мурманская, Архангельская обл.), в других местах. Еще на заре российского фольклорного движения, в 1970–80-х гг., необходимость постоянных, прямых, как можно более частых контактов с народными сельскими исполнителями (и не только на музыкально-этнографических концертах, но и в деревнях, где они живут) была продекларирована идеологами и практиками фольклорного движения. И до сих пор это остается важнейшим принципом работы фольклорных ансамблей. Уровень исполнительского мастерства, степень достоверности фольклорного коллектива во многом зависят от того, насколько часто он общается со своими сельскими «учителями» — народными певцами и музыкантами. Однако сегодня, как показывает практика, интенсивность экспедиционной деятельности фольклорных ансамблей сильно уменьшилась по сравнению, например, с 1980-ми гг. Причины — экономические трудности послеперестроечной жизни, отсутствие государственной поддержки многих групп, дороговизна транспортных расходов, несопоставимых с величиной студенческих стипендий и зарплат. Однако даже в непростых сегодняшних условиях, когда многие ансамбли свели до минимума экспедиционную деятельность, «Т.» последовательно проводит свою экспедиционную программу, вкладывая в нее немалые силы и средства. Это обстоятельство во многом определяет лицо коллектива. Так же как и другие фольклорные ансамбли так называемого этнокультурного направления, «Т.» принимает фольклорную традицию как культурный комплекс, включающий множество различных компонентов. На занятиях студии и в экспедициях осваиваются не только северорусские песни, танцы, хороводы, игры, но и обычаи, и обряды, сказки, разговорная диалектная речь, способы изготовления народной одежды, украшений, игрушек, трудовые навыки, приемы обращения с кухонной утварью и многое-многое другое. При «Т.» создан свой музей народного искусства, где собраны и предоставлены для осмотра и изучения предметы народного быта, образцы одежды, народные игрушки — все, что привозится из экспедиций и дарится участникам коллектива. Совместное проживание праздников народного православного календаря («На Святки — ходим с колядками по Москве, на Масленицу — выезжаем за город петь в лесу масленичные песни и водить хороводы, по весне — закликаем птиц,а летом, на Иванов день, — у костра поем купальские песни», — рассказывают участницы коллектива), а также проведение свадеб «по полному чину» — неотъемлемая часть деятельности студии, как и многих других подобных групп. Для «Т.» характерна исключительная последовательность и верность выбранному курсу (обряды и праздники совершаются не от случаю к случаю, «по настроению», а непременно и обязательно, так, как это и было в старой деревне), а также особого рода органичность поведения участниц студии в подобных ситуациях. Наиболее интересной формой праздничного общения стали «вечеры» («вечерки»), которые проводятся в «Т.» на Покров, Святки, Масленицу и Пасху. Такого рода встречи фольклорной молодежи весьма популярны во многих российских городах, где есть фольклорные ансамбли, и эпизодически они происходили и в Москве. Но именно с появлением «Т.» и по его инициативе «вечеры» стали постоянной и любимой формой досуга московской фольклорной молодежи. На вечерки в «Т.» собирается множество гостей: приходят дружественные фольклорные коллективы в красочных традиционных костюмах, друзья и родственники, поются песни, играются игры, водятся хороводы, танцуются танцы, царит веселье и непринужденная, истинно фольклорная обстановка. Участники фольклорно-этнографической студии «Т.» участвуют во многих концертах и фестивалях, радио- и телепередачах, записали компакт-диск, издали буклет, а также создали свой сайт в Интернете. (Н. Ж.) Дискография: Песни Русского Севера. Фольклорно-этнографическая студия «Теремъ». 2003. Информация о студии: http:// www.terem.msk.ru

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010