ТЕРТУЛЛИАН
ТЕРТУЛЛИАН
Квинт Септимий Флоренс (ок. 150 — 222) — христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование, был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ., возвратился в Карфаген и стал христ. писателем. Он резко выступал против всей антич. философии, но с симпатией относился к стоикам и особенно к Сенеке. Евангелие, по Т., уничтожило необходим. в науке. Все существующее, в т.ч. бог, телесно. Если бы душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Мир не вечен, а сотворен из ничего.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТЕРТУЛЛИАН
• Tertulli?nus,
1. римский юрист времен Папиниана, составитель нескольких юридических сочинений, отрывки из которых встречаются в пандектах;
2. Q. Septimius Florens Tert., живший приблизительно в 150-230 гг. от Р. X., был первоначально язычником, потом сделался христианином и из христианских писателей первый писал на латинском языке. Язык его многочисленных сочинений, важных отчасти также в антикварном отношении, напоминает так называемый африканский слог, бывший в употреблении в более поздние века. Важнейшие его сочинения: ad nationes, de pallio, de spectaculis и др. Тон и характер этих сочинений везде один и тот же. Они отличаются богатством мыслей и отсутствием красивой формы, страстностью и остроумием, изложение красноречивое, слог сжат и энергичен до неясности. Изд. Semler (1770) и F. Oehler (1853 сл.), большое изд. Leopold´a (1839) и Оеhlеr´а (1854).
Тертуллиан
Квинт Септимий Флоренс, род. в 160, ум. после 220 в Карфагене; писатель, сын центуриона, получил естественнонаучное, риторич. и юридич. образование; выступал как судейский оратор в Риме, а с 195 в Карфагене. После 200 отошел oт церкви и сблизился с сектой монтанистов, проповедовавших конец света и строгий аскетизм. Т. пользовался большим авторитетом у теологов, философов и политиков; понимал религию как правоотношение между богом и человеком. От его многочисл. лит. трудов сохранился лишь 31, в которых Т. выступает воинств. непримиримой личностью. Его стиль отличается независимостью и краткостью., напр «Защита от язычников» («Apologeticum»), «Против Марциона», «Против гностика Гермогена». В произведении «Опровержение еретиков» («De piaescriptione haereticorum») Т. делает вывод о том, что великая церковь и ее учения появились еще во времена апостолов, поэтому они старше ереси и являются истинными. В философии Т. признавал только те положения, которые отвечали христианской вере; обогатил лат. лексику христианства, ввел новые юридич. понятия.
Источник: Словарь античности. 1989
ТЕРТУЛЛИАН
Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок. 160 - после 220) - христ. теолог и писатель. Род. в Карфагене. Получил юридическое образование в Риме. Приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. По оригинальности мысли, страстности аргументации и богатству языка Т. занимает в истории церк. лит-ры исключительное место. Он является одним из основателей христ. богословия. Ок. 200 примкнул к ереси монтанистов, в защиту к-рой написал треть своих сочинений. Труды Т. посвящены как церк. апологетике и догматике, так и практич. вопросам церк. организации и морали. Они отражают острую идеологич. борьбу своего времени и служат важным источником для понимания начала кризиса Рим. империи 3 в. Отрицательно относясь к антич. философии (кроме Сенеки) и науке, Т. утверждал, что "светский" разум находится в противоречии с "религиозным" - мысль, выраженная в приписываемой ему классич. формуле: "это истинно, ибо абсурдно" (verum est quia absurdum est). Изд.: Corpus Christianorum, series lat., v. 1-2, Turnholti, 1954; в рус. пер.: Творения, ч. 1, К., 1910. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 100; Преображенский П. Ф., Тертуллиан и Рим, в его кн.: В мире антич. идей и образов, М., 1965; Сергеев В., Кризис антич. мира и христ. церковь, "Историк-марксист", 1927, т. 6. Т. М. Шепунова. Москва.