часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
ТРИЗНА
Тризна
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ТРИЗНА
часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. Ныне употребляется для обозначения поминок, обычно богатых, пышных.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРИЗНА
заключит. часть погребал. обряда у древ. славян, состоявшая из воен. игр, состязаний, борьбы (до 10 в.). После принятия христианства в народе сохран. остатки языч. обрядности, и Т. стала означать погребальные поминки — пиршество с сопутствующ. ему обрядами: песнями, играми, плясками, оплакиванием умершего и т.п.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Тризна
Под словом «тризна» надо понимать, конечно, не поминальный пир по умершему (носивший название «стравы»), а боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировавшие их жизнеспособность.
В памятниках XI в. слово «тризна» означает борьбу, состязание и соответствует греческим словам, означающим состязания в палестре или на стадионе. «Тризнище» – арена, стадион, место состязаний.
В памятниках XI в. слово «тризна» означает борьбу, состязание и соответствует греческим словам, означающим состязания в палестре или на стадионе. «Тризнище» – арена, стадион, место состязаний.
Источник: Славянская энциклопедия.
ТРИЗНА
часть погребального обряда у вост. славян периода язычества (до 11 в.). Первоначально Т. состояла из воен. игр, песен, плясок и состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества. При похоронах женщин Т. проводилась, очевидно, в ограниченном виде. Т. совершалась рядом с местом погребения у радимичей, вятичей, северян, кривичей до того, как покойника сжигали. После христианизации славян Т. долгое время сохранялась в виде поминальных песен и пира. Термин "Т." позднее употреблялся как синоним обряда "поминок". Лит.: Снегирев И., Русские простонародные праздники и суеверные обряды, в. 1-4, М., 1837-39; Котляревский А. А., О погребальных обычаях языческих славян, М., 1868; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чешск., М., 1956. Г. С. Горшков. Москва.
ТРИЗНА
оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся "тризна", напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное "три"). Затем была страва - поминки (которые иногда неправильно называют "тризна"). С погребальным обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в "Слове о полку Игореве", Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много плачей и причитаний. Корень "три" с сакральным смыслом отрицания "нечета", как символа несчастья, часто встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: "Светлое и тресветлое солнце!"
А. Баженова
А. Баженова