традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива. Связанные с рождением, свадьбой, смертью называются семейными. Сельскохозяйственные и др. О. называются календарными. Еще в Древней Греции существовали О. воинские, триумф победителей и др., спортивные, государственные. О. религиозные — символические коллективные действия, направленные на сверхъестественные объекты, важнейший компонент религиозного культа.
ОБРЯД
ОБРЯД
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ОБРЯД
исторически сложившийся устойчивый комплекс стандартизированных коллективных действий, сопровождавшийся наиболее важные (пороговые, кризисные) события жизни человека и общества. Является одной из форм проявления традиции, характеризуется слитностью, цельностью, жесткой регламентацией действий.
В отечественной исследовательской практике взаимозаменяем термином «ритуал», хотя известны попытки дифференцировать эти понятия по степени сакральности и каноничности. Обычная практика деления обрядов на религиозные и безрелигиозные (гражданские, социальные) применительно к архаичным и традиционным обществам вызывает справедливую критику, поскольку большинство социальных обрядов (например, обряды перехода) содержат элементы общения со сверхъестественным и священным. Устойчивость и повторяемость ритуалов не означает их неизменности. Предписанное традицией воспроизводство обрядов не исключает варьирования, которое имеет адаптивное значение (приспосабливает обряд к конкретным обстоятельствам) и позволяет функционировать обряду как живому элементу культуры. Главная особенность ритуала, определяющая его эксклюзивное положение в системе культуры - ярко выраженная символичность. Мобилизация сакральности при отправлении обряда приводит к своеобразному семантическому сдвигу. Все вовлеченное в происходящее (окружающий ландшафт, люди, вещи, действия) обретают дополнительный смысл и формируют иную реальность, способную определить, структурировать повседневную жизнь и направить её течение в нужное для коллектива русло. Функции обрядов в первобытных и традиционных культурах значимы и многогранны. Они освящают коллективные хозяйственные мероприятия, регулируют межгрупповые и внутриколлективные отношения, поддерживают чувство солидарности и способствуют социальной интеграции, приобщают человека (через последовательную смену статуса) к социальным стандартам и институтам, оказывают благотворное психотерапевтическое воздействие (снимают стресс, канализируют агрессию), формируют каналы межпоколенной передачи информации. В современных индустриальных и постиндустриальных культурах обряд сохраняется в религиозной практике (религиозные обряды), а также в церемониально оформленных бытовых и официальных событиях.
Лит.: Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // СЭ. 1981. № 2; Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М., 1991; Генеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999; ТэрнерВ. Символ и ритуал. М., 1983; Leach Е. Ritual// International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 13. L., 1968. E. А. ВАСИЛЬЕВ
В отечественной исследовательской практике взаимозаменяем термином «ритуал», хотя известны попытки дифференцировать эти понятия по степени сакральности и каноничности. Обычная практика деления обрядов на религиозные и безрелигиозные (гражданские, социальные) применительно к архаичным и традиционным обществам вызывает справедливую критику, поскольку большинство социальных обрядов (например, обряды перехода) содержат элементы общения со сверхъестественным и священным. Устойчивость и повторяемость ритуалов не означает их неизменности. Предписанное традицией воспроизводство обрядов не исключает варьирования, которое имеет адаптивное значение (приспосабливает обряд к конкретным обстоятельствам) и позволяет функционировать обряду как живому элементу культуры. Главная особенность ритуала, определяющая его эксклюзивное положение в системе культуры - ярко выраженная символичность. Мобилизация сакральности при отправлении обряда приводит к своеобразному семантическому сдвигу. Все вовлеченное в происходящее (окружающий ландшафт, люди, вещи, действия) обретают дополнительный смысл и формируют иную реальность, способную определить, структурировать повседневную жизнь и направить её течение в нужное для коллектива русло. Функции обрядов в первобытных и традиционных культурах значимы и многогранны. Они освящают коллективные хозяйственные мероприятия, регулируют межгрупповые и внутриколлективные отношения, поддерживают чувство солидарности и способствуют социальной интеграции, приобщают человека (через последовательную смену статуса) к социальным стандартам и институтам, оказывают благотворное психотерапевтическое воздействие (снимают стресс, канализируют агрессию), формируют каналы межпоколенной передачи информации. В современных индустриальных и постиндустриальных культурах обряд сохраняется в религиозной практике (религиозные обряды), а также в церемониально оформленных бытовых и официальных событиях.
Лит.: Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // СЭ. 1981. № 2; Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М., 1991; Генеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999; ТэрнерВ. Символ и ритуал. М., 1983; Leach Е. Ritual// International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 13. L., 1968. E. А. ВАСИЛЬЕВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.