в православном богослужении — песнопение, в котором раскрывается сущность отмечаемого церковью праздника или события, перечисляются подвиги прославляемого святого.
ТРОПАРЬ
ТРОПАРЬ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРОПАРЬ
греч. — обращающий) — особое церковное песнопение; общее наименование стихов канона (см.), следующих за ирмосом (см.) и связанных с ним ритмически и по смыслу. Тропари, встречающиеся вне канона и составленные без подражания ирмосам, используют в качестве ритмически-тонального ориентира глас, соответствующий дню недели (см. Октоих).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Тропарь
первоначально: краткий музыкальнопоэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. По мере развития церковной гимнографии возникли различные типы Т.: ирмос, тропари канона, стихира, кондак и пр. В настоящее время собственно Т. именуется краткое праздничное песнопение в честь определенного святого или великого праздника, поясняющее догматическое или историческое значение празднуемого события.
Источник: Краткий православный словарь.
Тропарь
один из жанров церковной гимнографии, представляющий собой краткое молитвословие или песнопение и содержащий комментарий к чтениям Нового или Ветхого Завета. Ранние тропари были написаны белым стихом, а позднее (в IV–V веках) они обрели ритм и размер, которые все же при переводе греческих оригиналов на славянский язык были отчасти утрачены.
В процессе развития церковной поэзии появилось несколько различных типов тропарей: ирмосы, тропари канона, ипакои, степенны, стихиры, кондаки и пр.
В наши дни этим словом называют краткие песнопения, посвященные празднику или памяти святого. Мелодии тропарей подчинены гласам.
В процессе развития церковной поэзии появилось несколько различных типов тропарей: ирмосы, тропари канона, ипакои, степенны, стихиры, кондаки и пр.
В наши дни этим словом называют краткие песнопения, посвященные празднику или памяти святого. Мелодии тропарей подчинены гласам.
Источник: Православная энциклопедия.
ТРОПАРЬ
краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии. Первоначально – краткий припев к определенным местам литургического песнопения. Тропарь был введен в IV в., вытеснив теософические гимны I- III вв., не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, тропарь уже к V в. расцвел в особый мелопоэтический жанр. Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог делаться моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, т.е. строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.
Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные, так и «уподобительные» тропари, различаемые по функции (назначению): стихира – тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои – «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак – в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) – вставка между разделами основного пения; богородичен – 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия – ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.
Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные, так и «уподобительные» тропари, различаемые по функции (назначению): стихира – тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои – «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак – в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) – вставка между разделами основного пения; богородичен – 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия – ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.
Источник: Православие. Словарь-справочник.