uccello) Паоло (настоящее имя Паоло ди Донно) (ок. 1397, Флоренция – 1475, там же), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился ювелирному делу у Л. Гиберти (1407–14), помогал ему при создании первых бронзовых дверей флорентийского баптистерия. В 1425–30 гг. жил и работал в Венеции, участвовал в украшении мозаиками собора Сан-Марко.
В творчестве Уччелло причудливо сочетаются отголоски поздней готики со страстным увлечением научной теорией прямой перспективы и тех возможностей, которые она дает живописцу. Его первым крупным произведением стал выполненный на стене собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции в технике фрески надгробный портрет английского кондотьера (наемного военачальника) сэра Джона Хоквуда, известного в Италии как Джованни Акуто (1436). Мастер придал подчеркнуто героическое звучание своему замыслу, решив портрет как живописное изображение конного скульптурного монумента. Во фреске проявилось во всем блеске свойственное Уччелло декоративное и колористическое чутье. Он смело упростил формы, написал небо не голубым, а темным вишнево-коричневым цветом. Благодаря этому стена «не проваливается», зритель ощущает ее плоскость, и объемная фигура всадника на высоком постаменте, напоминающая своим цветом настоящую каменную скульптуру, выглядит живописной «обманкой». Постамент написан с точным соблюдением законов перспективы, однако перспектива в произведениях Уччелло странным образом не углубляет пространство, а, напротив, «сжимает» его, уподобляя изображение орнаменту («Битва св. Георгия с драконом», ок. 1456 г.). Ощущение ирреальности, сказочности усиливается цветовым решением, в котором мастер руководствовался не соображениями реалистичности, жизнеподобия, а декоративными задачами, часто изображая, по выражению Дж. Вазари, «поля голубыми, а города красными».
В композициях зрелого периода скульптурная очерченность контуров выдает влияние Донателло. Триптих «Битва при Сан-Романо» (1456–60) изображает победу флорентийцев в схватке с сиенцами, произошедшей 1 июня 1432 г. Фигуры в абстрактно-геометрических доспехах выстраиваются на плоскости, подобно узору, отчего живописные полотна напоминают инкрустации по дереву из прихотливо изрезанных разноцветных кусочков. Совершенная геометрия форм переднего плана сменяется вдали необычным, не относящимся к сюжету фоном с яркими сказочными деталями. Триптих «Битва при Сан-Романо» стоит у истоков батального жанра в европейском искусстве.