УММА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Умма
Нав 19.30)-аналог. Аламелех.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Умма
так в Коране зовется мусульманское сообщество.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

УММА
древний город-государство в Южной Месопотамии, современное городище Джоха в Ираке. В 3-м тысячелетии до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В конце XXIV в. до н. э. У. завоевана царем Аккада Сарагоном Древним.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

УММА
Убме — древ. гор.-госуд. в Юж. Двуречье (совр. городище Йоха, или Джоха, в Ираке). В 3-м тыс. до н.э. вел упорную борьбу с Лагашем из-за погранич. терр. и каналов. В 24 в. до н.э. правитель У. Лугальзаггиси одержал победу над Лагашем (при Урукагине). В кон. 24 в. до н.э. У., как и др. гг. Шумера, была завоев. Саргоном Древним и вошла в состав Аккадской державы. Ок. 2200 до н.э. подвергалась нашествию гутиев. В 21 в. до н.э., после образования царства Шумера и Аккада (III династия Ура), стала окружным центром. После падения III династии Ура (ок. 2000 до н.э.) потеряла значение.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

УММА
1. (шумер. Убме) - древний город-государство в Юж. Двуречье (совр. городище Йоха, или Джоха, в Ираке). В 3-м тыс. до н. э. вел упорную борьбу с Лагашем из-за пограничных терр. и каналов. В 24 в. до н. э. правитель У. Лугальзаггиси одержал победу над Лагашем (при Урукагине). В кон. 24 в. до н. э. У., как и др. гг. Шумера, была завоевана Саргоном Древним и вошла в состав Аккадской державы. Ок. 2200 до н. э. подверглась нашествию гутиев. В 21 в. до н. э., после образования царства Шумера и Аккада (III династии Ура), стала окружным центром. После падения III династии Ура (ок. 2000 до н.э.) потеряла значение. В нач. 20 в. н. э. на городище Йоха местными жителями было обнаружено большое кол-во клинописных табличек (архив царско-храмовых х-в 23-21 вв. до н. э.) Изучение этих док-тов из У. позволило В. В. Струве сделать вывод о рабовладельч. характере древнешумерского общества.

Лит.: Струве В. В., Новые данные об организации труда и социальной структуре общества Сумера эпохи III династии Ура, "Советское востоковедение", 1949, No 6; Тюменев А. И., Гос. х-во древнего Шумера, М.-Л., 1956.

И. М. Дьяконов. Ленинград. 2. (древнеевр., араб. - народ, коллектив, община) - по канонич. мусульм. праву - исламская теократич. религ.-политич. община. В послесредневековый период У. иногда отождествлялась с понятиями "нация", "родина"; позднее термин "У", стал все более приобретать конфессиональный характер.

Лит.: Macdonald D. В., Development of the Muslim theology, jurisprudence and constitutional theory, L., 1903; Massignon L., L´Umma et ses synonymes, "Revue des ?tudes islamiques", 1946, p. 151-57; Nieuwenhuijz C. A. O. van, The Ummah - an analytic approach, "Studia Islamica", 1959, t. 10.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Умма
община верующих, которая приняла пророков, подчинилась им и уверовала в Аллаха. Во множественном числе «умам». Эти слова упоминаются в Коране более шестидесяти раз, например: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» (6: 38). Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой общиной верующих, но потом среди них начались раздоры и они перестали быть единой умой. Другие толкователи считали, что наоборот, человечество некогда было единой общиной неверующих. Поэтому понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, вначале была умма неверующих, а после прихода Мухаммада из нее выделилась умма верующих. В подтверждение этой мысли толкователи приводили хадис: «Эта (исламская) умма самая возвышенная среди других» (Ахмад ибн Ханбаль, V, 383). Однако в другом хадисе говорится, что понятие уммы можно относить только к тем общинам, которые подчинились пророкам: «Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари). Этой точки зрения придерживаются большинство улемов. Умма может состоять как из одного народа, так и из многих народов, племен и рас. Никакой разницы между ними не ставится. Превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности, праведности и искренней вере: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас–наиболее благочестивый» (49: 13). Пример этого показал пророк Мухаммад, в умме которого помимо арабов были представители и других народов и рас. Все они обладали равными правами с арабами. Пророк всегда говорил о единстве всех людей и отвергал расовые и племенные предрассудки. И после него исламская религия никогда не выступала против национальных языков, обычаев и традиций различных народов. Арабский язык обязателен только в богослужениях, что является выражением единства мусульманской уммы.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
83.24 кб

99. 03. 030. Нуруллаев А. А. Мусульманская умма (сообщество) России составная часть российской цивил

Девина И. В.
Читать PDF
631.95 кб

Умма Красноярского края в прошлом и настоящем

Ярков Александр Павлович, Старостин Александр Николаевич
Рассматривается история формирования уммы на территории Красноярского края с периода Средневековья по настоящее время. Акцентировано внимание на такие группы, как служилые татары, торговцы, крестьяне, ссыльные.
Читать PDF
382.89 кб

Мусульманская умма в системе государственной политики Чувашии в 1990-е гг

Ефремов Евгений Николаевич
В статье рассматривается эволюция государственной политики Чувашской Республики в отношении местной мусульманской уммы периода 1990-х гг.
Читать PDF
454.37 кб

Нация или умма: исламский мир в поисках самоидентичности

Воронин Сергей Анатольевич
Автор рассматривает идеологии национализма и исламизма как факторы идентификации на мусульманском Востоке. Национализм и исламизм объединяет оппозиция Западу, проекту глобализации.
Читать PDF
277.65 кб

Мусульманская умма России в межконфессиональном диалоге

Хайрутдинов Р.
«Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия», Н.Новгород, 2006 г., с. 55-59.
Читать PDF
2.28 мб

Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа Часть 1. Религиозная доктрина и социально

Герейханов Гаджи Пирмурадович
Динамика социальных процессов в российском социальном пространстве в XXI в.
Читать PDF
777.97 кб

Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа. Часть 3. Мусульманская умма России конца

Герейханов Гаджи Пирмурадович
Крах марксистско-ленинской идеологии и распад СССР не мог не отразиться на социальной реальности мусульманской уммы в России и на государственно-исламских отношениях.
Читать PDF
561.26 кб

«Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства

Е.Г. Смолина
В статье определяются основные тенденции религиозной деятельности в интернет-пространстве, поднимается проблема позиционирования ислама в Интернете, а также ставится вопрос о влиянии информационных технологий на религиозную иденти
Читать PDF
1.62 мб

Крымский ислам и российская умма: постановка проблем

Балтанова Гульнара Равильевна, Нестулаева Диана Рустамовна, Рыбкина Елена Александровна, Хузиева Эльмира Фарраховна
В статье представлен этно-социологический обзор интеграции крымского ислама в российскую умму; раскрыт феномен российского ислама; обозначены проблемы и определены пути укрепления духовности крымских общин и российского ислама.