Бильха) 1) Служанка Рахили, мать сыновей Иакова Дана и Неффалима (Быт. 30:3 и далее). 2) См. «Ваала»
Валла
Валла
Валла
робкая, скромная) (Быт 29.29; 30.3-5,7; 35.22,25; 37.2; 46.25; 1Пар 7.13)-служанка Рахили, данная ей ее отцом Лаваном и ставшая женой (наложницей) Иакова; мать Дана и Неффалима.
Валла
Лоренцо Валла (ок. 1406 — 1457), итал. гуманист. В 1431 стал профессором риторики в Павии, с 1455 — папский секретарь. В. критически относился к традиционным учениям и авторитетам и стремился к обновлению филологич., философских и историч. методов. Сочинение В. «Диалектические исследования» («Quaestiones dialecticae») направлено против схоластич. аристотелизма. Полемич. направленность имеют также философские произведения В. «О свободе воли» («De libero arbitrio») и «О наслаждении и истинном благе» («De voluptate ас de vero bono»), а также «Об обманывающем веру подложном даре Константина» («De falso credita et ementita Constantini donatione»). В последнем сочинении В. доказывает, что притязания папы на светскую власть основываются на фальсификации текста. В. переводил греч. авторов на лат. яз. (переводы Гомера, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Демосфена и Эзопа), комментировал Квинтилиана и Саллюстия и произвел критич. сравнение текста новозаветной Вульгаты (перевод Иеронима) с греч. оригиналом. Сочинение В. «Элеганции» делает его одним из крупнейших латинистов своего века.
Источник: Словарь античности. 1989
ВАЛЛА
Valla), Лоренцо (1407 - 1.VIII.1457), итал. гуманист. В 1435-48 жил при дворе Альфонса Арагонского, затем был на службе у рим. пап Николая V и Каликста III. В диалоге "О на слаждении как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431), выступив с защитой эпикуреизма, отстаивал принципы гуманистич. морали, призывал следовать велениям человеческой природы и сделать целью жизни достижение счастья и наслаждения. Нападая на ср.-век. идеологию аскетизма, В. в диалоге "О монашеском звании" ("De professione religiosorum", напис. 1442) отрицал институт монашества. Будучи крупнейшим знатоком латыни, В. требовал возвращения от искаженной, варварской латыни к классической (трактат "Шесть книг о красотах латинского языка"; "Elegantiarum latinae linguae libri VI", 1444). Он использовал оружие филологич. критики в борьбе против церк. авторитетов (выявил множество ошибок в канонич. лат. переводе Библии ("Примечания к Новому завету"; "In Novum testamentum... adnotationes", 1449). В трактате "О ложности дара Константина" ("De falso credita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, впервые издан в 1517 У. фон Гуттеном) В., опираясь на ист. и филологич. доводы, неопровержимо доказал подложность т. н. "Константинова дара", на к-ром папство основывало свои притязания на светскую власть. Объявив политич. власть пап тысячелетней узурпацией, обусловившей испорченность церкви и тиранич. господство духовенства, В. призывал государей Европы лишить пап их терр. владений. Только покровительство Альфонса Арагонского спасло В. от расправы инквизиц. трибунала. Соч. (кроме указ. в статье): Scritti filosofici е religiosi, Firenze, 1953. Лит.: Ревякина Н. В., Политич. значение трактата Л. Валлы "Заявление о ложном и вымышленном дарении Константина", "ВМГУ", 1961, No 4, Сер. 9; ее же, Из истории этич. учений эпохи Возрождения, там же, 1962, No 2, Сер. 9; Корелин М. С., Этич. трактат Лоренцо Валлы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Gaeta F., Lorenzo Valla, Napoli, 1955. M. Л. Абрамсон. Москва.