ВАСИЛИЙ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Василий (князь Брянский)

Василий - последний князь Брянский, о котором известно только то, что, получив в Орде ярлык на Брянское княжество в 1356 году, он умер в том же году в Брянске. А. Э.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (преподобный Сухой)

Василий, преподобный Сухой, происходил из области Северной Двины, был учеником преподобного Сергия Радонежского и упоминается в житии этого святого. Погребен в лавре преподобного Сергия; не канонизован.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (преподобный Мирожский)

Василий преподобный Мирожский - третий игумен Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Убит в 1299 г. (по другой версии - в 1295 г.) ливонцами. Мощи Василия почивают под спудом в Спасо-Мирожском монастыре. Память празднуется 4 мая.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (игумен)

Василий, игумен Червенской обители, известен как автор одного из сказаний, вошедших в состав первоначальной, или Несторовой, летописи - именно сказания об ослеплении князя Василька , - занесенного в летопись под 1097 годом. В. М-н.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий
посол, древнерусский автор. Д.С.Лихачев считает его автором "Повести об ослеплении Василька Теребовльского"14. В ней сам Василий выступает как свидетель происшедшего и в деталях описывает случившееся преступление.
ПВЛ: 175, 178,377,388.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Василий
по мнению Н. М. Карамзина, Священник или Монах, житель Червенской или Волынской Области, около 1098 года был послом к ослепленному Князю Васильку и разговор свой с ним включил в Несторову Летопись. (См. Историю Государства Российского, Том 2, прим. 184.)

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

Василий (в миру Василий Димитриевич Богоявленский)

Василий, в миру Василий Димитриевич Богоявленский - духовный писатель (родился в 1867 г.). Окончил казанскую академию. Состоит епископом сумским, викарием харьковской епархии. Его магистерская диссертация: ""Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического исследования"" (Казань, 1907). - См. ""Церковные Ведомости"", 1909, № 31 (стр. 1441 - 42).

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (князь Минский)

Василий - князь Минский (по летописи ""меньскый""), сын неизвестного отца, прямой потомок, по мнению Карамзина , Изяслава , сына Владимира святого и Рогнеды . Летопись только упоминает о нем, под 1326 годом, что Гедимин посылал его в Новгород Великий для заключения мира с новгородцами и немцами. См. ""Полное собрание русских летописей"", VII, 199. А. Э.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (князь Козельский)

Василий - князь Козельский; чей сын, не известно. Об этом князе до нас дошло только одно известие, что он погиб при взятии Козельска Батыем в 1238 г.: ""о князи Васильи"", говорится в летописи, ""не ведомо есть (то есть куда он делся), инии глаголаху, яко в крови утонул есть понеже убо млад бяше"". См. ""Полное собрание русских летописей"" под 1238 г. тт. I, II (1237), IV и VII. А. Э.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (св., епископ Муромский и Рязанский)

Василий святой, епископ Муромский и Рязанский. Память празднуется 12 апреля, 10 июля и 21 мая. Умер или в 1295 г., или между 1356 и 1378 годами. В Рязани было два епископа В.: первый скончался в 1295 г., второй поставлен в 1356 г. Какой из них святой, об этом идет спор. Кафедры в Муроме, откуда В. будто бы был изгнан и пришел в Рязань, никогда не было. - См. Е. Голубинский ""Канонизация святых"" (Москва, 1903).

Источник: Биографический словарь. 2008

Василь
владимирский посадник. В 1097 году Володарь и Василько Ростиславичи осадили Давыда во Владимире. Они предложили владимирцам выдать Туряка, Лазаря и Василя, так как, по их мнению, они подговорили Давыда ослепить Василька. Горожане вынудили Давыда согласиться, и он послал за Лазарем и Васи-лем в Турийск, где они находились. Туряк бежал в Киев, Василь и Лазарь были выданы и казнены. Их подвесили за ноги и расстреляли из луков.
ПВЛ: 177,180,379,380,382,383; Татищев: 117,121.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ВАСИЛИЙ
к. XI - н. XII в.), священник, автор "Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет".
Очевидно, Василий был свидетелем трагических событий 1097. Он был послан кн. Давидом Святославичем к находившемуся у него в заточении Васильку Теребовльскому, чтобы передать ему условия примирения, предлагаемые Давидом. Василий подробно описывает, как Василько был схвачен после Любечского съезда князей Давидом и Святополком, как он был ослеплен, и последующие события.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Василий (преподобный Печерский)

Василий - преподобный Печерский (XI в.) подвизался в Киево-Печерском монастыре в варяжской пещере и вместе с Феодором печерским был замучен, по приказанию князя Мстислава Святополковича , заподозрившего их в сокрытии клада (латинских сосудов, золота и серебра). Рассказ об этом сохранился в послании Поликарпа к архимандриту печерскому Акиндину . По словам послания (написанного, вероятно, около 1230 г.), это случилось незадолго до смерти князя Мстислава Святополковича, убитого в 1097 г. Память святых Василия и Феодора чествуется 11 августа.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (острожский протоиерей)

Василий - острожский протоиерей. Ревностно помогал князю острожскому в борьбе с католицизмом и пострадал вместе с Стефаном Зизанием в 1595 г. В 1588 г. он издал в Остроге книгу в защиту православной веры. Филарет приписывает Василию ответ на лист Ипатия Поцея (Острог, 1598) и ""Правдивую историю о соборе Флоренском"". В 1598 г. в Остроге издана ""Следованная Псалтирь"" под наблюдением Василия и с его статьями ""Денник солнечного шествия"" и ""О переменении календаря"". В 1606 г. Василий составил ""Собрание правил Св. Отец"". - См. Филарет, ""Обзор духовной литературы"".

Источник: Биографический словарь. 2008

ВАСИЛИЙ
автор повести об ослеплении в 1097 кн. Василька Ростиславича Теребовльского (включена во 2-ю ред. "Повести временных лет"), священник. В ходе княж. междоусобицы, вызванной тем, что кн. Давид Игоревич ослепил Василька Ростиславича, В. выполнял дипломатич. поручения Владимира Мономаха, участвовал в переговорах между Васильком и Давидом Игоревичем. Повесть В. содержит много интересных бытовых подробностей, отличается живостью и драматич. изложением событий.

Лит.:Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Приселков М. Д., Летописание Зап. Украины и Белоруссии, в сб.: Уч. зап. ЛГУ, серия ист. наук, в. 7, Л., 1941, с. 5-24.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Василий (епископ Селевкийский)

Василий - епископ Селевкийский (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На ""разбойничьем"" соборе в Ефесе Василий подавал голос за Евтихия против Флавиана. Эту измену православной вере он оправдывал на халкидонском соборе (451 г.) ссылкой на употребленное Диоскором насилие. Ему приписывают 40 речей по различным предметам Ветхого и Нового Завета, обращенное к императору Льву послание, сохранившееся только на латинском языке и присоединенное к актам халкидонского собора, две книги о жизни и чудесах святой Феклы. В своих речах Василий обнаруживает значительную зависимость от творений святого Златоуста . Историю святой Феклы он изложил в стихах. Творения Василия напечатаны у Миня, ""Patrologia"", series graeca (т. 85, 1 - 618).

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (в миру Василий Хрисанфович Преображенский)

Василий, в миру Василий Хрисанфович Преображенский - духовный писатель (родился в 1854 г.), епископ можайский, викарий московской епархии (с 1908 г.). Окончил курс в Санкт-Петербургской духовной академии. Степень магистра богословия получил за диссертацию: ""Восточные и западные школы во времена Карла Великого"" (СПб., 1881). Другие главные его труды: ""Борьба за иконопочитание в Византийской империи"" (Москва, 1890), ""Фотий, патриарх константинопольский"" (СПб., 1892), ""Святой Тарасий, патриарх цареградский, и седьмой вселенский собор"" (СПб., 1893), ""Преподобный Федор Студит и его время"" (Москва, 1896), ""Святитель Стефан Пермский"" (Москва, 1896), ""Разделение церкви на две половины - восточную и западную"" (Москва, 1891), ""Святые учители веры и благочестия. Душеспасительные чтения на каждый день года"" (СПб. и Москва, 1899 - 1908), ""Пространный христианский катехизис православной церкви в изложении безвопросном"" (Москва, 1909).

Источник: Биографический словарь. 2008

Василий (св. Мангазейский)

Василий, святой Мангазейский - мученик. Благочестивый юноша, он вызвал ненависть своего развратного хозяина. Хозяин в первый день Пасхи 23 марта 1600 г. (по другой версии 1602 г.) оклеветал Василия перед воеводой города Мангазеи, Пушкиным, обвиняя Василия в краже. Василия пытали, и во время пытки хозяин ударом ключей добил полуживого юношу. Тело убитого бросили в болото у съезжей избы, где происходило истязание, чтобы скрыть следы преступления. В 1652 г. гроб с нетленными, по преданию, останками Василия всплыл на поверхность и в 1672 г. был перенесен в Троицкий монастырь близ Туруханска, где и теперь народ чтит память замученного. В 1719 г. мощи были свидетельствованы. В XVIII веке (не известно, когда именно) почитание Василия было прекращено. В 1803 г. народ приписал сильную эпидемию прекращению почитания святого, и оно было восстановлено. Существовавшая еще в середине прошлого века рукописная ""Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Троицкого-Туруханского монастыря"" до нас не дошла. Она изложена А.Н. Муравьевым в приложении к ""Житиям русских святых"" (приложение к месяцу августу). - См. Голубинский ""История канонизации святых"" (Москва., 1903, стр. 319 и 582); в приложении XIII напечатаны документы о восстановлении почитания Василия; статья Н. Оглоблина в ""Чтениях Общества Истории и древностей российских"", 1890, № 1.

Источник: Биографический словарь. 2008

Василя
желание приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство. Василя может достигаться только знаниями (См. Ильм), покорностью, искренним служением Аллаху и следованием всем законам шариата. Во множественном числе «васаил». Слово «василя» встречается в Коране два раза: – «Бойтесь Аллаха, ищите средство [приближения] к Нему и усердствуйте во имя Его…» (5: 35). – «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, [хотят узнать], кто из них ближе к Господу]. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо следует избегать кары Господа твоего…» (17: 57). Разрешается стремиться заслужить довольство Аллаха следующими путями: 1. Обращаясь к Нему посредством Его имен: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [,искажая] Его имена» (7: 180). Пример: «О Аллах! Ты Милостив и Милосерден. Я жду милости Твоей…» 2. Обращаясь к Нему с упоминанием совершенных молящимся человеком благих дел: «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени...» (3: 16). 3. Обращаясь к Нему посредством мольбы какогонибудь живого праведного и набожного человека. Так поступали сподвижники пророка Мухаммада, которые просили его о том, чтобы он помолился за них Аллаху. Все дела, которые делаются мусульманами, должны быть исполнены в точном соответствии с шариатом и с искренним намерением заслужить довольство Аллаха. Если василя делается с нарушением принципов религии; с элементами служения и поклонения, которые не оговорены Кораном и Сунной, то такой способ приближения к Аллаху противоречит религии и является недопустимым нововведением (См. Бида). По поводу нововведений же пророк Мухаммад говорил: – «…лучшая речь–Книга Аллаха, и лучшее руководство–руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей–нововведения (бида), и всякое нововведение–заблуждение, и всякое заблуждение–в Огонь». (Насаи Сунан; Салат Аль–Идайн, Баб Кейфа Аль–Хутба, 1560). – «Кто бы не внес нововведения в это наше дело, это будет отвергнуто». (Муслим, 3242). Нововведением в мольбе Аллаху является упоминание в ней каких–то положительных качеств других людей или объектов. Например: «О Аллах, во имя пророка Мухаммада я прошу у тебя…»; или «О Аллах! Молю тебя во имя величия Каабы…». Есть также мольба, которая является проявлением многобожия. Таковой является непосредственная мольба в адрес умерших или живых людей или когото помимо Аллаха.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Василий (Гость)
Василий (Гость) (2-я пол. XV в.) – автор Хожения в Святую землю, совершенного им в 1465–1466 гг. по необычному маршруту – через Малую Азию, Палестину, Египет. Описание виденных им мест (дошло в двух списках) отличается краткостью. Оно представляет собой перечень городов с указанием времени в пути («6 дней ходу», «14 ден ходу» и др.) и характерных примет («град... стоит межу каменных гор», «мост камен... да под мостом тем две мельницы великы», «а посад велик, а полаты и бани велми хороши, а торгов много», «стены градныя мурованы камением», «стрельницы выводныа часты вельми», «врата шестеры железны»), в том числе связанных с ветхозаветными и новозаветными персонажами («до Осифова кладезя, где его братья продали», «Фаворская гора, где Христос преобразился» и др.), а также с апокрифами («храмина та, где Варух спах 70 лет»). Даты приведены по церковному календарю: «а приехали ... на утрия Михайлова дни», «на память преподобного отца нашего Антониа в 17 день» и др. В. отметил поразившее его многообразие вероисповеданий и служб: «вокруг божия гроба службы: Греческая, Иверская, Сербская, Фряжская, Сирьянская, Яковитская, Мелфедиская, Куфиднская, Несторская...», пестрый состав населения восточных центров: «Арменове живут... а Турков... мало», «христиан мало, а боле срацины». Примечательны наблюдения В. по планировке городов и по их обороне: «Град Шама вельми велик, стоит в поле наравне, а три грады один во едином: средний град невелик, стены у него 10 саженей, да стрельницы часты, вход един, врата шестеры железны...», «Египет град вельми велик, а в нем 14 тысящь улиц, да во всякой улице по двоа врата и по две стрельницы, да по два стража, которые зажигают масло на свещнице... а улица с улицей не знается». В. сравнивает увиденные им города и места с привычными ему русскими: «А во граде на конех не ездят, а сами лазят по лестнице», «а река под ним (озером. – О. Б.) червлена, с Оку величеством». Наименование В. гостем (купцом) и внимание автора к «торгам» позволяет видеть в нем светское лицо. Высказанное Н. И. Прокофьевым предположение об идентичности В. и московского дьяка Василия Мамырева представляется гипотетичным.
Изд.: Хожение гостя Василья / Под редакцией архим. Леонида // ППС. СПб., 1884, т. 2, вып. 3 (вып. 6); Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984, с. 169–177, 350–361 и 417–420.
Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 230; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 363), с. 212–217; Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. M?nchen, 1976, S. 267–270.
О. А. Белоброва

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Евлогий (Георгиевский Василий Семенович) (1868 1946)

Читать PDF

Василий Маркович Флоринский первый попечитель Западно-Сибирского учебного округа

Сеченова А. А.
Статья посвящена жизни и деятельности Василия Марковича Флоринского первого попечителя ЗападноСибирского учебного округа, устроителя первого в Сибири университета, государственного деятеля и крупного ученого, действительного или п
Читать PDF

Василий Кельсиев: путь интеллигента в революцию

Соловьев Кирилл Андреевич
В статье на основе ранее секретных документов политической полиции и Министерства иностранных дел, а также публицистики, мемуаров и личной переписки рассматривается участие В.И. Кельсиева в революционном движении 1860-х гг.
Читать PDF

Князь Константин (Василий) Острожский. Защитник православия и реальный политик Речи Посполитой

Лотменцев Андрей Михайлович
В статье рассматривается деятельность Константина Острожского в истории Речи Посполитой XVI века и его участие в решении религиозных вопросов.
Читать PDF

Василий Алексеевич Городцов и археология Нижнего Поволжья (к 150-летию со дня рождения исследователя

Малов Николай Михайлович
В статье рассматривается деятельность выдающегося русского археолога В.А. Г ородцова в контексте истории археологии Нижнего Поволжья.
Читать PDF

Коммерции советник Василий Жуков

Левин Натан Феликсович, Шумков Андрей Александрович
Читать PDF

Священник и краевед Василий Смиречанский

Левин Н. Ф.
Читать PDF

Василий Петрович белкин

Лободин П. В.
Читать PDF

Боевой офицер и Псковский помещик Василий Иванович Голенищев-Кутузов

Аникина Ирина Семеновна
В журнале «Псков» № 22 за 2005 год была помещена статья под названием «"Муличка ", урождённая Голенищева-Кутузова».
Читать PDF

Рецензия: грачева Ю. Е. «Позвольте мне быть полезным!». Василий Назарович Каразин на государственной

Посохов Сергей Иванович
Читать PDF

Василий Назарович Каразин и Петербургское общество на рубеже 1810-1820-х годов XIX века

Грачева Ю. Е.
Статья рассказывает о жизненном пути известного общественного деятеля начала XIX в. В.Н. Каразина.
Читать PDF

Протоиерей Александр Устьинский и «Реформатор» Василий Розанов. История духовного суда над протоиере

Воронцова Ирина Владимировна
Ниже публикуются документы из переписки писателя В. В. Розанова и протоиерея А. П. Устьинского по вопросам «нового религиозного сознания» 1903 г.

Похожие термины: