ВАЗАРИ
ВАЗАРИ
Джорджо (1511–1574) — итальянский ар-хитектор, живописец, историк искусства. Был типичным представителем маньеристской монументальнодекоративной живописи. Главной его архитектурной работой является ансамбль Уффици во Флоренции, а в живописи — фрески в Палаццо Веккьо, также во Флоренции и Зале Реджа в Ватикане. Большую, чем произведения архитектуры и живописи, известность Вазари принесли «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.; русское издание 1993 г.). Этот литературный памятник и по сей день является важнейшим источником сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения. В своей работе Вазари предложил также собственную историю культуры Возрождения, начинающуюся с Джотто и достигающую своей кульминации в творчестве Микеланджело. Его точка зрения на искусство Ренессанса оста-ется популярной и сегодня.
ВАЗАРИ
vasari) Джорджо (1511, Ареццо – 1574, Флоренция), итальянский живописец и архитектор эпохи Возрождения, представитель маньеризма. Первый историк итальянского искусства, создавший жанр художественных биографических энциклопедий. Ввел в обиход термин «Ренессанс» (Возрождение). Первое издание биографий итальянских художников (от Чимабуэ до Микеланджело; 1550) включало в себя трактат по техническим методам, используемым в искусстве. Во втором издании (1568), озаглавленном «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», биографии были частично переписаны и расширены, сопровождались гравированными портретами художников. Хотя биографические сведения содержат множество не находящих подтверждения фактов и анекдотических подробностей, они по-прежнему остаются важнейшим источником по истории искусства эпохи Возрождения.
Как художник сформировался в кругу флорентинских маньеристов А. дель Сарто, Р. Фьорентино и Я. Понтормо; испытал сильнейшее влияние Микеланджело (фрески Палаццо Веккьо во Флоренции, 1551–71; росписи купола собора Санта-Мария дель Фьоре, завершены Ф. Цуккаро). Построил Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562); собственный дом (1542), ныне музей художника, и Палаццо делле Лодже (начато в 1573 г.) в Ареццо; ансамбль Уффици во Флоренции (начат в 1560 г.). В 1562 г. основал Академию рисунка во Флоренции, посвятив ее Микеланджело; пропагандировал теорию рисунка как основы всех пластических искусств.
Как художник сформировался в кругу флорентинских маньеристов А. дель Сарто, Р. Фьорентино и Я. Понтормо; испытал сильнейшее влияние Микеланджело (фрески Палаццо Веккьо во Флоренции, 1551–71; росписи купола собора Санта-Мария дель Фьоре, завершены Ф. Цуккаро). Построил Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562); собственный дом (1542), ныне музей художника, и Палаццо делле Лодже (начато в 1573 г.) в Ареццо; ансамбль Уффици во Флоренции (начат в 1560 г.). В 1562 г. основал Академию рисунка во Флоренции, посвятив ее Микеланджело; пропагандировал теорию рисунка как основы всех пластических искусств.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Вазари
, Джорджо (Vasari, Giogio) 1511, Ареццо — 1574, Флоренция. Итальянский архитектор и живописец, историк искусства, автор Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Мастер флорентийской школы. Придерживался широких гуманистических взглядов. Учился у Микеланджело, А. дель Сарто, Б. Бандинелли. Работал во Флоренции, Ареццо, Риме, Болонье, Венеции, Неаполе. Придворный мастер герцогов Медичи. Вошедший в историю как автор проекта и строитель дворца Уффици во Флоренции и первый историк итальянского искусства, Вазари-живописец принадлежит ко второму поколению флорентийских маньеристов. Его многочисленные алтарные картины и росписи представляют наиболее эклектическую ветвь флорентийского маньеризма. Стремившийся создать "прекрасную манеру", Вазари оперирует в своих многочисленных алтарных картинах и обширных циклах монументальных росписей изобразительными формулами, почерпнутыми у мастеров самых различных направлений, преимущественно у позднего Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино. Его работам свойственна холодная риторика, иллюстративность передачи не только событий, но и чувств и эмоций, повторяемость формальных приемов. Исключение представляет утонченный замысел его последней работы — живописной декорации Студиоло Франческо I (1570, Флоренция, палаццо Веккио), для которой он написал композицию Персей и Андромеда. Основные произведения: фресковый цикл История папы Павла III (1546, Рим, палаццо Канчеллерия), росписи апартаментов Четырех стихий (1556—1559), апартаментов Льва X (Куартьере ди Леоне X, 1556—1562), зала Пятисот (1563— 1572, все — Флоренция, палаццо Веккио).
Лит.: Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956—1971. Т. 1—5; Barocchi P. Vasari pittore. Milano, 1964.
И. Смирнова
Лит.: Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956—1971. Т. 1—5; Barocchi P. Vasari pittore. Milano, 1964.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006