Лк 22.30; Ин 12.2; 13.2,4; 21.20; 1Кор 11.25)-ужин, вечерняя трапеза. О последней трапезе перед страданиями Господа, разделенной Им с Его учениками, см. Пасха. На этой прощальной вечере, подавая хлеб и чашу Апостолам, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22.19).
вечеря
вечеря
ВЕЧЕРЯ
славянское название вечерней трапезы. Kроме собственно слова «вечеря» (обозначающего просто ужин) в богословской литературе употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви». Тайная вечеря (см. Мф. 26, 17-30; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-38; Ин. 13; 1 Kор. 11, 18-34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с совершением ветхозаветной Пасхи, она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением Таинства Евхаристии, главного Таинства Церкви (подробнее см. Тайная вечеря).
Вечери любви, или агапы, – это особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. В литературе порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан отождествляются с агапой. См. Агапа.
Ежедневная вечеря, то есть ужин, является с точки зрения принятого ныне в Православной Церкви богослужебного устава важнейшей дневной трапезой; будучи рассчитанным на монастырские условия, устав указывает каждый день одну или две трапезы; обед отменяется в дни усиленного поста: в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы с понедельника по субботу, в среду и пятницу Сырной седмицы. Вечеря же отменяется только в дни особо строгого поста – в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Великую Пятницу. Тем самым вечеря имеет даже большее значение, чем обеденная трапеза, поскольку есть немало дней в году, когда по уставу вечеря – это единственная монастырская трапеза за целый день.
Вечеря должна происходить сразу после вечерни. По уставу после вечери братия исходит из монастырской трапезы и возвращается в храм, где должно петься повечерие, являющееся службой перед сном и названное так именно по той причине, что оно следует за вечерей. Определенный аналог вечери – чин благословения хлебов на праздничной всенощной, первоначально возникший в среде палестинского монашества как особый тип вечери, происходящий непосредственно во время ночной службы. По современному уставу чин благословения хлебов является не заменой вечери, а скорее дополнением к ней, поскольку вечеря должна происходить после малой вечерни и перед началом всенощной (повечерие тогда отменяется).
Вечери любви, или агапы, – это особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. В литературе порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан отождествляются с агапой. См. Агапа.
Ежедневная вечеря, то есть ужин, является с точки зрения принятого ныне в Православной Церкви богослужебного устава важнейшей дневной трапезой; будучи рассчитанным на монастырские условия, устав указывает каждый день одну или две трапезы; обед отменяется в дни усиленного поста: в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы с понедельника по субботу, в среду и пятницу Сырной седмицы. Вечеря же отменяется только в дни особо строгого поста – в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Великую Пятницу. Тем самым вечеря имеет даже большее значение, чем обеденная трапеза, поскольку есть немало дней в году, когда по уставу вечеря – это единственная монастырская трапеза за целый день.
Вечеря должна происходить сразу после вечерни. По уставу после вечери братия исходит из монастырской трапезы и возвращается в храм, где должно петься повечерие, являющееся службой перед сном и названное так именно по той причине, что оно следует за вечерей. Определенный аналог вечери – чин благословения хлебов на праздничной всенощной, первоначально возникший в среде палестинского монашества как особый тип вечери, происходящий непосредственно во время ночной службы. По современному уставу чин благословения хлебов является не заменой вечери, а скорее дополнением к ней, поскольку вечеря должна происходить после малой вечерни и перед началом всенощной (повечерие тогда отменяется).
Источник: Православие. Словарь-справочник.