ВЕНЕЦИАНОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей Гаврилович (1780–1847) — русский живописец, которому принадле-жит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи. Он обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако в отличие от Тропинина, сосре-доточившего внимание, главным образом, на отдельных народных типах, Венецианов разрабатывал форму мно-гофигурной жанровой картины, в которой зачастую зна-чительная роль отводилась пейзажу или интерьеру. Об-ращение Венецианова к бытовому жанру было вызвано тем обстоятельством, что с 1819 г. он, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии. Там он и стал писать сцены крестьянского быта и портреты крестьян, правдиво отражающие жизнь. Темы и персо-нажи его произведений, а также метод работы с «натуры» противоречили установкам Академии художеств, но привели к созданию нового художественного направления. В основе его интереса к народной жизни лежали антикрепостнические идеалы вольнолюбия начала XIX в., представления о нравственной чистоте и духов-ной значительности русского крестьянства. Его взгляды были изложены в нескольких теоретических статьях, одна из них была напечатана в литературном приложении к «Русскому инвалиду» в 1831 г. Практическое воплощение идеи художника нашли в его работах. Важнейшими среди них являются: «Гумно» (1822–1823), «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «На жатве. Лето» (сер.1820-х гг.). В них он создал обобщенный образ русского крестьянина. Большое значение в его картинах имеет пейзаж, который впервые в русском искусстве становится национальным. Венецианов показывает в своих картинах характерные мотивы среднерусского сельского пейзажа, что делает его одним из родоначальников и этого жанра в русском искусстве. Значение Венецианова в русском искусстве определяется также его ролью как педагога, родоначальника целого художественного направления в русской живописи второй трети XIX в. В его школе, содержавшейся на деньги художника, получили образование более соро-ка юношей. Основой обучения стала работа с натуры, что позволило избежать многих условностей академического классицизма, сделало школу значительным этапом в становлении реализма в русской живописи первой половины XIX века.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей Гаврилович (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью первое время вынужден был совмещать со службой в должности мелкого чиновника. Самостоятельно освоил мастерство художника, копируя картины в Эрмитаже. В 1807–11 гг. брал уроки у портретиста В. Л. Боровиковского. Глубоко убежденный, что «смех исправляет нравы», предпринял издание «Журнала карикатур» (1808), который был запрещен цензурой за дерзкую сатиру на вельмож. С 1811 г. – академик Петербургской академии художеств. Во время Отечественной войны 1812 г. реализовал свой сатирический дар в агитационных листках, проникнутых непоказным патриотизмом. Идеи национально-освободительной борьбы нашли воплощение в образах двух крестьянок-богатырш, Василисы и Спиридоновны.
В творчестве Венецианова переплелись черты сентиментализма и раннего реализма. В первых портретах, созданных под влиянием Боровиковского (большинство – в технике пастели), ощущается искреннее дружелюбие художника по отношению к модели; их отличает мягкая задушевная интонация, нежность неярких красок («Портрет А. И. Бибикова», 1805–08). В 1819 г., решив всецело посвятить себя искусству, художник оставил службу и переехал в имение Сафонково Тверской губернии; в Санкт-Петербурге бывал лишь эпизодически. Венецианов стремился творить, по его собственным словам, «a la Натура» (по образцу природы). Его метод работы с натуры, в том числе на открытом воздухе, был в корне отличен от академической системы копирования «образцов». Однако образы сафонковских крестьян и окрестной природы в венециановских картинах лишены прозаического натурализма; напротив, они овеяны высокой поэзией и несут в себе представление художника о вечной красоте («Крестьянка с васильками», 1839). Для живописи Венецианова характерно восторженно-поэтизирующее отношение к крестьянству, воплощающему национальный нравственный идеал. Крестьянский мир в его произведениях существует вне конфликтов и социальных драм; картины проникнуты созерцательностью и идиллическим умиротворенным покоем («Утро помещицы», 1823; «Спящий пастушок», 1823–24). Отдыхают крестьяне или работают, они словно всегда вершат некий священный ритуал – так плавны и замедленны их жесты, так созвучна их состоянию природа (пастель «Очищение свеклы», до 1822 г.). В полотнах 1820-х гг. художник обратился к древней традиции циклов «Времена года». В картине «На пашне. Весна» сама Весна в праздничном крестьянском сарафане плавно шагает по земле, пробуждая ее своим прикосновением от зимнего сна. В полотне «На жатве. Лето» отдыхающая крестьянка прекрасна и величава, как богиня. Трогательная сцена, где крестьянский мальчик разглядывает бабочек, опустившихся на натруженную руку матери, – не случайный эпизод полевой страды, а полный искреннего, почти детского восторга гимн художника чудесной и благодатной природе («Жнецы», ок. 1825 г.).
В последние годы жизни Венецианов обратился к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847) жанрам, писал образа для местных церквей. Новый этап творчества был прерван трагической смертью художника. Он погиб, будучи выброшенным из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге. Свой творческий метод передал многочисленным ученикам, составившим венециановскую школу – самобытное явление русской живописи сер. 19 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Венецианов и Сорока: к истории творческих отношений

Ситникова Оксана Владимировна, Ситникова Екатерина Дмитриевна
Авторы статьи обратились к вопросу творческого взаимоотношения Г. А. Венецианова и его любимого ученика Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Художник, власть и церковь в Венецианской республике эпохи Возрождения

И. А. Журавлева
Читать PDF
0.00 байт

1489 г. Чей Кипр: венецианский или египетский?

Близнюк С. В.
В 1489 г. Катерина Корнаро, вдова последнего короля Кипра Жака II, передала остров Венеции. Закончилась история королевства Кипр, которым с 1192 г. правила французская династия Лузиньянов.
Читать PDF
0.00 байт

Борьба с «Восточным противником» в венецианской живописи xvi в

Чечик Лия Анатольевна
В статье рассматривается образ мусульманского противника в исторической живописи венецианской школы XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Переписка русских государей с венецианскими дожами как феномен эпистолярной словесности конца ХVII в

Карданова Наталия Борисовна
В статье впервые охарактеризована вся совокупность грамот русских государей к правителям Венеции и ответных посланий венецианских дожей, опубликованных в фундаментальном издании второй половины ХIХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Создание венецианской священной лиги в 1495 г

Фурцев Р. В.
В статье анализируются начальная фаза Итальянских войн, вызванных вторжением французских войск на Апеннинский полуостров и повлекших за собой радикальное изменение политического ландшафта в Италии, и попытки итальянских государств
Читать PDF
0.00 байт

Венецианская архитектурная биеннале прошла в тринадцатый раз

Паршев А. П.
Читать PDF
0.00 байт

Венеция - вторая Византия или третий Рим. Истоки архитектуры раннего венецианского Ренессанса

Рябский А. В.
В XV веке в Венеции происходили события, которые впоследствии оказали значительное влияние на формирование архитектуры раннего венецианского Ренессанса.
Читать PDF
0.00 байт

Новгородская и венецианская ремесленно-торговые республики в XII-XV веках

Менжинская Н. К.
Читать PDF
0.00 байт

Новгородская и венецианская ремесленно-торговые республики в XII-XV веках

Менжинская Надежда Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

Венецианский след в жизненном пути игумена Палладия Роговского

Ястребов Алексей Олегович
Палладий Роговский первый русский доктор богословия и философии.
Читать PDF
0.00 байт

Обзор русско-венецианских связей в эпоху Петра i (1695-1722 гг. )

Ястребов Алексей Олегович
Венеция всегда была благожелательна к Московии из-за взаимной удаленности их интересы в политике и экономике не противоречили друг другу, причем оба государства имели общего врага Оттоманскую Порту.
Читать PDF
0.00 байт

Ultra Macinum provincia est omnibus praestantior: Китай в отчёте венецианского путешественника Никко

Возчиков Д.В.
Читать PDF
0.00 байт

Римская курия начала 60-х годов XVI В. : окружение папы Пия IV (по данным венецианских послов в Риме

Третьякова М.В.
Статья посвящена изучению дипломатических миссий Джироламо Соранцо в 1560-1653 гг. и Джакомо Соранцо в 1563-1565 гг. в Риме.
Читать PDF
0.00 байт

Портреты королевских и придворных лиц при дворе французского короля Генриха ii по сведениям венециан

Третьякова М.В.
Анализируются особенности описания венецианским послом во Франции в 1554-1558 гг. Джакомо Соранцо (1518-1599) персон королевской семьи и высокопоставленных лиц при дворе французского короля Генриха II (1547-1559).

Похожие термины:

  • ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович

    7.02.1780 - 4.12.1847), русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве. В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 18
  • ВЕНГЕРО-ВЕНЕЦИАНСКИЕ ВОЙНЫ 11-15 вв

    войны между Венгрией и Венецией за господство на Далматинском побережье (см. Далмация) с его развитыми торг. слав. городами (Дубровник, Задар, Биоград, Трогир, Сплит, Шибеник, Нона и др.). Для далматин
  • ВЕНЕЦИАНО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 15-18 вв

    были вызваны тур. экспансией на Балканах и в Вост. Средиземноморье, часть терр. к-рых входила во владения Венецианской республики. Война 1463-79 началась в апр. выступлением Турции. Бои развернулись в
  • Доменико Венециано

    Domenico Veneziano), полн. имя Доменико ди Бартоломео (Domenico di Bartolommeo) Ок. 1410, Венеция — 1461, Флоренция. Итальянский живописец. Выходец из Венеции. Согласно документам, в 1437— 1438 работал в Перудже; источники гово
  • ЛОМБАРДО-ВЕНЕЦИАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

    под этим названием Венский конгресс 1814-15 включил итал. области Ломбардию и Венецию в состав Австр. империи. Л.-В. к. фактически являлось австр. провинцией и управлялось австр. администрацией во глав
  • Лепанто Венециано-турецкие войны

    Место сражения 7 окт. 1571 между флотом из 250 исп. и венец, кораблей под командованием Хуана Австрийского и тур. флотом Али-паши в составе 275 судов. На левом фланге турки добились некоторого успеха, но и
  • Венецианский патриархат

    История патриархата Патриархат Аквилеи-Градо был создан в 606 году, после воссоединения патриарха Аквилеи с католической церковью (что было признано не всеми). С 700 году (после присоединения остальн
  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    итал. аристократич. республика (5 в. — кон. 18 в.). Возникла на о-вах лагуны у сев. берегов Адриатич. м. Во времена рим. владычества здесь жили рыбаки и добытчики соли. В период нашествий варварских племе
  • ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА

    круг учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии (Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Заря
  • Скутари Венециано-турецкие войны

    В мае 1474 этот город (совр. Шкодер в Албании) с венец. гарнизоном под командованием Антонио Лоредано был осажден турками под командованием Сулейман-паши. Гарнизон стойко держался до середины август
  • ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО

    художественные выдувные изделия, производство которых началось в конце XIII в. на острове Мурано в Венеции, куда оно было переведено из города во избежание пожаров и  сохранения секрета производств
  • Лепанто (Lepanto) Венециано-турецкие войны

    Место сражения 7 окт. 1571 между флотом из 250 исп. и венец, кораблей под командованием Хуана Австрийского и тур. флотом Али-паши в составе 275 судов. На левом фланге турки добились некоторого успеха, но и
  • Скутари (Scutari) Венециано-турецкие войны

    В мае 1474 этот город (совр. Шкодер в Албании) с венец. гарнизоном под командованием Антонио Лоредано был осажден турками под командованием Сулейман-паши. Гарнизон стойко держался до середины август