ВЕНЕЦИАНОВ
ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей Гаврилович (1780–1847) — русский живописец, которому принадле-жит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи. Он обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако в отличие от Тропинина, сосре-доточившего внимание, главным образом, на отдельных народных типах, Венецианов разрабатывал форму мно-гофигурной жанровой картины, в которой зачастую зна-чительная роль отводилась пейзажу или интерьеру. Об-ращение Венецианова к бытовому жанру было вызвано тем обстоятельством, что с 1819 г. он, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии. Там он и стал писать сцены крестьянского быта и портреты крестьян, правдиво отражающие жизнь. Темы и персо-нажи его произведений, а также метод работы с «натуры» противоречили установкам Академии художеств, но привели к созданию нового художественного направления. В основе его интереса к народной жизни лежали антикрепостнические идеалы вольнолюбия начала XIX в., представления о нравственной чистоте и духов-ной значительности русского крестьянства. Его взгляды были изложены в нескольких теоретических статьях, одна из них была напечатана в литературном приложении к «Русскому инвалиду» в 1831 г. Практическое воплощение идеи художника нашли в его работах. Важнейшими среди них являются: «Гумно» (1822–1823), «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «На жатве. Лето» (сер.1820-х гг.). В них он создал обобщенный образ русского крестьянина. Большое значение в его картинах имеет пейзаж, который впервые в русском искусстве становится национальным. Венецианов показывает в своих картинах характерные мотивы среднерусского сельского пейзажа, что делает его одним из родоначальников и этого жанра в русском искусстве. Значение Венецианова в русском искусстве определяется также его ролью как педагога, родоначальника целого художественного направления в русской живописи второй трети XIX в. В его школе, содержавшейся на деньги художника, получили образование более соро-ка юношей. Основой обучения стала работа с натуры, что позволило избежать многих условностей академического классицизма, сделало школу значительным этапом в становлении реализма в русской живописи первой половины XIX века.
ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей Гаврилович (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью первое время вынужден был совмещать со службой в должности мелкого чиновника. Самостоятельно освоил мастерство художника, копируя картины в Эрмитаже. В 1807–11 гг. брал уроки у портретиста В. Л. Боровиковского. Глубоко убежденный, что «смех исправляет нравы», предпринял издание «Журнала карикатур» (1808), который был запрещен цензурой за дерзкую сатиру на вельмож. С 1811 г. – академик Петербургской академии художеств. Во время Отечественной войны 1812 г. реализовал свой сатирический дар в агитационных листках, проникнутых непоказным патриотизмом. Идеи национально-освободительной борьбы нашли воплощение в образах двух крестьянок-богатырш, Василисы и Спиридоновны.
В творчестве Венецианова переплелись черты сентиментализма и раннего реализма. В первых портретах, созданных под влиянием Боровиковского (большинство – в технике пастели), ощущается искреннее дружелюбие художника по отношению к модели; их отличает мягкая задушевная интонация, нежность неярких красок («Портрет А. И. Бибикова», 1805–08). В 1819 г., решив всецело посвятить себя искусству, художник оставил службу и переехал в имение Сафонково Тверской губернии; в Санкт-Петербурге бывал лишь эпизодически. Венецианов стремился творить, по его собственным словам, «a la Натура» (по образцу природы). Его метод работы с натуры, в том числе на открытом воздухе, был в корне отличен от академической системы копирования «образцов». Однако образы сафонковских крестьян и окрестной природы в венециановских картинах лишены прозаического натурализма; напротив, они овеяны высокой поэзией и несут в себе представление художника о вечной красоте («Крестьянка с васильками», 1839). Для живописи Венецианова характерно восторженно-поэтизирующее отношение к крестьянству, воплощающему национальный нравственный идеал. Крестьянский мир в его произведениях существует вне конфликтов и социальных драм; картины проникнуты созерцательностью и идиллическим умиротворенным покоем («Утро помещицы», 1823; «Спящий пастушок», 1823–24). Отдыхают крестьяне или работают, они словно всегда вершат некий священный ритуал – так плавны и замедленны их жесты, так созвучна их состоянию природа (пастель «Очищение свеклы», до 1822 г.). В полотнах 1820-х гг. художник обратился к древней традиции циклов «Времена года». В картине «На пашне. Весна» сама Весна в праздничном крестьянском сарафане плавно шагает по земле, пробуждая ее своим прикосновением от зимнего сна. В полотне «На жатве. Лето» отдыхающая крестьянка прекрасна и величава, как богиня. Трогательная сцена, где крестьянский мальчик разглядывает бабочек, опустившихся на натруженную руку матери, – не случайный эпизод полевой страды, а полный искреннего, почти детского восторга гимн художника чудесной и благодатной природе («Жнецы», ок. 1825 г.).
В последние годы жизни Венецианов обратился к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847) жанрам, писал образа для местных церквей. Новый этап творчества был прерван трагической смертью художника. Он погиб, будучи выброшенным из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге. Свой творческий метод передал многочисленным ученикам, составившим венециановскую школу – самобытное явление русской живописи сер. 19 в.
В творчестве Венецианова переплелись черты сентиментализма и раннего реализма. В первых портретах, созданных под влиянием Боровиковского (большинство – в технике пастели), ощущается искреннее дружелюбие художника по отношению к модели; их отличает мягкая задушевная интонация, нежность неярких красок («Портрет А. И. Бибикова», 1805–08). В 1819 г., решив всецело посвятить себя искусству, художник оставил службу и переехал в имение Сафонково Тверской губернии; в Санкт-Петербурге бывал лишь эпизодически. Венецианов стремился творить, по его собственным словам, «a la Натура» (по образцу природы). Его метод работы с натуры, в том числе на открытом воздухе, был в корне отличен от академической системы копирования «образцов». Однако образы сафонковских крестьян и окрестной природы в венециановских картинах лишены прозаического натурализма; напротив, они овеяны высокой поэзией и несут в себе представление художника о вечной красоте («Крестьянка с васильками», 1839). Для живописи Венецианова характерно восторженно-поэтизирующее отношение к крестьянству, воплощающему национальный нравственный идеал. Крестьянский мир в его произведениях существует вне конфликтов и социальных драм; картины проникнуты созерцательностью и идиллическим умиротворенным покоем («Утро помещицы», 1823; «Спящий пастушок», 1823–24). Отдыхают крестьяне или работают, они словно всегда вершат некий священный ритуал – так плавны и замедленны их жесты, так созвучна их состоянию природа (пастель «Очищение свеклы», до 1822 г.). В полотнах 1820-х гг. художник обратился к древней традиции циклов «Времена года». В картине «На пашне. Весна» сама Весна в праздничном крестьянском сарафане плавно шагает по земле, пробуждая ее своим прикосновением от зимнего сна. В полотне «На жатве. Лето» отдыхающая крестьянка прекрасна и величава, как богиня. Трогательная сцена, где крестьянский мальчик разглядывает бабочек, опустившихся на натруженную руку матери, – не случайный эпизод полевой страды, а полный искреннего, почти детского восторга гимн художника чудесной и благодатной природе («Жнецы», ок. 1825 г.).
В последние годы жизни Венецианов обратился к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847) жанрам, писал образа для местных церквей. Новый этап творчества был прерван трагической смертью художника. Он погиб, будучи выброшенным из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге. Свой творческий метод передал многочисленным ученикам, составившим венециановскую школу – самобытное явление русской живописи сер. 19 в.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007