ВЕРГИЛИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕРГИЛИЙ
Публий Марон (70–19 гг. до н.э.) — римский поэт, создатель буколического стиля в рим-ской поэзии, автор сборника «Буколики», дидактической поэмы «Георгики» и эпического романа «Энеида». «Энеида» считается самым значительным произведени-ем римской литературы, так как она стала синтезом важнейших тем и идей эпохи. В этом произведении историческая миссия Рима и историческая миссия им-
 ператора Августа сливаются воедино, повествование о прошлом переплетается с пророчествами о будущем, сюжетная параллель бога Юпитера с Августом знаменует победу порядка над беспорядком. Произведения Вергилия изучали в римских школах, отрывки из его стихов писали на домашней утвари, на стенах и на вывесках. Для последующих поколений поэтов и читате-лей Вергилий стал провозвестником христианства. Христианские адаптации его произведений значительно укрепили в средние века его мистический статус, а Данте Алигьери сделал его проводником в подземном царстве в своей «Божественной комедии».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВЕРГИЛИЙ
Публий Марон (15.10.70 — 21.09.19 до н.э.) — рим. поэт. Род. ок. Мантуи в небогатой семье. Во время проскрипций 43 лишился своей земли, но затем получил новые владения от Августа и Мецената, к кружку к-рого принадлежал. «Буколики» или «Эклоги» В. напис. под сильным влиянием пастуш. идиллий Феокрита, но они содержат и намеки на совр. — жалобы на зем. конфискации, надежды на мир и на благодет. роль Октавиана. Многочисл. комментарии вызвала IV эклога, предрекавшая рожд. «божеств. младенца» и наступление нового золотого века: начиная с Лактанция, в ней видели пророчество о рожд. Иисуса Христа. После «Буколик» работал над поэмой о с. х-ве — «Георгики». Наибольшую славу ему принесла эпич. поэма «Энеида», повествующая о бегстве из Трои, странст-вованиях, прибытии в Италию и победе над латинами легендар. родонач. царей Альбы-Лонги и рим. рода Юлиев, сына Венеры и Анхиза, Энея. В., не успев закончить поэму, завещал ее сжечь; однако Август, видя в ней яркое воплощение близкой его сторонникам идеологии, приказал издать «Энеи-ду» после смерти поэта в том виде, в каком ее оставил В.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ВЕРГИЛИЙ
vergilius), полное имя – Публий Вергилий Марон (70 до н. э., Мантуя – 19 до н. э., Рим), римский поэт. О его жизни известно немногое. Родился в семье зажиточного землевладельца. В Кремоне, Милане и Риме на средства отца обучался разным наукам, в т. ч. риторике и философии. В 49 г. до н. э. стал римским гражданином, позднее приблизился ко двору императора Октавиана Августа и стал близко общаться с его советником Меценатом. Возглавил литературный кружок, состоящий из близких к Меценату поэтов (Гораций и др.).
До нашего времени дошли все основные произведения писателя: сборник «Эклоги» (буквально «Избранные стихи»; 42–39 до н. э.), известный также под названием «Буколики» («пастушеские стихи»); дидактическая поэма в 4 книгах «Георгики» (т. е. «земледельческие стихи»; 37–30 до н. э.) и эпическая поэма в 12 книгах «Энеида» (29–19 до н. э.). Все произведения написаны гекзаметром. В «Эклогах» поэт, подражая «Идиллиям» Феокрита, воспевал радостную пастушескую жизнь, наполненную поэзией и любовью. Но если греческий предшественник запечатлел в «буколиках» образы реально существовавших и знакомых ему мест, то Вергилий в стихотворениях того же жанра создал яркий образ Аркадии, идеальной страны, на который впоследствии будут ссылаться авторы европейских пасторалей. В 4-й эклоге автор предсказывал рождение некоего ребенка, которое ознаменует конец века железного и начало века золотого. Средневековые христиане трактовали эти стихи как пророчество о рождении Иисуса и потому относились к поэту как к святому (их цитирует и Данте в «Божественной комедии»). В поэме «Георгики», созданной по заказу Мецената, автор, взяв за образец дидактический эпос «Труды и дни» греческого поэта Гесиода, описал сельскохозяйственную деятельность (земледелие, виноделие, скотоводство и пчеловодство) как тяжелый, но предписанный богами и потому необходимый труд. Героическая поэма «Энеида», созданная как римский аналог древнегреческих поэм Гомера, была главным произведением, над которым поэт работал до конца жизни. Она описывает приключения троянца Энея: герой после падения Трои по воле рока направляется в свою будущую державу – Лациум (Италию), а в пути его (как Одиссея, возвращающегося в свое царство) ждут разные приключения; в Лациуме он спускается в Аид, где встречает тень своего отца Анхиза и узнает от нее о грядущей славе Рима, а после этого сражается с Турном и мстит ему за смерть друга (подобно Ахиллу, мстящему Гектору за смерть Патрокла). Поэма должна была представить историю основания Рима такой, чтобы у читателей не оставалось сомнений в избранности римлян, в их праве покорять другие народы и владеть ими. «Энеида» приобрела статус классического произведения еще в античности. Для читателей Средних веков и Возрождения Вергилий был едва ли не самым популярным древним автором, а для писателей – образцовым поэтом. Мотивы из «Энеиды» и сама фигура ее создателя использованы в «Божественной комедии» Данте, структурные особенности поэмы повлияли на нац. образцы итальянского эпоса – поэмы «Неистовый Роланд» Л. Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ВЕРГИЛИЙ
1. Полидор (Polydorus Vergilius) (ок. 1470 - 18. IV. 1555) - писатель и историк, гуманист. Итальянец по происхождению, род. и умер в Урбино (Италия). Служил секретарем герцога Урбино, затем казначеем папы Александра VI. В 1498 опубликовал сб. пословиц и изречений классич. авторов с краткими комментариями (Proverbiorum Libellus или Adagia), в 1499 - энциклопедич. справочник "Об изобретениях" ("De inventoribus Rerum"), содержащий резкие нападки на духовенство. В 1502 был послан в Англию, где жил до 1553, занимая различные церк. должности от священника до архидиакона Уэлса. По поручению англ. короля Генриха VII начал работу по написанию истории Англии. В 1534 издал "Историю Англии" ("Anglica Historia", 1534) в 26 кн. (до 1509). В 3 изд. (1555) присоединил к ней 27-ю кн., в к-рой изложение доведено до конца правления Генриха VIII. В. был близок со многими выдающимися гуманистами - Т. Мором, Эразмом Роттердамским и др.

Соч.: De rerum inventoribus libri VIII, Basiliae, 1570 (есть также изд. Basiliae, 1557; Leyden, 1644); Anglica historia, A. D. 1485-1537, ed. with a transl. by D. Hay, L., 1950; Polydori Vergilii Anglicae historiae libri 27. ab ipso autore recogniti, Basiliae, 1570; то же, Lugd. Batav., 1651.

Лит.. Hay D., Polydore Vergil: renaissance historian and man of letters, Oxf., 1952; Mackie J. D., The earlier Tudors, 1485-1558, Oxf., 1952. 2. Публий Марон (Publius Vergilius Maro) (15. X. 70 - 21. IX. 19 до н. э.) - рим. поэт. Род. ок. Мантуи в небогатой семье. Во время проскрипций 43 лишился своей земли, но затем получил новые владения от Августа и Мецената, к кружку к-рого принадлежал. "Буколики", или "Эклоги", В. написаны под сильным влиянием пастушеских идиллий Феокрита, но они содержат и намеки на современность - жалобы на зем. конфискации, надежды на мир и на благодетельную роль Октавиана. Многочисл. комментарии вызвала IV эклога, предрекавшая рождение "божеств. младенца" и наступление нового золотого века: начиная с Лактанция, в ней видели пророчество о рождении Иисуса Христа. После "Буколик" В. работал над поэмой о с. х-ве - "Георгики". Наибольшую славу доставила В. его эпич. поэма "Энеида", повествующая о бегстве из Трои, странствованиях, прибытии в Италию и победе над латинами легендарного родоначальника царей Альбы-Лонги и рим. рода Юлиев, сына Венеры и Анхиза, Энея. В поэме дается описание древних обрядов и верований, прославляются рим. нравы и добродетели. Поэтич. талант В., его разносторонняя образованность, глубокая любовь к рим. старине, вера в величие Рима и реставраторскую миссию Августа сделали "Энеиду" одним из самых популярных произв. периода империи. В., не успев закончить поэму, завещал ее сжечь; однако Август, видя в ней яркое воплощение близкой его сторонникам идеологии, приказал издать "Энеиду" после смерти поэта в том виде, в каком ее оставил В., поэтому в "Энеиде" местами остались незаконч. гекзаметры, нек-рые неувязки в содержании. Соч. В. сохранились в большом числе рукописей, из к-рых древнейшая (не позже 4 в.) - "Codex Augusteus" (Codicis Vergiliani qui Augustus appellantur reliquiae..., Bibliotece Vaticana contulit...) - состоит из 8 тт., 7 из к-рых разделены между Ватиканской и Берлинской б-ками (Vat. lat. 3256, Berol. Lat. 2А416), 8-й т. утерян. Первое издание В. - в Париже, 1470.

Соч.: Сельские поэмы. Буколики. Георгики, пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского, М.-Л., 1933; Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, ред., вступ. ст. Н. P. Дератани, М.-Л., 1933.

Лит.: Покровский М. М., История римское лит-ры, М.-Л., 1942; История римской литературы, т. 1, под ред. С. И. Соболевского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского, М., 1959; Perret J., Virgile, l´homme et l´oeuvre, P., 1952; Peeters P., A bibliography of Vergil, N. Y., 1933; Gli studi virgiliani nel secolo XX. Contributo ad una bibliografia generale. A cura di G. Mambelli, v. 1-2, Firenze, 1940.

Е. М. Штаерман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Вергилий
Публий Вергилий Марон (лат. P. Vergilius Маrо; в 5 в. возникает форма Virgilius), крупнейший рим. поэт-эпик. Род 15. 10. 70 до н. э. в Андах близ Мантуи, ум. 21. 09. 19 до н. э. в Брундизии. Происходил из состоятельной семьи; после завершения риторич. и философского образования в Кремоне, Милане и Риме жил уедин. жизнью в Неаполе. В молодости входил в кружок философа-эпикурейца Сирона. Самое раннее произведение В. — сборник «Саtalepton» («Мелочи»), включающий 15 стихотворений разнообразной тематики (шутливо-эротич. стихи и эпиграммы). Личность самого В. здесь еще мало заметна; он находится под сильным влиянием Катулла. Впервые лит. славу В. снискал изданием сборника из 10 написанных между 42 и 39 пастушеских стихотворений, известных под назв. «Буколики», или «Эклоги». Несмотря на отвлеч. предмет, «Буколики» тесно связаны с совр. поэту жизнью — в них содержится похвала современникам автора Азинию Поллиону и Корнелию Галлу; в символич. форме отражена судьба и самого В. (среди земель, отбиравшихся в пользу ветеранов, оказалось и поместье отца В.; при посредстве друзей В. обратился за помощью к Октавиану, будущему императору Августу, который возвратил ему поместье; с этого времени В. почитал Октавиана как бога). 4-я эклога заключает в себе знаменитое пророчество о рождении божеств, младенца и начале золотого века. Христиане связывали это пророчество с рождением Христа, что в немалой степени способствовало высокой оценке В. в христианском средневековье. «Буколики» написаны гекзаметром по образцу Феокрита; с них начинается развитие буколич. жанра в рим. поэзии. Это произведение В., ностальгически воспевающее счастливую и мирную жизнь идеализированных пастухов, явилось прообразом всех европейских буколик последующих времен, начиная с эпохи Возрождения (Петрарка, Тассо, Нюрнбергская школа поэтов, поэзия Барокко). В 37 В. вошел в кружок Мецената, куда впоследствии ввел и своего друга Горация. По настоянию Мецената были созданы посвящ. ему «Георгики» («О сельском хозяйстве»), написанная гекзаметром в традиции Гесиода и Лукреция дидактич. поэма в 4 книгах. В «Георгиках» В. прославляет мирный тяжелый труд италийских крестьян, повествуя о сельском хозяйстве — возделывании олив и винограда, скотоводстве и пчеловодстве. Автор стремится не столько дать руководство по сельскому хозяйству, сколько указать истерзанному и подорванному гражданскими войнами обществу идеал простой и здоровой жизни трудолюбивого крестьянства. Отголоски совр. В. эпохи слышны в обращениях к Октавиану, восхваляемому и представляемому спасителем мира. Высокие художеств, достоинства особенно проявляются в мастерских описаниях природы; похвала Италии и гимн весне дают основание для распростран. оценки «Георгики» как наиболее соверш. произведения В. После завершения в 30 до н. э. «Георгию) В. приступает к работе над «Энеидой». В нов. поэме В. основой сюжета стала судьба Энея и его жизнь со времени падения Трои до победы над вождем италийского племени рутулов Турном. В композиции «Энеиды» В. сознательно ориентируется на Гомера: 1 — 6-я книги соответствуют «Одиссее», а 7 — 12-я — «Илиаде». До В. сказание об Энее подвергалось лит. обработке Невием в поэме «Пуническая война» и Эннием в историч. эпосе «Анналы». Уже сам выбор сюжета «Энеиды» сделан в угоду Августу, который после усыновления Цезарем стал членом рода Юлиев, происходившего от Венеры, матери Энея. В двух отрывках поэмы — спуск Энея в подземный мир, где он видит души умерших героев, и описание щита — держава Августа представляется исполнением определ. судьбой течения рим. истории. Поэма, по мнению автора нуждавшаяся в доработке, была, несмотря на отчетливо выраж. волю поэта, опубликована тотчас после его смерти. Вопреки опасениям В. «Энеида» вскоре стала нац. эпосом римлян, заменив собой «Анналы» Энния. Поэмы В. являются шедеврами недостижимого совершенства и отличаются продуманностью композиции, огромной символич. насыщенностью текста и непревзойд. во всей мировой поэзии выразительностью звуковых образов. В. еще при жизни стал знаменитостью и хрестоматийным автором; на протяжении всей античности он оставался обязательным образцом для всех поэтов. О серьезном развитии научного изучения творчества В. свидетельствует дошедший до нас комментарий Сервия. Христианство восприняло В. как близкого по духу поэта; в лат. средневековье его популярность оставалась неизменной. Начиная с раннего Возрождения воспетый в «Божественной комедии» Данте В. начинает оказывать на европ. литературу исключительное влияние. В то время как в романских странах и в Англии отношение к В. неизменно оставалось восторж., нем. классика отдавала предпочтение Гомеру за первозданность его творчества. Лишь в 20 в. культура Германии вновь обратилась к творчеству В. В живописи, опере и драме нового времени из «Энеиды» использовалась преим сюжетная линия Дидоны. Т. н. «Приложение к Вергилию» («Appendix Vergiliana») представляет собой собрание малых поэм, в число которых включается и упомянутый сборник «Catalepton». Принадлежность большинства произведений этого сборника В. оспаривается. Поэма «Этна» («Aetna»), по всей видимости, написана во времена Нерона; прочие стихотворения («Деревенское кушанье» — «Moreturn»; «Трактирщица» — «Сора»; «Скопа» — «Ciris»; «Проклятия» — «Dirae»; «Лидия» — «Lydia»; «Элегии к Меценату») имеют различную художеств, ценность и могут в равной степени быть отнесены как во времени В., так и к более позднему периоду. Авторство В. для пародийного эпиллия «Комар» («Culex») представляется сомнительным.

Источник: Словарь античности. 1989

Вергилии
    I.
   • Vergil?ae,
         см. Pleiades, Плеяды, 89.
    II.
   • Vergil?i или Virgil?i.
       1. M. Verg., народный трибун в 87 г. до Р. X. привлек к суду Корнелия Суллу. Cic. Brut. 48, 179;
       2. С. Verg., в 61 г. в качестве пропретора управлял Сицилией и оставался там до 58 г., когда Цицерон должен был удалиться в изгнание. В 46 г. он с большой храбростью защищал Фапс в Африке против Цезаря (Caes. b. Afr. 28. 26. ср. Cic. ad Qu. fr. 1, 2, 2);
       3. Р. Verg. Maro, знаменитый поэт, родился 15 октября 70 г. до Р. X. в деревне Андах около Мантуи, где у его отца было небольшое имение. Первоначальное воспитание В. получил в соседней Кремоне; затем, достигнув 16-летнего возраста и надев по римскому обычаю мужскую тогу, он отправился в школу в Милан, потом уехал в Неаполь, где был учеником греческого поэта и грамматика Парфения, и наконец в Рим, где слушал эпикурейского философа Сирона. Из Рима он возвратился на родину и в уединении изучал греческих поэтов. Здесь он познакомился и подружился с Азинием Поллионом, который в то время управлял в качестве легата Антония транспаданской Галлией, чрезвычайно интересовался литературой и был оратором, историком и поэтом. Скоро, однако, военные события нарушили спокойную жизнь Вергилия. Октавиан после сражения при Филиппах захотел наделить своих ветеранов землями в Италии; в числе городов, окрестности которых предназначались для этой цели, была также и Кремона. И т. к. солдаты часто своевольно захватывали и соседние земли, то и родине В. угрожала серьезная опасность (Verg. Ecl. 9), в особенности когда Азиний Поллион должен был отправиться сначала на Перузийскую войну, а потом в походы в Иллирию и его место занял Алфен Вар. Два раза В. ездил в Рим, и лишь с трудом при содействии Мецената ему удалось заручиться обещанием Октавиана (Verg. Ecl. 1, 42), что имение у него не будет отнято или же, в случае потери его, он будет вознагражден поместьем в Кампании (Gell. 6, 20, 1). Между тем эти обстоятельства обратили внимание влиятельных лиц на молодого поэта и доставили ему знакомство с ними. К этому времени кроме его первых поэтических опытов, которые не дошли до нас, относятся 10 эклог и буколик. В них В., по образцу идиллий Феокрита (Verg. Ecl. 6, 1), описывает жизнь сицилийских и италийских пастухов. Этим вымышленным описаниям, далеко уступающим своим греческим образцам в правде и естественности, он придал особенную привлекательность тем, что под покровом пастушеской жизни изобразил лица и события своего времени. Эти стихотворения принесли ему известность; с тех пор он проживал то в Риме, то в Неаполе, мягкий климат которого, говорят, он особенно ценил вследствие своего слабого здоровья. Здесь он окончил свое второе и самое обработанное сочинение, Georgica, дидактическое стихотворение, разделенное на 4 книги по главным отраслям сельского хозяйства Италии: земледелию, садоводству, скотоводству и пчеловодству, с наставлением о каждой из этих отраслей в отдельной книге. Сам по себе сухой материал, служивший, однако, в древности часто предметом поэтической обработки (В. называет своим предшественником Гесиода. Georg. 2, 176., хотя не подражает ему в частностях), изложен в них с большим искусством, т. к. поэт при своем тонком понимании природы, усвоенном под влиянием греческой философии, с большой любовью к предмету сумел слить отдельные наставления в наглядные картины и оживить удачно вставленными эпизодами. Выбрать такой предмет, который не был обработан до В. ни одним из римских поэтов, побудила его, кроме собственной привязанности к сельской жизни, и патриотическая цель — снова возбудить в римлянах любовь к земледелию, угасшую вследствие многолетних войн и бывшую, по его мнению, крепкой опорой древнеримской жизни (2, 143). Семь лет (37-30 гг.) он работал над этим произведением. После его издания он взялся за свой последний и величайший труд, «Энеиду», о котором давно уже мечтал с особенной любовью (Georg. 3, 46). Проработав над ним 11 лет, он окончил внешним образом свое произведение, но придать ему законченность и отделку помешала смерть. В 19 г. до Р. X. он предпринял путешествие в Грецию, но вследствие продолжительной болезни возвратился в том же году по просьбе Августа вместе с ним в Италию, где вскоре и умер в Бурундузии, 22 сентября, и был похоронен около Неаполя. Оставшиеся незаконченными стихотворения после смерти поэта издали его друзья Варий и Тукка, не позволив себе никаких прибавок или изменений (вследствие чего в «Энеиде» встречаются несколько неполных стихов, которые В., вероятно, устранил бы при последней обработке). Своими замечательными поэтическими трудами и благородным характером В. приобрел всеобщую любовь и уважение. Он был дружен почти со всеми современными поэтами, поставившими себе целью развитие римской поэзии по правилам греческого искусства, и считался в кружке образованных мужей, сгруппировавшихся вокруг щедрого покровителя этого направления, Мецената, одним из самых выдающихся его членов. Нападения сторонников старого направления, между которыми В. называет Бавия, Мевия и Анзера (Verg. Ecl. 3, 90. 9, 36), не могли затмить славу его имени. Поэтическая слава В. основывалась особенно на «Энеиде», хотя в художественном совершенстве она далеко уступает Георгикам. Большую долю чрезвычайного успеха, который имела эта столь нетерпеливо ожидаемая поэма между современниками, нужно приписать удачному выбору сюжета. Описывая судьбу Энея, В. изображал не только начало римского народа, но и происхождение рода Юлиев, родоначальником которого считался сын Энея, Асканий или Юл и который в то время достиг в лице Августа высочайших почестей. Вместе с тем он выставляет своего героя идеалом истинного римлянина: безгранично храбрым и усердным почитателем богов. Подражание Гомеру замечается как во многих отдельных местах, так и в общем плане «Энеиды». В., стараясь соединить в одной поэме преимущества «Илиады» и «Одиссеи», в первых шести книгах описывает блуждания Энея, в остальных борьбу за обещанную власть. Материал для первой части он заимствовал большей частью из греческих эпиков, которые обработали предание о Троянской войне с чрезвычайной обстоятельностью, во второй части главным источником служило римское предание, изложенное учеными, особенно Катоном и Варроном. Искусство, с которым В. умел выбирать из огромного материала все нужное для своих целей, и художественно обработанный стих заслуживают полного удивления. Главное же достоинство поэмы состоит в искусном сочетании национального содержания, отчасти заимствованного из прежних поэтов, особенно из Енния, с формой изложения, основанной на правилах греческого искусства. У римлян «Энеида» тотчас заняла место национального эпоса, читалась, как поэмы Гомера у греков, в школах и наравне с ними служила основанием научных и антикварных исследований. Далеко в средние века продолжалось почитание славного поэта, которого не только прилежно читали, но и почти суеверно почитали, приписывая ему разные чудеса. Произведения В. уже в древности стали предметом изучения ученых, и потому его стихотворения очень рано были объяснены учеными грамматиками и снабжены богатыми грамматическими и историческим комментариями (см. Ribbeck, Proleg, crit. p. 114 слл.). Из этих толкований образовался богатый содержанием комментарий, дошедший до нас под именем Сервия (см. Servii, Сервии, 4). Кроме него существует еще комментарий к георгикам и буколикам под именем Валерия Проба, ученого грамматика 1 в. от Р. X., который издал критическое издание сочинений Вергилия. Гораздо меньшее значение имеет риторический комментарий Доната к Энеиде. Небольшие стихотворения Culex, Ciris, Сора, Moretum и так называемые catalecta Vergilii не принадлежат В., хотя обычно издаются вместе с его сочинениями. Они были написаны в разные времена. Изд. Burman (1746), Неуnе (1767 слл.), Forbiger (1872 слл.), Wagner (1861), Ladewig, Kappes (1873 слл.) Ribbeck (1859, важное критическое изд.). Изд. текста: Jahn (1850), S?pfle (1847), Haupt (1873), Paldamus (1854), Ladewig (1866), Ribbeck (1867); изд. эклог Glaser (1876); георгик Glaser (1872), «Энеиды» Thiel (1834 слл.), Hofmann-Perlkamp (1843), Gosrau (1875). Русское издание «Энеиды» Нагуевского и Классовского;
       4. некоему Вергилию или Виргилию Гораций посвятил одну оду (Od. 4, 12). Согласно схолиям, это был торговец благовонным товаром, а может быть, врач.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Вергилий
70–19 до н. э.) «Бойтесь данайцев, дары приносящих» — эта фраза, ставшая крылатой во всех языках мира, принадлежит великому римскому поэту Вергилию. Бывает, что от поэта в веках остается одна строка или одно стихотворение, но такие, что делают его имя бессмертным, а от Вергилия остались три его больших главных сочинения: «Буколики», «Георгики», «Энеида». В лирических «Буколиках» Вергилий воспевает пастушескую жизнь, пейзажи. «Георгики» — поэтические наставления земледельцу. «Энеида» — эпическое повествование о похождениях троянца Энея. Вергилий как бы следует по стопам великих греков. «Буколики» имеют прообразом идиллии Феокрита, «Георгики» — поэму Гесиода «Труды и дни», а «Энеида» — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Светоний так описывал Вергилия: «Большого роста, крупного телосложения, лицом смуглый, походил на крестьянина… когда он приезжал изредка в Рим, показывался там на улице, и люди начинали ходить за ним по пятам и показывать на него, он укрывался от них в ближайшем доме». Вергилий жил в окрестностях Неаполя, иногда наведывался в Рим, слыл человеком широкообразованным. Римляне почитали его как великого поэта, мастера слова. Правитель Октавиан Август считал его лучшим пропагандистом государственной политики. И сам Вергилий понимал свое творчество как общественное служение, очень ответственно к этому относился, был большим тружеником, славы не искал, жил затворником. Но его заметили. Меценат и Октавиан Август ввели его в круг государственных мужей, помогали взрасти славе поэта. Вергилий не любил путешествия — один раз в жизни он отправился в Грецию, но морская качка и жара подорвали его здоровье. Вергилий вынужден был вернуться — он заболел, не доехав до дома, и скончался в Калабрии. Похоронили его в Партенопее. Говорят, умирая, он оставил два распоряжения — сжечь «Энеиду» и на его могильной плите выбить эпитафию: Мантуей был я рожден, Калабрией отнят. Покоюсь В Партенопее. Воспел пастбища, села, вождей. А «Энеиду» он завещал сжечь потому, что не успел ее закончить, боялся, что незаконченное произведение может получить ложное толкование. Конечно, читать сегодня Вергилия непросто, его поэзия учена и философична, но, главное, полна намеков на конкретных людей. Многие и многие строфы ученые продолжают изучать и заново комментировать до сих пор. Особое внимание во все века привлекала четвертая эклога «Буколиков». Она считается пророческой. В эклоге упоминается дева и новорожденный от нее, который принесет с собой золотой век. Христианские исследователи творчества Вергилия увидели в этом пророчество языческого поэта о Христе — эти стихи он написал за 40 лет до Рождества Христова. Само по себе слово «буколики» обозначает «пастушеские стихи». Это то, что потом в европейской поэзии назовут «пастораль». К буколическому жанру Вергилий обратился потому, что он позволял ему говорить сразу как бы и от себя и от некоего пастуха, и таким образом выразить самые сокровенные свои мысли. Тем более что в центре буколического мира всегда пребывает любовь. Все покоряет Любовь, и мы покоримся Любови! Приведем небольшой отрывок из «Буколик»: Маленькой в нашем саду тебя я впервые увидел, С матушкой рвать ты зашла росистые яблоки, — я же Вас провожал, мне двенадцатый год пошел в это лето, И уж до ломких ветвей я мог с земли дотянуться. Лишь увидал — и погиб! Каким был охвачен безумьем! Ряд меналийских стихов начинай, моя флейта, со мною! Знаю теперь, что такое Амур. На суровых утесах, Верно Родопа, иль Тмар, или край гарамантов далекий Мальчика произвели не нашего рода и крови. Ряд меналийских стихов начинай, моя флейта, со мною! Мать научил свирепый Амур детей своих кровью Руки себе запятнать! И ты не добрее Амура. Мать, жестокая мать, — или матери мальчик жесточе? Ряд меналийских стихов начинай, моя флейта, со мною! Ныне пусть волк бежит от овцы, золотые приносит Яблоки кряжистый дуб и ольха расцветает нарциссом! Пусть тамарисков кора источает янтарные смолы, С лебедем спорит сова, — и Титир да станет Орфеем, Титир — Орфеем в лесах, меж дельфинов — самим Арионом! Ряд меналийских стихов начинай, моя флейта, со мною! (Перевод С. Шервинского)   Слово «Георгики» обозначает «земледельческие стихи». Это дидактическая поэма, без сюжета, из одних описаний и наставлений. Одна из причин написания этой поэмы — политическая. Вопрос о развитии земледелия в Италии был тогда самой важной государственной проблемой. Прочность власти Октавиана зависела от того, приживутся ли отвыкшие от земли солдаты — до этого шла гражданская война — на новых наделах. Надо было через подъем земледелия поднять павшую тогда нравственность и возродить гражданскую доблесть древних пахарей и воинов, живших плодами рук своих. Через это Октавиан решал многие государственные задачи. Вергилий стал верным проводником правительственных идей. Но он не был бы великим поэтом, если бы только это и отображал своим творчеством. Он решил соперничать в жанре дидактической поэмы с греческим поэтом Гесиодом. В этой поэме он выразил, хоть и пространно, свои пристрастия в философии, свои представления о смысле жизни, о счастье. Надо сказать, каковы хлебопашцев суровых орудья, Те, без которых нельзя ни засеять, ни вырастить жатву. Первым делом — сошник могучего гнутого плуга, С медленным ходом колес элевсинской богини телега, И молотильный каток, волокуша и тяжкие грабли; Не обойтись без простых плетеных изделий Келея И деревянных решет, мистических веял Иакха, — Предусмотрительно ты изготовишь все это задолго, Если достойной ты ждешь от полей божественных славы, Для рукояти в лесу присмотрев молодую вязину, Изо всех сил ее гнут, кривизну придавая ей плуга. В восемь от корня ступней протянув деревянное дышло, Приспособляют хватки, а с тылу — рассоху с развилкой. Валят и липу в лесу для ярма, и бук легковесный Для рукояти берут, чтобы плуг поворачивать сзади. Дерево над очагом подлежит испытанию дымом. Поэма «Энеида» вызрела из мифа об Энее. В «Илиаде» говорилось, что Энею, сыну Афродиты и Анхиса, не суждено было пасть под Троей, а суждено — и ему, и роду его — править потомками троянцев. С возвышением Рима миф этот приобрел такой вид, будто Эней, покинув Трою, после долгих скитаний приплыл именно к латинянам и его потомки основали Рим. Выбор сюжета оказался очень удачным. Сын Энея, Асканий, был отождествлен с Юлом, предком рода Юлиев: Юлий Цезарь гордился своим происхождением, и Август изображал на своих монетах Энея с Анхисом на плечах. Август считался потомком Юлиев, поэтому выбор главного героя поэмы стал иметь большое государственное значение. В «Энеиде» двенадцать книг. Начинается она с седьмого года странствий Энея. На пути в Италию его корабль попадает в шторм и оказывается у берегов Карфагена. Эней рассказывает карфагенской царице Дидоне о падении Трои. Он и Дидона полюбили друг друга, но рок велит ему продолжать путь. Покинутая Дидона с горя убивает себя на костре… Почти все эпизоды «Энеиды» сделаны по гомеровским образцам, но многое в контексте его поэмы выглядит по-другому. Вергилий говорил: «Легче украсть у Геркулеса палицу, чем у Гомера стих», подчеркивая таким образом великую самобытность греческого гения. «Энеида» — это римский эпос. Вергилий, по сути, стал римским Гомером. Римлянин, читая «Энеиду», ощущал живую связь своего народа с великой Троей, с древними италийскими племенами. Это наполняло его сердце гордостью за себя, за свой народ. Гомер не рассказал о падении Трои, Вергилий же нарисовал яркую картину падения города. В его изложении Троя пала не в честном бою, а от хитрости и коварства данайцев, не будь этого, «Троя не пала б досель и стояла твердыня Приама». Хитрость и коварство, по Вергилию, исходили от злокозненного Одиссея. Как художник, Вергилий в «Энеиде» достиг небывалых вершин, создав глубоко психологические портреты героев. Поэт проводит читателя по полям жестоких сражений, где льется кровь, слышны стоны умирающих воинов и крики победителей. «После того, как был истреблен безвинно Приамов Род по воле богов, и в поверженном царстве Азийском В прахе простерлась, дымясь, Нептунова гордая Троя, Нас же в изгнанье искать свободных земель побуждали В знаменьях боги не раз, — корабли мы начали строить Возле Антандра, в лесах, у подножья Иды Фригийской, Стали людей собирать, хоть не знали, куда понесет нас Рок и где позволит осесть. Весна наступила, Вверить судьбе паруса приказал Анхиз, мой родитель. Гавань, и берег родной, и поля, где Троя стояла, Я покидаю в слезах и в открытое море, изгнанник, Сына везу и друзей, великих богов и пенатов. Есть земля вдалеке, где Маворса широкие нивы Пашет фракийцев народ, где царил Ликург беспощадный. Были пенаты страны дружелюбны пенатам троянским Встарь, когда Троя цвела. Прибыв туда, у залива Стены я заложил — хоть рок был враждебен — и дал им Имя свое, назвав Энеадой первый мой город». (Перевод С. Ошерова)   Великая книга Данте «Божественная комедия» начинается с восторженной хвалы Вергилию: Пока к долине я свергался темной, Какой-то муж явился предо мной, От долгого безмолвья словно томный, Его узрев среди пустыни той: «Спаси, — воззвал я голосом унылым, — Будь призрак ты, будь человек живой!» «Я был поэт и вверил песнопенью, Как сын Анхиза отплыл на закат От гордой Трои, преданной сожженью…» «Так ты, Вергилий, ты родник бездонный. Откуда песни миру потекли?» — Ответил я, склоняя лик смущенный. Данте склоняет голову перед Вергилием. Он просит Вергилия провести его по мрачным безднам Ада. А просит об этом потому, что Вергилий первым в своей «Энеиде», в шестой книге, нарисовал Аид. Подземное царство очень впечатлило современников Вергилия. Там есть город Тартар, оттуда доносятся лязг цепей и скрежет железа. Там преступники, святотатцы, злодеи. Фурия Тизифона в «одежде кровавой», «с насмешкою злобной хлещет виновных бичом и подносит левой рукой гнусных гадов к лицу и свирепых сестер созывает». Историк Светоний пишет, что «„Энеида“ по богатству и разнообразию содержания не уступает обеим поэмам Гомера». Русский философ А. Ф. Лосев обращает внимание на жестокость времени, в котором жил Вергилий и которое отразил в своей «Энеиде»: «…хотя „Энеида“, казалось бы, представляет собой воспевание Римской империи с ее твердыми законами, безупречным порядком и формальным, железно выкованным строем, она фактически является поэмой всяких ужасов и страхов, безумия и звериной жестокости, иррациональных и экстатических эффектов…» Произведения римского поэта живут в веках. Язык, на котором он писал, теперь язык мертвый, но переводы доносят до нас живые человеческие чувства, о которых так проникновенно писал Вергилий. Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Ватиканский Вергилий»: миниатюра и текст (Verg. Aen. Iv 60-61)

Антонец Екатерина Владимировна
Миниатюры «Ватиканского Вергилия» (Vat. Lat. 3225, IV в. н.э.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика сновидений в эпосе: Вергилий и Гомер

Теперик Т. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Desine sperare qui hic intras1: Данте vs вергилий

Обидина Ю.С.
Проводится сравнительный анализ двух наиболее подробных описаний загробного мира в европейской традиции «Энеиды» Вергилия и «Божественной комедии» Данте.
Читать PDF
0.00 байт

Позднеантичный Вергилий: автор или авторитет? Казус Фульгенция

Журбина Анна Викторовна
В статье рассматривается аллегорический комментарий Фульгенция (5-6 вв. по Р.Х.) на «Энеиду» Вергилия, в котором Вергилий самолично является разъяснить тайный смысл поэмы автору.
Читать PDF
0.00 байт

Босиком по снегу (Вергилий, "Буколики" 10. 49 и Проперций 1. 8. 7)

Каячев Борис Александрович
Мотив хождения босиком по снегу появляется в двух похожих контекстах у Вергилия («Буколики» 10.49) и у Проперция (1.8.7).
Читать PDF
0.00 байт

Praecipites columbae (Вергилий, "Энеида" 2, 516)

Каячев Борис Александрович
В статье дается толкование и объясняется появление словосочетания praecipites columbae у Вергилия («Энеида» 2, 516).
Читать PDF
0.00 байт

2018.01.015. ДАНТОВСКИЙ ВЕРГИЛИЙ: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. (ОБЗОР)

Лозинская Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

2017.01.018. ЖОЛКОВСКИЙ Я. ВЕРГИЛИЙ-МАГ. ZIOLKOWSKI J. VIRGIL THE MAGICIAN // DALL’ANTICO AL MODERNO

Лозинская Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Полемика придворных авторов Тюдоров Полидора Вергилия и Джона Лиланда о трактовке образа короля Арту

Кирюхин Дмитрий Вячеславович
Статья посвящена проблеме трактовки образа легендарного вождя бриттов короля Артура во время правления династии Тюдоров.
Читать PDF
0.00 байт

Перевод с применением IV эклога Вергилия в Екатерининское время

Шмараков Р. Л.
Посвящается русской практике поэтических переводов с латинского языка во второй половине XVIII века. Сделаны выводы о системе изменений, произведенных переводчиком IV эклоги Вергилия, и их причинах.
Читать PDF
0.00 байт

Эдмунд Спенсер переводчик Вергилия

Бурова И. И.
Статья посвящена переводу псевдовергилиевой поэмы "Culex", выполненному Эдмундом Спенсером и позволяющему выявить его отношение к поэтическому переводу.
Читать PDF
0.00 байт

«Центон» Фальтонии Пробы (вергилианские стихи и христианские темы)

Рузина Е.Г.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев о Вергилии (на примере одного письма)

Анна Александровна Скоропадская
В современном литературоведении недостаточно исследованным оказывается вопрос о значении античной традиции в творчестве И. С. Тургенева.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о композиции цепей сравнений в «Энеиде» Вергилия

Котова Анастасия Викторовна
Рассматривается цепь сравнений как художественный прием.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев о Вергилии (на примере одного письма)

Скоропадская Анна Александровна
В современном литературоведении недостаточно исследованным оказывается вопрос о значении античной традиции в творчестве И. С. Тургенева.

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

  • Вергилий, Публий Марон

    (лат. Vergilius, 70–19 гг. до н. э.) — римский поэт. Литературную славу снискал изданием сборника пастушеских стихотворений «Буколики». По настоянию Мецената написал дидактическую поэму «Георгики» («О се
  • ВЕРГИЛИЙ МАРОН

    70 — 19 гг. до н. э.) — знаменитый римский поэт, современник Августа, родился в деревне Анды близ Мантуи. Ему покровительствовал Меценат, по предложению которого он написал поэтический цикл «Георгики
  • Публий Вергилий Маррон

    70–19 гг. до н. э., римский поэт. Родился в деревне Андес близ Мантуи в Южной Италии, где его отец имел небольшой участок. Учился в Кремоне, Медиолане (Милане) и Риме. В 41 г. до н. э. семейное имущество В. по
  • ВЕРГИЛИИ, (I)

    •Vergilĭae, см. Pleiades, 89.
  • ВЕРГИЛИИ, (II)

    •Vergilĭi или Virgilĭi. 1) M. Verg., народный трибун в 87 г. до Р. X. привлек к суду Корнелия Суллу. Cic. Brut. 48, 179; 2) С. Verg., в 61 г. в качестве пропретора управлял Сицилией и оставался там до 58 г., когда Цицерон должен