Александр Николаевич (1889, Киев – 1957, Ленинград, похоронен в Москве), певец, киноартист, поэт, композитор. В 1910-х гг. играл в московском театре «Алатор», работал в ателье А. А. Ханжонкова (в т. ч. исполнял эпизодические роли в кинофильмах, дебют – роль ангела в фильме «Чем люди живы», 1912). В 1914 г. добровольцем ушел на фронт, служил санитаром, после ранения вернулся в Москву. С 1915 г. начал исполнять песни-баллады (по определению автора, «ариетки») собственного сочинения, выступая в костюме и гриме Пьеро. Несмотря на отсутствие специальной музыкальной подготовки и явную подражательность текстов, талантливый артист, превращавший исполнение каждой песни в моноспектакль, быстро завоевал популярность. Темами его «ариеток» были хорошо известные Вертинскому нравы богемной среды («роковые» страсти, одиночество человека в большом городе, кокаин). Вертинский писал песни на собственные стихи, а также на стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, И. Северянина, С. А. Есенина, Г. Иванова и др. После Октябрьской революции написал романс о гибели 300 московских юнкеров «Я не знаю, кому и зачем это нужно» (это произведение до сих пор пользуется популярностью и воспринимается как современное). В 1919 г. эмигрировал, жил в Греции, Румынии, Польше, Франции, США, Китае, выступал с концертами во многих странах мира. После отъезда из России одной из главных тем песен Вертинского стала тоска по родине. В 1943 г. вернулся в СССР, много гастролировал по всей стране со старыми и новыми песнями, снимался в кино («Заговор обреченных», 1951; «Анна на шее», 1954; и др.). Изысканность репертуара, необычайная актерская одаренность (пластичность жестов, выразительность и интимность интонации) сделали Вертинского одной из знаковых фигур российской эстрады. Поэтическое и музыкальное творчество Вертинского повлияло на развитие песенной культуры России, его называют основоположником жанра т. н. бардовской песни.
0.00 байт