англ. western – западный) – в социологии, социальной философии и культурологии термин употребляется для обозначения бездумного заимствования англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и даже языка.
Вестернизация
Вестернизация
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
(от англ, western - западный) - процесс переориентации неевропейских сообществ на культурные, экономические, политические и социальные стандарты, сформировавшиеся в рамках западной цивилизации в Новое время; перенос западных структур в незападные общественные системы.
Как историческое явление вестернизация стала следствием догоняющего развития неевропейских стран и сообществ, столкнувшихся с цивилизационным превосходством и доминированием Запада в Новое время. Источниками вестернизации могли быть реформистские устремления правящих элит, культурный диффузионизм (в том числе конфликтные взаимодействия, войны, колониализм и т. д.), формирование капиталистической мир-системы.
Как социокультурный процесс В. является процессом трансляции западнохристианской культурной традиции, подразумевает формирование новой идентичности. Внедрение западных идей, стиля жизни, моделей поведения ведет к разрушению традиционного жизненного уклада и ментальности, они замещаются комплексом прозападных ценностей, стандартов, социальных практик.
В политической сфере вестернизация подразумевает полную или частичную ориентацию на западноевропейские методы рационального бюрократического управления, правовые нормы, технократию, политическую идеологию. В экономической сфере В. приводит к развитию расширенного коммерциализированного производства, ориентированного на рынок, на удовлетворение фискальных потребностей модернизирующегося государства, обеспечение новых элит и социальных групп и интегрированного в мировую экономику. При этом в основе производства может лежать как частная, так и государственная собственность.
Один из создателей теории модернизации, Т. Парсонс, в своей эволюционной доктрине выделяет три типа обществ: примитивные, промежуточные и современные. Модернизационый переход от про межуточных обществ к современным, он трактует в духе всеобщего повышения «обобщенной адаптивной функции», т. е. в духе конвергенции и вестернизации. По мнению Парсонса, «эволюционные универсалии» приводят к тому, что во всех обществах модерна последовательно происходят однотипные изменения. Правовая система отделяется от религиозной, формируется административная бюрократия, рыночная экономика и демократическая избирательная система. За «промышленной революцией», означающей у Парсонса дифференциацию экономической и политической подсистем, следует «демократическая революция», отделяющая «социальное общество» от политической системы, а затем «образовательная революция», призванная отделить от социального общества подсистему воспроизводства структуры и поддержания культурного образца. Таким образом, европейская линия социальной эволюции представляется Парсонсу генеральной.
Лит.: Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН, 2006; Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат, 1990. О.В.КИМ
Как историческое явление вестернизация стала следствием догоняющего развития неевропейских стран и сообществ, столкнувшихся с цивилизационным превосходством и доминированием Запада в Новое время. Источниками вестернизации могли быть реформистские устремления правящих элит, культурный диффузионизм (в том числе конфликтные взаимодействия, войны, колониализм и т. д.), формирование капиталистической мир-системы.
Как социокультурный процесс В. является процессом трансляции западнохристианской культурной традиции, подразумевает формирование новой идентичности. Внедрение западных идей, стиля жизни, моделей поведения ведет к разрушению традиционного жизненного уклада и ментальности, они замещаются комплексом прозападных ценностей, стандартов, социальных практик.
В политической сфере вестернизация подразумевает полную или частичную ориентацию на западноевропейские методы рационального бюрократического управления, правовые нормы, технократию, политическую идеологию. В экономической сфере В. приводит к развитию расширенного коммерциализированного производства, ориентированного на рынок, на удовлетворение фискальных потребностей модернизирующегося государства, обеспечение новых элит и социальных групп и интегрированного в мировую экономику. При этом в основе производства может лежать как частная, так и государственная собственность.
Один из создателей теории модернизации, Т. Парсонс, в своей эволюционной доктрине выделяет три типа обществ: примитивные, промежуточные и современные. Модернизационый переход от про межуточных обществ к современным, он трактует в духе всеобщего повышения «обобщенной адаптивной функции», т. е. в духе конвергенции и вестернизации. По мнению Парсонса, «эволюционные универсалии» приводят к тому, что во всех обществах модерна последовательно происходят однотипные изменения. Правовая система отделяется от религиозной, формируется административная бюрократия, рыночная экономика и демократическая избирательная система. За «промышленной революцией», означающей у Парсонса дифференциацию экономической и политической подсистем, следует «демократическая революция», отделяющая «социальное общество» от политической системы, а затем «образовательная революция», призванная отделить от социального общества подсистему воспроизводства структуры и поддержания культурного образца. Таким образом, европейская линия социальной эволюции представляется Парсонсу генеральной.
Лит.: Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН, 2006; Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат, 1990. О.В.КИМ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.