ВРУБЕЛЬ
ВРУБЕЛЬ
Михаил Александрович (1856–1910) — русский художник, в творчестве которого впервые были реализованы принципы символизма. Долгое время Вру-бель оставался безвестным художником. Только после первых выставок художественного объединения «Мир искусства» его имя становится широко известным, порождая острую полемику. Последняя была вызвана осо-бенностями индивидуального стиля Врубеля, в котором господствует пластически - скульптурный объемный рисунок, имеющий форму — острых и колких граней («Демон» (1890)). Творческий метод Врубеля заключался не столько в непосредственном наблюдении и передаче видимой натуры, сколько в выражении идеальных пред-ставлений, образов воображения, для которых необходимы видимые формы, чтобы создать фантастически преображенный мир. Поэтому темами его произведений были, как правило, «вечные» сюжеты и образы, пришед-шие не из жизни, а из мифологии и других видов искусства. Творчество Врубеля на рубеже XIX–ХХ вв. характеризуется пристальным вниманием к фольклорным и сказочным образам («Царевна-лебедь», 1900 г.), в которых он смог наиболее полно и ярко выразить романтическое мироощущение с чертами трагического разлада с действительностью. Но благодаря удивительной способности художника переживать образы прошлого как вечно живые, его произведения сохраняют свою художественную силу и для современных поколений.
ВРУБЕЛЬ
Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства; представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник Абрамцевского художественного кружка. Сын военного юриста. По желанию отца прошел обучение на юридическом отделении Санкт-Петербургского университета (1874–80); по окончании его поступил в Петербургскую академию художеств, где учился у П. П. Чистякова (1880–84); брал уроки акварели у И. Е. Репина.
В 1884–89 гг. жил в Киеве, куда был приглашен по рекомендации Чистякова для участия в реставрации Кирилловской церкви. Выполнил для нее несколько монументальных композиций («Сошествие Святого Духа», 1884), написал икону «Богоматерь с Младенцем». В 1884–85 гг. совершил путешествие в Венецию для ознакомления с сохранившимися там византийскими фресками и мозаиками. Вершиной творчества Врубеля в Киевский период стали акварельные эскизы росписей и орнаментов для Владимирского собора (1887; остались неосуществленными, т. к. не были утверждены церковной комиссией). Уже в это время сложился характерный врубелевский стиль, основанный на объемном, почти скульптурном рисунке, контуры которого дробят форму на острые мелкие грани, уподобляя ее чудесному кристаллу. Цвет пронизывает кристаллические грани, становясь окрашенным светом, переливаясь и мерцая, в результате чего живопись напоминает мозаику («Девочка на фоне персидского ковра», 1886). В своих картинах Врубель почти не обращался к повседневности, творя свой мир грез и фантазий. Темы его произведений взяты в основном из литературы, театра, истории (Гамлет и Офелия, Фауст, Демон и др.); это «вечные сюжеты», по-своему трактуемые художником, в течение всей жизни мучительно размышлявшем о любви и смысле бытия, о смерти и бессмертии.
С 1889 г. жил в основном в Москве, где сблизился с В. А. Серовым и К. А. Коровиным, а также с меценатом С. И. Мамонтовым, предоставившим художнику мастерскую в своем доме. В этой мастерской была написана знаменитая картина «Демон (сидящий)» (1890), в которой наиболее полно отразилось драматическое мироощущение Врубеля. Он представил не циничного искусителя, а «духа страдания и скорби», наделенного титанической мощью и в то же время обреченного на вечное одиночество. Неизбывная тоска словно сжигает изнутри могучее тело Демона, рядом с которым холодно и бесстрастно сверкают драгоценными гранями неземные цветы. Через 12 лет в «Демоне поверженном» (1902) Врубель изобразил сброшенного с небес бунтаря с переломанными крыльями. Гордая красота гибнет, но дух восставшего не сломлен; во взгляде Демона – неизъяснимая гамма чувств, от отчаяния и обиды до угрюмого упрямства и дерзкого, злого вызова. Наряду с живописными произведениями, посвященными «изгнаннику небес», художник создал цикл иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (1890–91). Образ персонажа сверхчеловечески прекрасного, излучающего жгучую страсть и одновременно жуткий ледяной холод, с бездонными мерцающими глазами и черной копной волос, подобных грозовой туче, поразил современников.
Природа преображается в картинах Врубеля в сказочный мир, населенный загадочными существами («Пан», 1899). Обыденная сцена ночного оборачивается волшебным таинством («К ночи», 1900). Куст цветущей сирени («Сирень», 1900) мерцает в серебристых лучах луны, дышит, шепчет, наполняется мистической силой, перевоплощаясь в ночную деву – то ли фею, то ли дриаду. Знаменитая «Царевна-Лебедь» (1900) – театрализованный портрет жены художника, оперной певицы Н. И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию сказочной девы в опере Н. И. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Облик жены и музы Врубеля угадывается во многих созданных им сказочных персонажах («Царевна Волхова», 1897–98). Даже в обычных портретах художник уподобляет ее волшебному цветку («Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1898). «Портрет С. И. Мамонтова» (1897) написан с пророческой откровенностью, предвосхищающей трагический перелом в судьбе мецената. Мучительной исповедальностью отмечены автопортреты. В 1900-е гг. в творчестве Врубеля нарастает трагизм мироощущения, порой ощутимы черты болезненного надлома. С 1902 г. художник страдал тяжелой душевной болезнью; в 1906 г. он ослеп.
В своей творческой судьбе Врубель реализовал тип универсально одаренного мастера, подобного титанам эпохи Возрождения. Помимо картин и рисунков, создавал монументальные панно и витражи, скульптурные композиции (для особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895; для готического кабинета в доме А. В. Морозова, 1896); руководил абрамцевской керамической мастерской (см. ст. Абрамцевский художественный кружок), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова («Садко», 1897; «Сказка о царе Салтане», 1900; обе – на музыку Н. А. Римского-Корсакова). Огромное панно «Принцесса Греза», заказанное для Нижегородской ярмарки (1896), было позднее воплощено в мозаической композиции, украсившей московскую гостиницу «Метрополь».
В 1884–89 гг. жил в Киеве, куда был приглашен по рекомендации Чистякова для участия в реставрации Кирилловской церкви. Выполнил для нее несколько монументальных композиций («Сошествие Святого Духа», 1884), написал икону «Богоматерь с Младенцем». В 1884–85 гг. совершил путешествие в Венецию для ознакомления с сохранившимися там византийскими фресками и мозаиками. Вершиной творчества Врубеля в Киевский период стали акварельные эскизы росписей и орнаментов для Владимирского собора (1887; остались неосуществленными, т. к. не были утверждены церковной комиссией). Уже в это время сложился характерный врубелевский стиль, основанный на объемном, почти скульптурном рисунке, контуры которого дробят форму на острые мелкие грани, уподобляя ее чудесному кристаллу. Цвет пронизывает кристаллические грани, становясь окрашенным светом, переливаясь и мерцая, в результате чего живопись напоминает мозаику («Девочка на фоне персидского ковра», 1886). В своих картинах Врубель почти не обращался к повседневности, творя свой мир грез и фантазий. Темы его произведений взяты в основном из литературы, театра, истории (Гамлет и Офелия, Фауст, Демон и др.); это «вечные сюжеты», по-своему трактуемые художником, в течение всей жизни мучительно размышлявшем о любви и смысле бытия, о смерти и бессмертии.
С 1889 г. жил в основном в Москве, где сблизился с В. А. Серовым и К. А. Коровиным, а также с меценатом С. И. Мамонтовым, предоставившим художнику мастерскую в своем доме. В этой мастерской была написана знаменитая картина «Демон (сидящий)» (1890), в которой наиболее полно отразилось драматическое мироощущение Врубеля. Он представил не циничного искусителя, а «духа страдания и скорби», наделенного титанической мощью и в то же время обреченного на вечное одиночество. Неизбывная тоска словно сжигает изнутри могучее тело Демона, рядом с которым холодно и бесстрастно сверкают драгоценными гранями неземные цветы. Через 12 лет в «Демоне поверженном» (1902) Врубель изобразил сброшенного с небес бунтаря с переломанными крыльями. Гордая красота гибнет, но дух восставшего не сломлен; во взгляде Демона – неизъяснимая гамма чувств, от отчаяния и обиды до угрюмого упрямства и дерзкого, злого вызова. Наряду с живописными произведениями, посвященными «изгнаннику небес», художник создал цикл иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (1890–91). Образ персонажа сверхчеловечески прекрасного, излучающего жгучую страсть и одновременно жуткий ледяной холод, с бездонными мерцающими глазами и черной копной волос, подобных грозовой туче, поразил современников.
Природа преображается в картинах Врубеля в сказочный мир, населенный загадочными существами («Пан», 1899). Обыденная сцена ночного оборачивается волшебным таинством («К ночи», 1900). Куст цветущей сирени («Сирень», 1900) мерцает в серебристых лучах луны, дышит, шепчет, наполняется мистической силой, перевоплощаясь в ночную деву – то ли фею, то ли дриаду. Знаменитая «Царевна-Лебедь» (1900) – театрализованный портрет жены художника, оперной певицы Н. И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию сказочной девы в опере Н. И. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Облик жены и музы Врубеля угадывается во многих созданных им сказочных персонажах («Царевна Волхова», 1897–98). Даже в обычных портретах художник уподобляет ее волшебному цветку («Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1898). «Портрет С. И. Мамонтова» (1897) написан с пророческой откровенностью, предвосхищающей трагический перелом в судьбе мецената. Мучительной исповедальностью отмечены автопортреты. В 1900-е гг. в творчестве Врубеля нарастает трагизм мироощущения, порой ощутимы черты болезненного надлома. С 1902 г. художник страдал тяжелой душевной болезнью; в 1906 г. он ослеп.
В своей творческой судьбе Врубель реализовал тип универсально одаренного мастера, подобного титанам эпохи Возрождения. Помимо картин и рисунков, создавал монументальные панно и витражи, скульптурные композиции (для особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895; для готического кабинета в доме А. В. Морозова, 1896); руководил абрамцевской керамической мастерской (см. ст. Абрамцевский художественный кружок), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова («Садко», 1897; «Сказка о царе Салтане», 1900; обе – на музыку Н. А. Римского-Корсакова). Огромное панно «Принцесса Греза», заказанное для Нижегородской ярмарки (1896), было позднее воплощено в мозаической композиции, украсившей московскую гостиницу «Метрополь».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007