ВЫСОЦКИЙ
ВЫСОЦКИЙ
Wysocki), Юзеф (1809 - 22.XII.1873 (3.I.1874)) - польск. политический деятель, генерал. Участник восстания 1830-31, после его поражения жил в эмиграции. Был чл. Демократического общества. Сражался в рядах венг. революц. армии против габсбургских войск в 1848-49, возглавляя легион, сформированный из поляков-добровольцев. Во время Крымской войны 1853-56 пытался организовать польск. легион для воен. действий в составе тур. армии. Во время восстания 1863-64 В. был кратковременно руководителем Воен. комиссии в Кракове, руководил попыткой захвата местечка Радзивиллув. После поражения восстания эмигрировал. Умер во Франции.
ВЫСОЦКИЙ
Владимир Семенович (1938, Москва – 1980, там же), русский поэт, артист. В произведениях Высоцкого отчетливо ощущался социальный протест против несправедливости, его глубоко волновало ограничение творческой свободы в тоталитарном обществе. Долгое время его стихи и песни не могли пробиться к аудитории через кордоны запретов и цензурной правки. Этим объясняется тот факт, что при жизни Высоцкого его произведения не печатались. Лишь в 1981 г. был выпущен его первый поэтический сборник «Нерв». Однако творчество Высоцкого было широко известно по магнитофонным записям с концертов. Лирический герой Высоцкого консервативен и имеет свой неопровержимый кодекс чести:
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
(«Я не люблю…», 1969)
Современному читателю Высоцкий известен прежде всего как поэт-бард. Однако его деятельность в сфере искусства не ограничивается рамками поэзии. В 1960 г. Высоцкий окончил актерское отделение Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, после чего работал сначала в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, а с 1964 г. – в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Он плодотворно работал в кино: снимался как актер, для многих кинокартин – «Я родом из детства» (1966), «Вертикаль» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Интервенция» (1968, восстановлен в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Иван да Марья» (1974), «Одиножды один» (1974) – написал песни.
Возможно, благодаря актерской деятельности поэтика лирических произведений Высоцкого обогатилась элементами драматургии. Он смог создать яркие, колоритные художественные образы, типические характеры современников, поднялся до глубокого психологического восприятия человеческой натуры. Герои песен Высоцкого – люди самых разных общественных слоев. Это и фронтовики, и уголовники, и обычные обыватели. Художественные образы, от лица которых велся разговор со слушателем, получались у поэта столь зримыми и выразительными, что ему часто приходили письма, где люди спрашивали, в каком полку он служил и в какой тюрьме сидел, хотя в реальной жизни поэт никогда не был осужден, а в войну был еще ребенком.
В связи с тем что в творчестве поэта ироничные, юмористические песни соседствуют с серьезными лирическими монологами, жанровая палитра его произведений довольно широка. Однако Высоцкий тяготеет к балладе, жанру, удачно совмещающему лирическое начало с развернутым эпическим сюжетом. В автобиографичной «Балладе о детстве» (1975) поэт воссоздает легко узнаваемые реалии военной и послевоенной эпохи: коридорная система московских коммуналок, воздушная тревога, долгожданная победа и, наконец, метрострой как символ общественных перемен:
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой, –
Мы спросили – зачем? – он в ответ:
«Коридоры кончаются стенкой,
А тоннели – выходят на свет!»
В этом лаконичном диалоге ощущается дыхание атмосферы сталинской эпохи, когда израненное многочисленными доносами и репрессиями общество нуждалось не только в материальных прогрессивных переменах, но и в изменении идеологического климата. Народ-победитель уже не хотел и не мог быть узником в своей стране.
Единый лирический герой – сильный, волевой человек с четкими нравственными ориентирами, мир для которого разделен на черное и белое, без полутонов, связывает цикл баллад, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975). Чувствуется, что автору был близок этот образ благородного разбойника, в чем-то жестокого, но и великодушного героя. Основная идея цикла – утверждение общечеловеческих ценностей, неизменных во все времена. Конкретно-историческое начало в балладах сопрягается с общечеловеческим:
И скрываются до срока
Даже рыцари в лесах:
Кто без страха и упрека –
Тот всегда не при деньгах!
(«Баллада о вольных стрелках», 1975)
Начиная с сер. 1980-х гг. произведения Высоцкого активно издаются: появляются сборники «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза» (1989), «Сочинения в 2-х томах» (девять изданий 1990–97) и др.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
(«Я не люблю…», 1969)
Современному читателю Высоцкий известен прежде всего как поэт-бард. Однако его деятельность в сфере искусства не ограничивается рамками поэзии. В 1960 г. Высоцкий окончил актерское отделение Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, после чего работал сначала в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, а с 1964 г. – в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Он плодотворно работал в кино: снимался как актер, для многих кинокартин – «Я родом из детства» (1966), «Вертикаль» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Интервенция» (1968, восстановлен в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Иван да Марья» (1974), «Одиножды один» (1974) – написал песни.
Возможно, благодаря актерской деятельности поэтика лирических произведений Высоцкого обогатилась элементами драматургии. Он смог создать яркие, колоритные художественные образы, типические характеры современников, поднялся до глубокого психологического восприятия человеческой натуры. Герои песен Высоцкого – люди самых разных общественных слоев. Это и фронтовики, и уголовники, и обычные обыватели. Художественные образы, от лица которых велся разговор со слушателем, получались у поэта столь зримыми и выразительными, что ему часто приходили письма, где люди спрашивали, в каком полку он служил и в какой тюрьме сидел, хотя в реальной жизни поэт никогда не был осужден, а в войну был еще ребенком.
В связи с тем что в творчестве поэта ироничные, юмористические песни соседствуют с серьезными лирическими монологами, жанровая палитра его произведений довольно широка. Однако Высоцкий тяготеет к балладе, жанру, удачно совмещающему лирическое начало с развернутым эпическим сюжетом. В автобиографичной «Балладе о детстве» (1975) поэт воссоздает легко узнаваемые реалии военной и послевоенной эпохи: коридорная система московских коммуналок, воздушная тревога, долгожданная победа и, наконец, метрострой как символ общественных перемен:
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой, –
Мы спросили – зачем? – он в ответ:
«Коридоры кончаются стенкой,
А тоннели – выходят на свет!»
В этом лаконичном диалоге ощущается дыхание атмосферы сталинской эпохи, когда израненное многочисленными доносами и репрессиями общество нуждалось не только в материальных прогрессивных переменах, но и в изменении идеологического климата. Народ-победитель уже не хотел и не мог быть узником в своей стране.
Единый лирический герой – сильный, волевой человек с четкими нравственными ориентирами, мир для которого разделен на черное и белое, без полутонов, связывает цикл баллад, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975). Чувствуется, что автору был близок этот образ благородного разбойника, в чем-то жестокого, но и великодушного героя. Основная идея цикла – утверждение общечеловеческих ценностей, неизменных во все времена. Конкретно-историческое начало в балладах сопрягается с общечеловеческим:
И скрываются до срока
Даже рыцари в лесах:
Кто без страха и упрека –
Тот всегда не при деньгах!
(«Баллада о вольных стрелках», 1975)
Начиная с сер. 1980-х гг. произведения Высоцкого активно издаются: появляются сборники «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза» (1989), «Сочинения в 2-х томах» (девять изданий 1990–97) и др.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006