См. «Библия» и «Союз».
Завет
Завет
ЗАВЕТ
союз Бога с человеком, договор, завещание. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская Церковь в частности определяет как завет, т.е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а также содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою и посильным разумением в осуществляет его в своей жизни, при помощи Божественной благодати. Этот Завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см. Быт. 2, 16-18), затем яснее формулирован во времена последующих праотцов рода человеческого и патриархов еврейского народа (см. Лев. 24, 42; Исх. 2, 24), а особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см. Гал. 4, 24); но до времени Иисуса Христа Завет Бога с человеком не содержал в себе полного откровения Божества человечеству. Так называемый Ветхий Завет (см. 2 Kор. 3, 14) был тенью и прообразом Богооткровения, данного в Завете Новом (см. Лк. 22, 20; 1 Kор. 11, 25;
Евр. 8, 7-8; 9, 4; 12, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские священные книги называются Ветхим Заветом, а книги Церкви Христианской, излагающие Богооткровение в лице и учении Иисуса Христа, получили название Нового Завета. Ветхий Завет – союз, заключенный Богом с Ноем после потопа, еврейскими патриархами и народом Израиля на горе Синай. Новый Завет установлен Иисусом Христом. Отсюда деление Библии на книги Ветхого и Нового Завета.
Евр. 8, 7-8; 9, 4; 12, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские священные книги называются Ветхим Заветом, а книги Церкви Христианской, излагающие Богооткровение в лице и учении Иисуса Христа, получили название Нового Завета. Ветхий Завет – союз, заключенный Богом с Ноем после потопа, еврейскими патриархами и народом Израиля на горе Синай. Новый Завет установлен Иисусом Христом. Отсюда деление Библии на книги Ветхого и Нового Завета.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ЗАВЕТ
союз между Богом и народом. Сущность завета выражается в словах: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Израильтяне со своей стороны обязываются соблюдать законы, переданные им Моисеем от имени Бога.
Странствование по пустыне от Египта до Синая должно было служить цели уверования народа в своего Бога. Всевозможным испытаниям подвергал Господь в это время народ, изведенный Им из Египта. Он посылал ему великие опасности, избавление от которых могла доставить только чудесная помощь Господа. Он мучил его голодом, томил его жаждой, лишал самого существенного. Но вовремя простирал над ним и милующую десницу Свою.
Когда народ, водимый Богом, достиг горы Синай и расположился здесь станом, Моисей, уже исполнивший первую свою миссию [вывел народ из рабства], взошел на гору Синай, чтобы получить от Бога дальнейшие распоряжения. Здесь Бог говорит Моисею о своем намерении вступить в завет с народом, который уже должен был познать Его любовь и могущество. Он предоставляет возможность народу свободно высказаться за или против Его предложения. Моисей передает о желании Бога старейшинам, как представителям всего народа. Эти – сообщили народу. «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним (и будем послушны)». Заручившись согласием народа, Моисей опять взошел на гору, чтобы передать о желании и готовности народа вступить в завет с Ним.
Высшая законодательная власть принадлежала Богу. С этого времени израильский народ вступил в союз с Единым, Истинным Богом и стал богоизбранным народом, мессианская роль которого заключалась в ревностном хранении и распространении истинной религии среди языческого мира. Конечно, трудно было Моисею сразу поднять этот многострадальный народ «с необрезанными сердцами» на высокую ступень религиозной жизни, нужно было еще много времени, чтобы отучить еврейский народ от идолопоклонства, научить его истинам веры и повести его по пути нравственного совершенствования.
Странствование по пустыне от Египта до Синая должно было служить цели уверования народа в своего Бога. Всевозможным испытаниям подвергал Господь в это время народ, изведенный Им из Египта. Он посылал ему великие опасности, избавление от которых могла доставить только чудесная помощь Господа. Он мучил его голодом, томил его жаждой, лишал самого существенного. Но вовремя простирал над ним и милующую десницу Свою.
Когда народ, водимый Богом, достиг горы Синай и расположился здесь станом, Моисей, уже исполнивший первую свою миссию [вывел народ из рабства], взошел на гору Синай, чтобы получить от Бога дальнейшие распоряжения. Здесь Бог говорит Моисею о своем намерении вступить в завет с народом, который уже должен был познать Его любовь и могущество. Он предоставляет возможность народу свободно высказаться за или против Его предложения. Моисей передает о желании Бога старейшинам, как представителям всего народа. Эти – сообщили народу. «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним (и будем послушны)». Заручившись согласием народа, Моисей опять взошел на гору, чтобы передать о желании и готовности народа вступить в завет с Ним.
Высшая законодательная власть принадлежала Богу. С этого времени израильский народ вступил в союз с Единым, Истинным Богом и стал богоизбранным народом, мессианская роль которого заключалась в ревностном хранении и распространении истинной религии среди языческого мира. Конечно, трудно было Моисею сразу поднять этот многострадальный народ «с необрезанными сердцами» на высокую ступень религиозной жизни, нужно было еще много времени, чтобы отучить еврейский народ от идолопоклонства, научить его истинам веры и повести его по пути нравственного совершенствования.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
завет
договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем и народом (4Ц 11.17), между Господом и народом (Езд 10.3) и даже с глазами человека (Иов 31.1). Словом этим назывались также: обещание (4Ц 23.3), наставление (Пр 1.8), обязанности (Мал 2.8). Заветом также называются общие Божии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс 24.14; 49.16; Иер 33.20,25). Завет иногда Господь давал отдельному человеку-например, завет мира и священства Финеесу, сыну Елеазара (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.
1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7) (некоторые называют Быт 1.28-первым заветом с Адамом, а Быт 3.15-вторым).
2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17) (некоторые называют Ноевым заветом Быт 9.1).
3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.
4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого было десятисловие (Исх 34.28; Вт 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Ц 23.2).
Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).
5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного-Нового Завета с людьми (2Ц 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.
Кроме указанных некоторые различают еще «Палестинский завет» (Вт 30.1-10) и «Давидов завет» (2Ц 7.12-16; 2Пар 13.5). (См. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет)
1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7) (некоторые называют Быт 1.28-первым заветом с Адамом, а Быт 3.15-вторым).
2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17) (некоторые называют Ноевым заветом Быт 9.1).
3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.
4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого было десятисловие (Исх 34.28; Вт 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Ц 23.2).
Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).
5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного-Нового Завета с людьми (2Ц 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.
Кроме указанных некоторые различают еще «Палестинский завет» (Вт 30.1-10) и «Давидов завет» (2Ц 7.12-16; 2Пар 13.5). (См. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет)