ЗАВОДЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

Найдено 1 определение
ЗАВОДЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
В годы Вел. Отеч. войны всемерное увеличение выпуска боевой техники, вооружения, боеприпасов находилось в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Ресурсы страны направлялись прежде всего на удовлетворение нужд военного производства. 3. м. в первую очередь снабжались металлом, топливом, электроэнергией. Развитие социалистической промышленности в течение всей войны было подчинено в первую очередь задачам увеличения производства вооружения и боевой техники. Если в 1941—42 выпуск военной продукции возрастал гл. обр. благодаря переключению промышленных предприятий на военные рельсы, вводу в действие эвакуированных на В. заводов, увеличению фонда рабочего времени, то в 1943 и особенно в 1944 основными факторами подъема военного производства стали строительство и расширение действующих заводов (предприятий) тяжелой индустрии в освобожденных районах. Совершенствование работы заводов военной промышленности позволило в основном на тех же производственных площадях, с тем же или даже меньшим количеством рабочих непрерывно наращивать выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов. Авиационная промышленность, особенно ее передовые предприятия — завод № 18 (директор А. А. Белянский, парторг ЦК ВКП(б) Л. Н. Ефремов), № 21 (директор С. И. Агаджанов, парторг ЦК ВКП(б) А. В. Агуреев), № 26 (директор В. П. Баландин, парторг ЦК ВКП(б) Д. И. Головачев), № 153 (директор В. Н. Лисицын, парторг ЦК ВКП(б) А. И. Шибаев), полностью обеспечивала фронт самолетами. Всего с июля 1941 и по август 1945 было выпущено 112,1 тыс. самолетов. При этом непрерывно возрастало производство более совершенных машин. Так, высокими темпами увеличивал выпуск пикирующих бомбардировщиков, в к-рых нуждался фронт, завод № 22 (директор В. А. Окулов). За годы войны в серийное производство было запущено 25 новых типов самолетов (включая модификации) и 23 типа авиационных моторов. Достижения авиационных заводов (промышленности) сыграли решающую роль в том, что советская авиация, завоевав в 1943 господство в воздухе, надежно удерживала его до конца войны. В годы Вел. Отеч. войны многие самолетостроительные и авиамоторные заводы, тысячи работников авиационных предприятий за заслуги в организации производства боевой техники были награждены орденами и медалями. Директору завода А. Т. Третьякову в 1941 было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Позднее этого звания удостоились директора крупнейших авиационных заводов В. П. Баландин, A. А. Белянский, М. С. Жезлов, B. Н. Лисицын, В. Я. Литвинов, М. М. Лукин и главный инженер завода П. Д. Лаврентьев. Производство танковой техники было в основном сосредоточено на таких гигантах, как завод № 183 (директор Ю: Е. Максарев, парторг ЦК ВКП(б) С. А. Скачков), Кировский завод в Челябинске (директор И. М. Зальцман, парторг ЦК ВКП(б) М. Д. Козин), Уральский завод тяжелого машиностроения (директор Б. Г. Музруков, парторг ЦК ВКП(б) М. Л. Медведев), завод «Красное Сормово» (директор Е. Э. Рубинчик, парторг ЦКВКП(б) А.Н.Сомов). В общем выпуске танков постоянно нарастала доля тяжелых и средних машин за счет уменьшения доли легких, производство к-рых окончательно прекратилось в 1943. Всего с июля 1941 по август 1945 было выпущено св. 102 тыс. танков и САУ. Значительное повышение боевых качеств советской танковой техники, рост выпуска наиболее совершенных и мощных машин дали возможность Сов. Армии непрерывно наращивать силу удара. Ведущие танковые заводы в период Вел. Отеч. войны были награждены орденами Сов. Союза. Тысячи танкостроителей были награждены орденами и медалями СССР. Высокого звания Героя Социалистического Труда были удостоены директора танковых заводов Ю. Е. Максарев, Б. Г. Музруков, Д. Е. Кочетков, конструкторы Ж. Я. Котин, Н. Л. Духов, А. А. Морозов, академик Е. О. Патон. Все более полно удовлетворяла требования фронта промышленность вооружения. Среди многочисленных предприятий Наркомата вооружения выделялись крупные передовые заводы: № 92 (директор А. С. Елян, парторг ЦК ВКП(б) И. Д. Линев), № 172 (директор А. И. Быховский, парторг ЦК ВКП(б) С. А. Баскаков), № 74 (директор М. А. Иванов, парторг ЦК ВКП(б) Г. К. Соколов). Всего с июля 1941 по август 1945 было выпущено св. 482 тыс. орудий всех калибров. За это время промышленность вооружения изготовила миллионы пулеметов, автоматов, противотанковых ружей, винтовок. Больших успехов в этой области добились многие заводы нашей страны, особенно старейшие из них — Ижевские заводы № 71, 524 и другие заводы. Промышленность боеприпасов обеспечивала всю огромную массу артиллерии и стрелкового вооружения требуемым количеством боеприпасов. Одновременно с привлечением к выпуску боеприпасов многих сотен действующих заводов и мастерских в 1942—43 впервые были созданы крупные специализированные предприятия — комбинат № 179, завод № 325 и др. Промышленности боеприпасов уделяли большое внимание и оказывали повседневную помощь секретарь Московского обкома и горкома партии А. С. Щербаков, секретари обкомов: Челябинского — Н. С. Патоличев, Пермского — Н. И. Гусаров, Свердловского — А. Б. Аристов, Ленинградского — А. А. Жданов, Новосибирского — М. И. Кулагин и др. За военные годы (данные с июля 1941 по август 1945) было произведено и поставлено Сов. Армии: ручных и станковых пулеметов — св. 1515 тыс., минометов — св. 351 тыс., пистолетов-пулеметов— св. 6173 тыс., винтовок — 12139,3 млн. За выдающиеся заслуги перед Родиной 12 предприятий Наркомата боеприпасов были награждены орденами. Так, орденом Трудового Красного Знамени был награжден Московский автозавод (директор И. А. Лихачев, парторг ЦК ВКП(б) В. В. Левыкин), прославленный Кировский завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Переходящие Красные знамена неоднократно завоевывали коллективы танкового и дизельного производств Кировского завода, Уралмашзавода, Горьковского автозавода (директор И. К. Лоскутов, парторг ЦК ВКП(б) А. Д. Проскурин), Мариупольского завода им. Ильича (директор А. Ф. Гармышев, парторг ЦК ВКП(б) А. А. Путянин), завода «Борец» (директор С. М. Ротенштейн, парторг ЦК ВКП(б) А. С. Климов) и др. Благодаря слаженной работе заводов всех отраслей советской военной промышленности были полностью удовлетворены потребности фронта в вооружении, боевой технике и боеприпасах. Партийное руководство было одним из решающих условий их выдающихся успехов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Похожие термины:

  • Ижевский машиностроительный завод

    ПО "Ижмаш")    осн. как железоделательный в 1760 графом П.И.Шуваловым. В 1807 с открытием оружейной конторы на предприятии нач. произв. отечественного оружия из высокосортного железа. В 1862 на Всемирной в
  • Копейский машиностроительный завод

    осн. в 1941 в г.Копейске Челяб. обл. на базе Копейского рудоремонтного и эвакуированного из Донбасса Горловского з-да. В гг. ВОВ выполнял заказы оборонной пром., в 1942 одноврем. переходит на ремонт, а в 194
  • Камбарский машиностроительный завод

    построен в 1761-67 Г.А.Демидовым и его сыном П.Г.Демидовым на притоке р.Камы Камбарке, ныне Перм. обл., первоначально как чуг.-лит. и железоделательное предприятие. Спустя четв. в. з-д произв. 60 тыс. пуд. же
  • Каслинский машиностроительный завод

    основан тульским купцом Я.Коробковым в 1747 на Юж. У. в п.Касли как чугуноплавильный и железоделательный. В 1752 его купил Никита Демидов. На з-де имелась одна домна, 16 кричных и кузнечных горнов, 8 действ
  • Кунгурский машиностроительный завод

    основан на базе мех. мастерских техн. уч-ща, организован в г. Кунгуре в 1877. В 1931 мастерские преобразованы в школу-з-д, а с 1933 - в Кунгурский экскаваторный з-д. С 1934 на предприятии приступили к произв. эк
  • Кыштымский машиностроительный завод

    специализированное предприятие цветной металлургии - создан в 1929 на базе бывш. Верхне-Кыштымского з-да (Кыштымский медеэлектролитный з-д) первоначально как мех. мастерские Карабашского медеплави
  • СЕРДОБСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

    создан в 1953 (на базе паровозоремонтного з-да) для выпуска тракторных и автомоб. прицепов. Первый дир. Пенз. М. Резайкин (1953–58). В 1954 выпущен первый тракторный прицеп-самосвал ПТС-3,5 грузоподъемностью
  • Машиностроительный завод им. Калинина

    предприятие оборонной пром. Осн. в 1866 казной в Санкт-Петерб. как орудийные мастерские по произв. гаубичных полевых и горных пушек, на к-рых было занято ок. 200 мастеровых. Рост потребностей арм. в снаб
  • Свет шахтера машиностроительный завод

    ОАО. Как небольшое частное предприятие основан в 1891. Был национализирован (1919) и с 1922, получил нынешнее название. Вырос в крупное промышленное предприятие союзного значения, которое специализирова
  • Нязепетровский машиностроительный завод

    осн. в 1747 з-дчиком П.И.Осокиным на р.Нязе, притоке р.Уфы, в г. Нязепетровске, ныне Челяб. обл. НПМЗ выплавлял чугун, из к-рого произв. высококачественное листовое кровельное железо. К 1800 произв. состави
  • Златоустовский машиностроительный завод

    ПО "Булат")    осн. в г.Златоусте в 1754 как чугунолитейное и железоделательное предприятие с выплавкой чугуна до 40-50 тыс. пуд. в г. В 1811 з-д перешел в казенное ведомство и под рук. П.П.Аносова начал осваи
  • Александровский машиностроительный завод

    осн. В.А. Всеволожским в 1802 в г.Александровске Перм.обл. как чуг.-лит. предприятие. В течение более 100 лет з-д выплавлял чугун из руд, добываемых в близлежащих рудниках, а позднее привозимых из р-на Ниж
  • Машиностроительный завод им. В.В.Воровского

    осн. в 1922-23 в Екат., на базе гончарной ф-ки, з-дов огнеупорного кирпича, силикатного произв. На их тер. сначала создаются ремонтные мастерские, к-рые вскоре реорг. в чугунно-литейный и мех. з-д "Машиност
  • Машиностроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского

    осн. в 1858 в Перми как мех. и литейный з-д. После Окт. рев. освоил вып. сепараторов разного назначения. В период ВОВ на з-де налажен серийный вып. боеприпасов. Перестройка на мирные рельсы позволила воз