Жертвенник

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Жертвенник
стол, на котором совершается проскомидия – готовится бескровная жертва Евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены храма в алтаре.

Источник: Краткий православный словарь.

ЖЕРТВЕННИК
особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т. е. совершается проскомидия.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Жертвенник
стол, находящийся в церкви слева от престола и составляющий часть церковной утвари. На нем совершается проскомидия. Так же он назывался левый придел храма, где иподиакон омывал церковные сосуды.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Жертвенник
в древности он был предназначен исключительно для принесения жертв Богу. Впервые Священное Писание упоминает о жертвеннике по выходе Ноя их своего ковчега. В основном жертвенники, упоминавшиеся в Ветхом Завете, были устроены очень просто. Например, Иаков принес жертву в Вефиле на простом камне, который ночью служил ему изголовьем (Бытие, 28, 18). Современный жертвенник в Православной церкви очень похож на обычный стол. На нем совершается проскомидия, то есть приготавливается жертва евхаристии: вино и хлеб. Жертвенник находится по левую сторону от горнего места у северной стены алтаря.

Источник: Православная энциклопедия.

жертвенник
сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх 20.26). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа (Быт 8.20). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5х2,5м, высотой 1,5м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей (Исх 27.1-8; 38.1-7). Жертвенник у храма был размерами 10х10м, высотой 5м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар 4.1). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх 28.42-43; Лев 6.10) (в Пс 50.21 назван алтарь).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Каменный жертвенник из Чуйской долины (к вопросу об этнокультурных контактах)

Коноплева Ксения Геннадьевна
Статья посвящена проблеме выявления этнокультурных контактов между населением Южного Урала и Чуйской долины (Семиречье). Маркерами этих контактов могут выступать каменные жертвенники (алтарики).
Читать PDF
0.00 байт

Каменный жертвенник и керамическая курильница

Трофимов Ю.В.
Публикуются материалы раскопок кургана Красноярка-10 в Омском районе Омской области в 2010 г. Датировка памятника V-IV вв. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

ДИОНИСОВ ЖЕРТВЕННИК

Щербаков Вадим Анатольевич
Читать PDF
0.00 байт

Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в.

Богордаева Аксана Александровна
Рассматриваются особенности изготовления, украшения и покроя предметов одежды, приносимых в жертву духам-покровителям у северных хантов.
Читать PDF
0.00 байт

Ритуально-жертвенные комплексы с черепами животных в эпоху поздней бронзы у населения ирменской куль

Ковалевский Сергей Алексеевич
На основе анализа ритуально-жертвенных комплексов с черепами животных из памятников ирменской археологической культуры реконструируются религиозные представления древнего населения Кемеровской области проживавшего на этой территор
Читать PDF
0.00 байт

Каменные жертвенники как источник по связям кочевников Южного урала со скифским миром

Таиров Александр Дмитриевич, Коноплева Ксения Геннадьевна
Каменные жертвенники рассматриваются в качестве источника, подтверждающего функционирование «торгового пути Геродота».
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция образа медведя «в жертвенной позе» в искусстве населения Западного Приуралья в раннем желез

Коренюк Сергей Николаевич, Перескоков Михаил Львович
Анализируется эволюция иконографии одного из ключевых образов в искусстве населения Западного Приуралья в раннем железном веке и средневековье образа медведя «в жертвенной позе».
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о происхождении сюжета «Медведь в жертвенной позе» в Пермском зверином стиле

Овсянников Владимир Владиславович
Рассматривается проблема происхождения и эволюции наиболее распространенного в пермско-сибирском зверином стиле образа медведя.
Читать PDF
0.00 байт

Жертвенно-поминальные комплексы раннего железного века в башкирском Предуралье

Гарустович Геннадий Николаевич
Статья посвящена анализу археологических материалов лесостепной зоны на северо-востоке Башкирского Предуралья на предмет выявления культовых комплексов населения, являющегося западным ответвлением саргатской этнической общности.
Читать PDF
0.00 байт

Утюжский бугор – жертвенный комплекс эпохи энеолита в среднем Посурье

Березин Александр Юрьевич, Березина Наталия Степановна, Ставицкий Владимир Вячеславович, Сидоров Владимир Владимирович
В статье обобщаются материалы, полученные в ходе раскопок энеолитического жертвенного комплекса Утюжский Бугор в Чувашии; прослеживаются особенности планиграфии и стратиграфии, проводится анализ костных останков медведей.
Читать PDF
0.00 байт

Золотой статер Асандра с магическим граффито и лабрис из жертвенника на античном поселении Цемдолинс

Абрамзон Михаил Григорьевич, Карпов Дмитрий Анатольевич, Сударев Николай Игоревич
В статье публикуется статер боспорского царя Асандра (49/48-21/20), датированный 10-м годом его правления, найденный в 2013 г.
Читать PDF
0.00 байт

К интерпретации жертвенного культового комплекса из чертомлыкского кургана

Кульбака Константин Владимирович
Одним из известнейших образцов произведений искусства древнегреческих мастеров Северного Приазовья является серебряная амфора из Чертомлыкского кургана.
Читать PDF
0.00 байт

Околокурганные жертвенники как разновидность памятников тасмолинской культуры

Бейсенов Арман Зияденович
Тасмолинская археологическая культура долгое время была известна исключительно по материалам погребений. В течение последних 15 лет в Центральном Казахстане получены значительные данные из разных видов памятников.
Читать PDF
0.00 байт

«Жертвенные комплексы» пьяноборских могильников бассейна Р. Вятки

Лещинская Надежда Анатольевна
Объектом исследования в статье выступает четко фиксируемый элемент погребальных традиций финно-угорских культур с раннего железного века до развитого средневековья, обозначенный В.Ф. Генингом понятием «жертвенный комплекс».
Читать PDF
0.00 байт

«Жертвенные комплексы» как элемент погребальных традиций населения вятского края в раннем средневеко

Лещинская Надежда Анатольевна
Исследуются «жертвенные комплексы» из погребений вятских могильников VIVIII вв., раннего этапа еманаевской культуры.

Похожие термины:

  • ЖЕРТВЕННИК, АЛТАРЬ

    Быт 8:20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковч
  • ЖЕРТВЕННИК НЕВЕДОМОМУ БОГУ

    Деян 17:22). Относительно означенного жертвенника существовало много объяснений. Ап. Павел в своей речи пред Афинским ареопагом говорит, что он видел такой жертвенник в Афинах. Можно полагать, что та
  • жертвенник для курений

    постоянный жертвенник, установленный в скинии и храме перед завесой Святого-святых для принесения курений пред лицо Господа (Исх 30.1-10; 37.25-28; 3Ц 6.22) (в Чис 4.11 назван золотой жертвенник). (См. скиния, хр
  • Медный жертвенник

    См. «Алтарь».
  • Золотой жертвенник

    алтарь), жертвенник для каждения в храме Соломона. См. «алтарь» (жертвенник).
  • ЖЕРТВЕННИК (Мизбеах)

    В древности, до построения скинии (см. Кивот*), евреи строили возвышения — "бамот" - и приносили на них жертвы. С постройкой скинии в пустыне жертвенные приношения на возвышениях были запрещены. Когд
  • ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ

    порт. город (совр. Мактар) на границе между обл. Карфагена и Кирены, впослед. между рим. пров. Африка и Киренаика. Назв. города произошло, очевидно, от имени двух братьев-карфагенян, добровольно принес
  • ГРУДЬ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО ВОЗНОШЕНИЯ

    или потрясения (Исх 29:26, Лев 8:29) — она обыкновенно назначалась законом в вечный участок Первосвященнику и сынам его. Называлась так потому, что вознося оную, священник потрясал ею пред Господом.
  • Жертвенное место

    см.: Святилище.
  • жертвенника ворота

    Иез 8.5)-одни из ворот первого храма (см.).
  • ВОЗЛИЯНИЕ ЖЕРТВЕННОЕ

    обряд приношения в дар богам напитков (вина, воды, молока), масла, совершался обычно вместе с др. обрядами, преим. во время жертво-принош., а также церемонии захоронения. При жертво-принош. Ж. в. соверш
  • ЖЕРТВЕННИK (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

    стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым об