стяг, хоругвь, прапор — кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какую-либо эмблему. З. (флаги) известны у всех народов с древности, как символ единства, связывающий воинов. Отсюда развитие и сохранение взгляда на З. как на святыню, под которой соединяются верные долгу воины. Потеря З. — это потеря чести, приобретенное неприятельское З. составляет для победителя величайшую славу. В русской армии существовали З. полковые и войсковые (у казачьих войск). В Красной Армии — с 1918 г. З., флаг определенного цвета или цветов, укрепленное на древке полотнище с надписями, эмблемами, украшениями, служит также символом государства. См. также Государственное З.
ЗНАМЯ
ЗНАМЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЗНАМЯ
шелковое полотнище с изображением государственных эмблем. В последние века 3. служило символом полкового объединения, святыней, за которую каждый воин должен был битья не щадя жизни. По старинному казачьему обычаю договоры с государями о наступлении или обороне подкреплялись присылкой от них Казакам знамен и литавров. Их прислал Запорожцам и германский император Рудольф II в конце XVI в. вместе с другими дарами и просьбой выступить ему на помощь против Турок. Знамена, литавры и серебрянные трубы Запорожские Казаки получали от польско-литовских королей. После Смуты, когда отношения между Казаками и царем Михаилом Федоровичем урегулировались, он послал на Дон знамя, "с чем против наших недругов стояти и на них ходити". После выполнения договорных обязательств, знамена поступали в войсковые музеи и могут служить памятниками договорных отношений с соседними государствами. У Запорожцев и их потомков Кубанских Казаков знамена, литавры и древние грамоты назывались польским словом "клейноды" (драгоценности).
Знамя
воинский знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к вооруженным силам данного государства. Являлось регалией или святыней. По уставу Петра I за утерю знамени прапорщик и знаменный взвод подлежали смертной казни, а воинская часть – расформированию. В то же время знамя, как прочее военное имущество, до конца XVIII в. выдавалось на определенный срок, а при воцарении нового императора знамена уничтожались и заменялись знаменами нового образца. С начала XIX в. старые знамена навечно сохранялись в полках, хранились в полковом цейхгаузе (позже – музее) и в торжественных случаях выносились в строй. С начала XVIII в. знамя получала каждая рота; знамя первой роты считалось полковым и было белого цвета, прочие – цветные. С середины XVIII в. знамя выдавались батальонам, с начала XIX в. – только полкам. В XVIII в. знамена давались только линейной пехоте, в начале XIX в. их получили легкая пехота и саперы. В кавалерии употреблялись штандарты, впервые данные кирасирам в 1731 г.; у драгун до 1882 г. были знамена пехотного образца, но меньшего размера и обшитые бахромой. Древки знамен были цветные, по родам и видам родов войск. В навершиях древков изображался двуглавый орел, под навершиями повязывались шнуры с кистями. В начале XIX в. введены наградные Георгиевские знамена, затем простые с надписями отличия. Во второй половине XIX в. в виде награды на древко давались золоченые скобы с гравированной надписью отличия, а полкам, отметившим 100-летний юбилей, вместо шнуров – ленты: в гвардии Андреевские, в армии Александровские, с соответствующими надписями. Постоянной эмблемой знамя был двуглавый орел: в XVIII в. также широко употреблялись полковые гербы (соответствовавшие гербам городов, именами которых назывались полки), императорские вензели. В 1731 г. в углах знамен появились цветные (преимущественно красные), слегка изгибающиеся, наподобие языков пламени, клинья-фламы. В 1760-х гг. их заменили клиновидные наугольники, так что основная часть знамен получила вид четырехконечного креста с уширенными концами. Будучи окончательно утвержден в 1801 г. этот рисунок знамени в основном сохранился до 1882 г.: в центре белый крест с уширенными концами, наугольники цветные, в них императорские вензели в лавровых венках, в центре в лавровом венке двуглавый орел, увенчанный короной. С 1883 г. введены новые знамена, белые с цветными каймами: на одной стороне в орнаментальной рамке писалась маслом полковая икона, на другой в наугольниках рамки были двуглавые орлы, в середине – императорский вензель. С 1900 г. полковая икона заменена образом Спаса Нерукотворного, с надписью внизу «С нами Бог». Знамена сшивались из кусков ткани и расписывались маслом.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018