Колдовство

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Колдовство
Колдовство (witchcraft), по нар. поверьям, способность нек-рых людей, особенно женщин, общаться со верхъестеств. силами. Рассказы о К. встречаются в ЗСреч. и рим. текстах, а также в Ветхом завете (напр., царь Саул советуется с колдуньей из Эндора). В ран-яем Средневековье К. связывали с одержимостью дья-волом и отказом от Бога. В кон. 12 в. инквизиция рассматривала дела о К., в к-рых усматривалась ересь, а светские суды, особенно в Германии, выносили жестокие приговоры, вплоть до сожжения на костре, даже за Я предполагаемые «колдовские» преступления, где не было и речи о ереси. Массовые преследования за К. начались в 15 в., а усилению гонений особенно способствовало издание в 1487 г. «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), где описывались шабаши ведьм, совокупление с дьяволом, превращение в животных и сглаз. Реформация 16 в., а также обстановка смуты, вызванной религ. войнами, только укрепили эти предрассудки. Последние суды над «ведьмами» в Англии состоялись в 1712 г., а на континенте (в Пруссии) в 1793 г. В Америке вера в К. была широко распространена, но Салемские процессы над ведьмами (1692) вызвали всеобщее отвращение. Достижения науки в 17 в. заставили просвещенных людей отвергнуть идею К., но в народе вера в сверхъеств.. силы сохранялась намного дольше.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Колдовство
волшебный обряд как составная часть магии, предпринимаемый с целью благоприятствования или препятствования человеч. действиям, природным условиям (погода, плодородие, здоровье) или окружающей человека обстановке (вражда, любовь, жизнь, смерть). В античности были известны все виды К.: заколдовывание, расколдовывание, обереги и наговоры. В качестве магич. средств использовались растения (зелья), животные и части их тел, человеч. кровь и семя, различные металлоиды и металлы, оливковое масло, вино и мастика. Сведения по античному К. содержатся у Ямвлиха, Платона, Плиния Старшего и Овидия. В античности существовала обширная колдовская литература, заимствованная из Вавилона и Египта. Официально К. было запрещено (Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана), однако некоторые его виды стали частью государств, культа (луперкалии, лустрации, мантика, оракулы). Родиной К. греки считали Фессалию, позднее — Восток; на место Гекаты, Гермеса, Медеи и Кирки вскоре пришли божества и демоны вост. народов. К. в виде теургии и оккультизма вошло в состав гносиса и эллинистич. теософии неопифагорейцев и неоплатоников, например Аполлония Тианского и Порфирия. Этот вид К. преобладал в колдовской литературе вплоть до средневековья и нового времени. В качестве магич. формул служили формула «Сеятеля», магич. ряды гласных, «эфесские письмена», алфавит, цитаты из священных книг, назв. звезд и планет.

Источник: Словарь античности. 1989

КОЛДОВСТВО
   • Fasc?num и Fasc?nus,
         означает очарование, колдовство и вместе с тем средство против заколдования. Греки и римляне верили во враждебных и завистливых демонов, которые готовы вредить человеку и отравлять его счастье, в особенности когда в радостной уверенности у него срывается с языка необдуманное слово самохвальства и чувства собственного достоинства. Думали, что и злые, завистливые люди также могут вредить злым глазом, недобрым словом или другими чародействами. Против таких демонических влияний старались оградить себя всевозможными средствами, которые назывались ???????????, fascina. К ним в особенности относится ношение амулетов детьми и взрослыми: на малых детях навешивали изображение божества deus Fascinus, культ которого возложен был на весталок, а полководцы-триумфаторы привязывали это изображение под своею колесницей. Такими амулетами обыкновенно были неблагопристойные фигуры, особенный род перстней, известные слова и имена, начертания которых носили при себе, и т. д. Ограждающая сила против колдовства приписывалась также известным действиям, в особенности выплевыванию; плевали, напр., трижды себе в пазуху, когда хвалили самих себя (Theocr. 6, 39, 20, 11. Tibull. 1, 2, 96); по крайней мере, не забывали в таком случае произнести формулу: praefiscine! или absit invidia verbo! Plaut. Cas. 5, 2, 43. Asin. 2, 4, 84. Латинское слово ставится в связи с ????????.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
126.94 кб

2007. 02. 055. Бубандт Н. Колдовство, коррупция и опасности для демократии в Индонезии. Bubandt N. s

Чайников Ю. В.
Читать PDF
242.29 кб

2012. 04. 014. Эптер А. Матрилинейные мотивы: родственные связи, колдовство и репатриация среди конг

Демидов К. Б.
Читать PDF
476.98 кб

Колдуны и колдовство в поверьях и суевериях мордвы

Потапкин Иван Иванович
Статья посвящена анализу такого явления духовной культуры мордовского народа, как колдовство, и характеристике практикующих его людей колдунов.
Читать PDF
98.68 кб

Панин С. Современное колдовство. Викка и ее место в духовной культуре XX - начала XXI века

Халтурин Ю.Л.
Читать PDF
88.80 кб

Наказание женщин за колдовство в Московском государстве в XV-XVII вв

Белова Н.А.
В статье рассматриваются особенности наказания женщин, уличенных в колдовстве, в Московском государстве XV-XVII вв.
Читать PDF
9.76 мб

Фантасмагорическое визуальное колдовство XVIII столетия и его жизнь в медиа искусстве

Грау Оливер
В статье рассматривается взаимосвязь технологий иллюзии эпохи Нового времени и Просвещения с современным медиа артом.
Читать PDF
105.90 кб

2008. 01. 006. Ропер Л. Колдовство и его место в воображении в Западной Европе. Roper L. Witchcraft

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
95.01 кб

Круглый стол «Колдовство и народная религия в России и Западной Европе»

Топорков Андрей Львович
Материал посвящен круглому столу, который был организован 23 мая 2006 г. в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) Российско-французским центром исторической антропологии им.
Читать PDF
185.78 кб

Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве

Лукьянов Сергей Александрович
В статье исследуется колдовство как вид религиозного преступления в законодательстве Древней Руси X-XVII вв., а также его последующая эволюция в российском праве.
Читать PDF
677.08 кб

Колдовство с точки зрения христианской традиции

Галина Сергеевна Поповкина
В статье проводится анализ отношения к феномену колдовства в христианстве и традиционной культуре славян. Рассматриваются жития святых, полевые материалы автора, опубликованные материалы.
Читать PDF
6.05 мб

Колдовство в залах суда. Некоторые рефлексии о постколониальной Африке

Скиррипа Пино
Колдовство и оккультные практики составляют в настоящее время значительную часть социальных взаимодействий, а также экономических и политических процессов в современной Африке.
Читать PDF
155.39 кб

Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России. М. : ОГИ, РГГУ, 2

Левкиевская Елена Евгеньевна, Богданов Владимир Павлович, Литвина Наталья Викторовна, Христофорова Ольга Борисовна
Несколько исследователей обсуждают в этом разделе книгу О.Б. Христофоровой «Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России».
Читать PDF
146.11 кб

2016. 02. 017. Кивельсон В. Магия отчаяния: моральная экономика колдовства в России XVII В. Kivelson

Большакова О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на: Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России/ ольг

Колкунова Ксения Александровна
Читать PDF
899.57 кб

Психология ритуала и колдовства

Григоренко Андрей Юрьевич
Статья посвящена исследованию психологии магии и ритуала.Автор рассматривает ритуальное поведение животных какпредтеча ритуального поведения человека The article analyses psychology of magic and religion.

Похожие термины:

  • Гадание и колдовство

    с употреблением различных средств, как, например, чаш (Быт. 44:5), жезлов (Ос. 4:12), стрел, внутренностей животных (Иез. 21:21) было воспрещено законом под страхом строжайшего наказания (Исх. 22:18; Лев. 19:26,31; 20:2