Кострома
дворцовый дьяк Калиты, писавший его завещание 1340 г.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Кострома
город, центр Костромской области (с 1944 г.); на Волге. 276691 жителей. Основан в XII в. С середины XIII в. – центр удельного княжества; с 1362 г. в составе Московского великого княжества. В Смутное время в 1609 г. захвачена сторонниками Лжедмитрия II. Легендарным стал подвиг костромича Ивана Сусанина. С 1719 г. Кострома – центр провинции Московской губернии, с 1778 г. – губернский город. Старинный центр текстильной промышленности. Сохранились Богоявленский собор (1559–1565 гг.), Ипатьевский монастырь (строения XVI–XVIII вв.), церкви Воскресения на Дебре (1652 г.), Иоанна Златоуста (1791 г.).
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
КОСТРОМА
в древнерусской языческой мифологии женское воплощение весны и плодородия - "мать колосьев". В русских обрядах "проводов весны" ("проводов Костромы") - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название "Костромы" связывают с русским "костерь", "костра" и другими обозначениями коры растений. В обрядах, посвященных Костроме, засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему плоды. Ритуалы празднования Костромы должны были обеспечить вечное плодородие земли.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
КОСТРОМА
центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности. Население 286 тыс. чел.
Основана в XII в., впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213. С н. XIII до к. XVII вв. неоднократно разорялась татарами, новгородскими ушкуйниками, польско-литовскими войсками и др. С сер. XIII в. центр Костромского удельного княжества; с 1340 в составе Московского государства. Во время польско-шведской интервенции (н. XVII в.) сыграла значительную роль в организации ополчения К.М. Минина и Д.М. Пожарского. В XVII-XVIII вв. Кострома - один из крупных русских городов с развитым текстильным, металлообрабатывающим и кожевенным производствами. В 1719 вошла в Московскую губ., с 1778 губернский город.
Архитектурные памятники: Богоявленский собор (1559-65); Ипатьевский монастырь (осн. в н. XIV в.), включающий каменные крепостные стены и круглые угловые башни (XVI-XVII вв.), Троицкий собор (1650-52) со звонницей (1603-05), архиерейский (XVI-XVII вв.) и братский (XVI-XVIII вв.) корпуса; на территории монастыря - Музей деревянного зодчества (церкви XVI-XVII вв., избы, ветряные мельницы XIX в.); церкви - Воскресения на Дебре (1652), Иоанна Златоуста (1791).
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
Кострома
Кострома – сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия в русской культурной традиции. Имя Кострома происходит от «костра», которое в восточнославянских диалектах обозначает «солому для сжигания».
Существовал ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен. Все эти обряды были призваны обеспечить плодородие.
Обряды с Костромой, связанные со значимыми датами весенного и летнего периодов, были распространены во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Они совершались в конце Всесвятской недели, в воскресенье, которое называлось в различных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем».
Из соломы изготавливалось чучело, либо персонажа изображала ряженая девушка, которую выбирали участники обряда. Иногда это мог быть парень, переодетый женщиной.
Особенностью облика Костромы являлось длинное белое одеяние, а основным атрибутом – зеленая ветвь дуба. Чучело из соломы или обмолоченного ржаного снопа создавали в основном девушки. На него надевали женскую рубаху, пояс, платок и башмаки. В костромской традиции чучело наряжали в сарафан молодицы, которая недавно вышла замуж, а в Муромском уезде Владимирской губернии использовали костюм молодого мужчины. Характерной особенностью наряда было наличие зелени и цветов.
Источник: Славянская энциклопедия.
КОСТРОМА
город, центр Костромской обл. РСФСР. Порт на Волге (при впадении р. Костромы). Ж.-д. станция. На 1 янв. 1963 - 193 т. ж. (в 1897 - 41,3 т. ж., в 1926 - 68,1 т. ж., в 1939 - 121,2 т. ж., в 1959 - 172 т. ж.). Археологич. раскопки подтверждают предположение В. Н. Татищева об основании К. Юрием Долгоруким в 1152. Впервые К. упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213. В сер. 13 в. К. - центр. город Костромского удельного кн-ва; в сер. 14 в. вошла в состав Моск. кн-ва, в 16-17 вв. - один из крупных рус. городов. В К. были развиты кожевенное, кузнечное, серебряное, разные виды текстильного ремесла, кирпичное дело. Развивались архитектура и живопись. В 18 в. К. славилась фландрскими полотнами, коломенками и равендуками, к-рыми торговала с Англией. Первая полотняная мануфактура была открыта в 1751. С 1778 - губ. город. Сов. власть в К. установлена 29 окт. (11 нояб.) 1917. Текст. пром-сть (гл. обр. льняная), крупнейший в СССР льнокомбинат им. В. И. Ленина, металлообрабатывающая пром-сть и др. В К. - технологич., с.-х. и пед. ин-ты. Историко- архитектурный музей-заповедник, Богоявленский собор (1559-65), церковь Воскресения (1652), архит. ансамбль Ипатьевского монастыря (16-19 вв., с фресками), Гостиный двор (1789-1800), Торг. ряды (нач. в 1819), гауптвахта (1824-25).
Лит.: Иванов В. Н. и Фехнер М. В., Кострома (Сокровища русского зодчества), М., 1955; Прошлое и настоящее Костромского края. (Сб.), Кострома, 1926; Козловский А. Д., Взгляд на историю Костромы, М., 1840; Скворцов Л., Материалы для истории г. Костромы, ч. 1, Кострома, 1913.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976