Ренессанс

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ренессанс
ит. rinascimento - возрождение) – эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства XIV-XVI вв. Характеризуется возрождением античных архитектурных форм.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

РЕНЕССАНС
возрождение и расцвет искусства, идеологической основой которого был гуманизм и возращение к классическим образцам античности. Наиболее ярко проявился в Италии в XV– XVI вв.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Ренессанс
(франц. renaissance; итал. rinascimento — возрождение), введ. Якобом Буркхардтом назв. периода в развитии культуры, особенно искусства, в Италии и других европ. странах 15–16 вв. С 13 в. происходит усиление городской буржуазии за счет резкого подъема торговли и ремесла. Вместе с изменениями в экономике произошел разрыв со Ср.-век. теологией и философией, подчеркивалось земное отношение к природе и отдельной личности и открытие заново античной культуры в ренессансном гуманизме. Достижение нового идеала всесторонне развитого и деятельного человека (uomo universale), воплощение которого видели в античности, становится целью устремлений государств, деятелей, художников и ученых. Крупные заказы, дававшиеся художникам городами, дворами вельмож (например, Медичи во Флоренции) и папами, в частности Пием II (Эней Сильвий). Юлием II и Львом X, способствовали развитию ренессансного искусства. Искусству Р. предшествовало Возрождение 13–14 вв. (Никколо Пизано); его становление относится приблизительно к 1400 (ранний Р.), ок. 1500 достигает расцвета (высокий Р.), а после 1530 (поздний Р.) приходит к маньеризму. Влияние античного искусства проявилось в произведениях Р. с различной силой в зависимости от времени и места их создания и автора. Художеств, и идейное богатство Р. достигло Сев. Европы ок. 1500 и соперничало с тенденциями поздней готики, а впоследствии барокко. Осн. архитектурными формами в искусстве Р. являлись в соответствии с запросами феодалов и церкви храм и дворец (Альберти, Браманте, Микеланджело, Палладио). На ренессансное членение фасада с использованием коринфских полуколонн и пилястр оказало влияние изучение изданного Фра Джокондо в 1511 и многократно переводившегося и комментировавшегося труда Витрувия. Развалины античных зданий измерялись, зарисовывались и начинали реставрироваться; но ним изучали детали техники строительства стен и сводов. Мн. существ, элементы архитектуры Р. имеют античное происхождение: ряды колонн с архитравом или полукруглыми арками, цилиндрич. своды и построенные Микеланджело купольные сооружения. В пластике ренессансные формы впервые обнаруживаются в рельефах вторых бронзовых ворот флорентийского баптистерия (Брунеллески, Гиберти). Образцом для мн. более поздних рельефов были рим. саркофаги. Статуи (например, «Давид» Донателло) и конные памятники («Гаттамелата» Донателло, «Коллеони» Верроккьо), будучи модификациями античных прототипов, отличаются тем не менее большой самостоятельностью. Живопись (в технике фрески и масла) наряду с религиозными охотно осваивала и античные сюжеты (мифологич. и историч., например произведения Рафаэля). Введ. Брунеллески и Мазаччо ок. 1420 центральная перспектива реалистически упорядочивает соотношения размеров и пропорции человеч. фигур, зданий и ландшафта. Находки рим. стенной живописи (гротеск) вызвали многочисл. подражания и стилизации. Находки античных скульптур («Аполлон Бельведерский» до 1500, «Лаокоон» 1506, «Идолино» 1530) укрепили убеждение в парадигматичности античного искусства. Князья и папы, в частности Лоренцо Великолепный, Юлий И, Лев X, коллекционировали произведения античного искусства, прежде всего монеты и геммы. Изучение гемм явилось толчком к новому расцвету глиптики. Античные мотивы использовались и в других видах прикладного искусства. Для рецепции античности в эпоху Р. характерна активная роль античной культуры в жизни, искусстве и науке, выражавшаяся не в подражании, а в новаторском творчестве. Т. о., античность была явлением не только ренессансного образования, но и всей жизни периода Р. Слово «возрождение», применяемое к Р., в более широком смысле употребляется для обозначения некоторых периодов развития культуры различных обществ, структур, в которых наблюдается влияние античных форм (каролингское Возрождение, Возрождение Штауфенов, македонское Возрождение в византийском искусстве).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.34 кб

«Ренессанс» ислама в независимом Кыргызстане

Сейталиева Гюльмиза
Публикуя статью Гюльмизы Сейталиевой, мы считаем необходимым подчеркнуть, что статья эта дает более обоснованное, сравнительно с прежними, представление о роли и месте ислама в современном Кыргызстане.
Читать PDF
5.98 мб

«Русский ренессанс», «Серебряный век»: общее пространство, начала, границы, сближения…

Ермичёв А. А.
Читать PDF
280.99 кб

Возникновение гончарства и кельтский Ренессанс у племенного населения Европы

Вакуленко Лиана Васильевна
Становление и широкое распространение производства гончарной керамики в позднеримское время у варварского населения Европы произошло при прямом участии римских провинциальных гончаров.
Читать PDF
413.48 кб

\ живая Россия \ казачий Ренессанс

Канноне Саша
Читать PDF
208.25 кб

«Суфийский Ренессанс» в современной Индии (на примере Панджаба)

Бочковская А.
Читать PDF
279.88 кб

«Ренессанс» ислама в независимом Киргизстане

Сейталиева Гюльмиза
«Вестник Евразии», М., 2005 г., № 3, с. 126-148.
Читать PDF
2.17 мб

Ренессанс духовности в Военно-медицинской Академии: историческая предопределенность

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.
Читать PDF
116.47 кб

Э. Панофский ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.,1998. 362с. Автор реферата С.А.Гудимова
Читать PDF
332.24 кб

Ренессанс в искусстве как ответ на исторический запрос европейской культуры

Загрядская Алиса Сергеевна
Читать PDF
189.12 кб

Культурное наследие и духовный ренессанс России

Шустров Андрей Григорьевич
Читать PDF
836.07 кб

Ренессанс в градостроительстве Белоруссии XVI - первой половины XVII века

Чантурия Ю. В.
Интерес европейского архитектуроведения к истории градостроительства на обширных землях восточных славян обусловлен, с одной стороны, национальной самобытностью этого явления, а с другой его византийскими корнями и сильнейшим влия
Читать PDF
727.55 кб

Возвращение к истокам: Ренессанс дореволюционной исторической периодики

Магсумов Тимур Альбертович, Корнилова Ирина Валерьевна, Ковзик Глеб Олегович
Целью работы стал обзор современной научной исторической периодики на материалах воссозданных дореволюционных журналов для выявления нынешнего состояния и перспектив развития исторической науки и научной журналистики.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурный ренессанс в современной Сибири: общая характеристика и региональный опыт (на примере

Октябрьская Ирина Вячеславовна, Самушкина Екатерина Викторовна
Дается общая характеристика феномена «этнического ренессанса» Сибири рубежа ХХ-ХХ1 вв. и на примере Республики Алтай и Республики Хакасия рассматриваются реальные социои этнокультурные программы, определяющие его содержание.
Читать PDF
55.69 кб

Вклад Оптиной пустыни в религиозный Ренессанс Серебряного века

Першикова Анна Николаевна
Читать PDF
329.29 кб

2014. 03. 016. Фетисова Е. Э. Русский ренессанс в дискурсионном поле философской герменевтики. (анал

Похожие термины:

  • Каролингский ренессанс

    Термин возник в 19 в. и принят не всеми; служит обозначением периода активной деятельности Карла Великого, направл. на возрождение культуры. При этом «ренессанс» означает возрождение культуры на пу