учебно-воспитательное учреждение. Система образования, выучка, приобретенный опыт. Кроме того, направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
ШКОЛА
ШКОЛА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ШКОЛА
В изобразительном искусстве: 1. группа произведений, принадлежащих близким по духу и стилю художникам: школа Андрея Рублева, школа Дионисия; 2. произведения, связанные общностью стилистических признаков и технологических приемов: новгородская школа, московская школа, палехская школа и др.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ШКОЛА
первые школы возникли в странах Др. Востока (Китае, Вавилоне, Ассирии, Египте и др.). В этих странах при храмах существовали жреч. Ш. и Ш. писцов. В Др. Греции Ш. возникли ок. 6 в. до н.э. — для мальчиков и юношей свободнорожд. граждан. В Афинах мальчики 7 — 12 лет посещали Ш. грамматиста (чтение, письмо, счет), после нее или одноврем. с ней Ш. кифариста (пение, музыка, поэзия). Ш. были частными, платными. Для подростков и юношей госуд. содержало палестру — Ш. физич. воспитания. Здесь давалась подготовка воинам. Знатные и богатые юноши обучались затем в гимнасиях, где продолжали занятия физич. культурой, изучали философию, риторику и политику, готовясь занять руководящие гос. должности. В Др. Риме Ш. начали появл. ок. 4 в. до н.э.: сначала — элементарные Ш. (чтение, письмо, счет, законы 12 таблиц), затем — грамматич. Ш.; с сер. 2 в. до н.э. для наиболее знатной молодежи создаются Ш. риторов (риторика, философия, юриспруденция). Все эти Ш. были частными, платными. В императ. Риме (сер. 1 в. до н.э. — кон. 5 в. н.э.) устанавливается гос. контроль над элементарными Ш., а грамматич. и риторские Ш. делаются гос. учреждениями, подготовляющ. чиновников Рим. империи.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Школа
евр. бейт-сефер. Школа. Школ для обучения детей в древние времена у евреев не было. Слово «училище» в Деян. 19:9 имеет ввиду помещение, предоставленное ап. Павлу для проповеди Слова Божия. Закон обязывал родителей внушать своим детям Закон Божий дома в повседневной жизни (Втор. 6:7 и дал,; 11:18 и дал.); в Прит. Соломона мудрый дает наставление своим ученикам хранить заповедь отца своего и не отвергать наставления матери своей (Прит. 6:20). Без сомнения, матерям поручалось учить детей в первые годы их жизни. Царь Лемуил принял от матери своей наставление, написанное в книге Прит. 31:2 и дал.; Тимофей был с детства наставлен в Священных писаниях (2 Тим. 3:15). Царь Иосафат послал доверенных людей по иудейским городам учить народ закону Божию (2 Пар. 17:7 и дал.). Школы в буквальном смысле слова были учреждены, согласно Иосифу Флавию, только в позднейшее время. Однако умение читать и писать в Израиле было распространено уже с давних времен; об этом мы можем заключить из некоторых постановлений закона, предполагавших умение писать и читать (Чис. 5:23; 17:2, 9; Втор. 17:18) и т.д.; юноша — чернорабочий (евр. текст) из жителей Сокхофа написал Гедеону имена 77 человек своего города (Суд. 8:14). Иерусалимский Талмуд говорит, что Иосиф-бен-Шетах (первое столетие до Р.Хр.) организовал детские школы в Палестине. Из разных выражений Иосифа и Филона можно заключить, что такие школы были обыкновенным явлением среди евреев во времена Иисуса. О программе обучения говорится в Мишне, что Писание изучалось в возрасте от 5 до 10 лет, и с 10 до 13 лет изучалась Мишна (постановления старейшин). Изучение Св. Писания начинали с кн. Левит и эта книга изучалась наизусть. Затем следовало таким же образом изучение кн. Чис. и кн. Втор., после этого кн. Исх., и последней кн. Быт. В возрасте 10 лет ребенок знал, таким образом, все 5 книг Моисея наизусть. Кроме них изучались наизусть важные отрывки из книг пророков и Псалтыри. Мы имеем, таким образом, право предполагать, что Иисус и Его ученики получили такое образование. Из поучительных речей Иисуса ясно, что Он предполагал, что слушатели знали Писания Ветхого Завета.
ШКОЛА
• Schola.
I. У греков.
Подробности об этом вопросе представляют некоторые затруднения, во-первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное дело принадлежало отдельному дому и семейству, а во-вторых, оттого, что оно было теснейшим образом связано с воспитанием (см. Educatio, Воспитание) y этого народа свободы и гуманизма. Между тем чем больше мы углубляемся в древность, тем больше кажется общественным как вопрос о школьном деле, так и весь быт. Различие существовало в Греции также между дорическими и ионическими государствами, между периодом до и после Сократа. Умственное и душевное развитие, напр., спартанцев ограничивалось музыкой в тесном смысле слова и развитием ума и способности суждения; лишь немногие умели читать и писать. В Афинах, напротив, обучение относилось к разнообразным предметам и требовало большей частью большего числа учителей, преподававших каждый свою специальность. По известию Дионисия Галикарнасского, дети по слоговому методу (???????????) учились в одно и то же время чтению и письму. При чтении повышение или понижение слогов выражалось степенью повышения голоса. Это делалось, без сомнения, несколькими учениками сообща и наверно было хорошей музыкальной подготовкой. Затем особенно высоко ставили заучивание на память; при этом, как и у спартанцев, стихи Гомера занимали первое место. Он считался во всей Греции образцом мудрости, так что знание его ставилось выше точного знания законов. При этом преобладающая воспитательная сила поэзии прилагалась верно и к принципам философии. Кроме того, кажется, пользовались, для мальчиков более зрелого возраста, баснями Эзопа и поэтом Симонидом, особенно для того, чтобы исполнить юношу воинственного духа. Во время великого переворота в эллинском быте, связанного с Пелопоннесской войной, всеобщим любимцем стал несколько нравоучительный и либеральный Еврипид. От писания, принадлежавшего к элементарным наукам или ????????, должно отличать так называемую графику или искусство рисования, ставшую частью школьного образования лишь во времена Аристотеля. За музыкой в более обширном смысле (см. Musica, Музыка) следовала в программе воспитания гимнастика (см. Gymnasium, Гимнасий). За обучение обоим предметам вносилась плата или вcем родом, молодое поколение которого училось вместе, или отдельными лицами, которые обыкновенно платили во второй день Анфестерий, в месяце Анфестерионе, когда было самое большое число праздников, а поэтому и наибольшие каникулы. Лишь впоследствии учителя мудрости и красноречия получали жалованье из средств государства; поэтому до того времени им довольно дорого платили за обучение. Во время Пелопоннесской войны были открыты школы софистов и риторов, имевшие столь решающее влияние не только на развитие эллинской образованности, но также и на развитие нравственной жизни. Все образование приняло почти исключительно формальное направление; стремления находились в связи в то время со страстью к наживе, ибо учителя, после того как Протагор первый взял возмездие, заставляли платить себе довольно значительный гонорар; так, напр., Протагор брал за сообщение полного образования 100 мин (2500 рублей). Однако некоторые, как, напр., Исократ (10 мин), составляли похвальное исключение из этого правила.
I. У римлян.
Тут можно больше сказать о собственно школьном деле, особенно потому, что оно тут, сообразно направленному к пользе и практичности римскому образованию, сильнее отделялось от воспитания. Уже рано существовали школы, и они упоминаются еще раньше Рима в Тускуле, Габиях и других латинских городах; их называли scholae, ??????, т. е. местом отдохновения в некотором смысле от утомительной общественной жизни, или ludi, упражнениями, а именно умственными, насколько все действия ума заключают прежде всего в себе самих свою конечную цель; учителя назывались ludi magistri. Первый пример существования общественной школы мы находим в 449 г. до Р. X. в рассказе о преследуемой децемвиром Аннием Клавдием Виргинии, которая, следовательно, посещала эту школу, будучи взрослой девушкой. Занятия происходили на площади в бараках; дети же слушали лекции и на улице in triviis, вследствие чего элементарные познания обозначаются уже Квинтилианом словами trivialis scientra (это слово встречается вообще нередко в смысле «обыкновенный», как, напр., Quint. 1, 4, 27). Должно быть, уже в то время грамматика, диалектика и риторика принадлежали к trivium, кaк было в средние века, когда арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли quadrivium. Вознаграждалось же обучение добровольными подарками и только со времен 2-й Пунической войны деньгами; гораздо же позже государство стало выдавать учителям жалованье. В противоположность грекам, предметами обучения стали именно практические науки, так что даже в самой математике арифметика предпочиталась геометрии. Cic. tusс. 1, 2. Hor. sаt. 1, 6, 75. а. р. 325. Рано и в то же самое время, когда детей обучали чтению и письму, с ними начинали заниматься арифметикой; метод же счисления был, как и у греков, способ считать по пальцам. Телесные же упражнения состояли лишь в подготовке к войне, где веселые игры должны были уступать место более серьезной действительной жизни. Уже в раннем возрасте учились танцам и пению и, кроме того, с особой любовью учились плаванью. Что касается до остальных предметов обучения, то, наверно, не пренебрегали предварительным ознакомлением с историей древности и пониманием мифов; напротив, можно предполагать, что римляне занимались географией гораздо меньше греков, но с большим старанием занимались чтением и изучением поэтов. Весьма замечательно, однако, то, что римляне первый народ, занимавшийся иностранными языками в виде отдельной части образования. Греческий язык вместе с латинским стал главным образовательным средством в позднейшие времена. Поэты Ливий Андроник и Енний объясняли также греческих писателей, потому что тогда римская литература представляла еще мало собственных произведений. Кратет Маллийский из Киликии, однако (см. Grammatici, Грамматики, 2), первый в 165 г. до Р. X. ввел в Риме изучение грамматики, т. е. в такое время, когда литература стояла еще на первой, чрезвычайно низкой ступени развития, тогда как греки занялись грамматикой только после погибели действительной жизни в науках и искусствах (см. Educatio, Воспитание, 20). Literatоres были грамматики, учившие чтению и письму; напротив, literati принадлежали к высшему классу преподавателей, упражнявших своих учеников в объяснении поэтов и устраивавших при этом еще практические упражнения в письменном изложении описания и в развитии способности логического мышления. И у римлян употреблялся слоговой метод в начинавшемся до достижения семилетнего возраста обучении чтению, причем ежедневно на это шло два урока; особенно обращалось внимание на ясное, отчетливое и верное произношение. От чтения отдельных слов переходили к чтению целых предложений и стихов, причем, младшие повторяли слова за старшими. Много учили наизусть, к чему принуждал еще недостаток в экземплярах какого-нибудь сочинения; более длинные отрывки с этой целью диктовались, причем, брали материалы из древнейшей римской литературы. Так, Орбилий брал материалы из драм Ливия, другие — из Енния; но ни одним писателем не пользовались так часто при школьном обучении (что продолжалось и во все средние века), как Вергилием. С чтением соединялось заучивание грамматических форм и письмо, причем больше обращали внимания на правильность и красивый почерк, чем на быстроту. Писали посредством грифеля, stilus (см. Стилл) или graphium, graphiolum на навощенных досках (tabulae ceratae); ср. Pugillares tabulae; при этом вносили потом все то, что должно было остаться, на бумагу (charta) или пергамент (membrana), который исписывался только с внутренней стороны (см. Scribere, Писчие материалы). Ученики распределялись по своим успехам на классы, и грамматики имели, кроме того, еще помощников, hypodidascali, subdoctores, proscholi. Дисциплина отличалась чрезвычайной строгостью; за проступки наказывали детей ударами по рукам посредством ferula (flagellum называлось средство наказания за значительные провинности — обыкновенно рабов). Некоторые, как Орбилий (см. Орбилий Пупилл), пользовались известностью чрезвычайно драчливых (plagosi) учителей. Содержание школы было очень выгодно для некоторых; так, училище Л. Апулея, как говорят, приносило своему владельцу 400.000 сестерциев (около 20.000 рублей золотом) ежегодного дохода. Каникулы были в праздники сатурналий (сперва 1, затем 4 и даже 7 дней), в Квинкватрии и во время сбора плодов и винограда. Высший курс преподавания литератов (literati) заключал в себе объяснения поэтов (сперва Гомера и Вергилия) и в изучении древности. Особенное внимание и старание прилагалось при этом на изучение греческого языка. Упражнения риторические были двоякого рода: для детей (pueri) и для более зрелого возраста (adulescentuli), причем первые имели характер совещательный, suasoriae, a вторые спорящий, controversiae. Последние во времена императоров получили главное значение и имели даже весьма вредное влияние на развитие почти всей образованности, за исключением образования юридического, процветание которого, напротив, совпадает с этим временем (см. Iuris consulti).
I. У греков.
Подробности об этом вопросе представляют некоторые затруднения, во-первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное дело принадлежало отдельному дому и семейству, а во-вторых, оттого, что оно было теснейшим образом связано с воспитанием (см. Educatio, Воспитание) y этого народа свободы и гуманизма. Между тем чем больше мы углубляемся в древность, тем больше кажется общественным как вопрос о школьном деле, так и весь быт. Различие существовало в Греции также между дорическими и ионическими государствами, между периодом до и после Сократа. Умственное и душевное развитие, напр., спартанцев ограничивалось музыкой в тесном смысле слова и развитием ума и способности суждения; лишь немногие умели читать и писать. В Афинах, напротив, обучение относилось к разнообразным предметам и требовало большей частью большего числа учителей, преподававших каждый свою специальность. По известию Дионисия Галикарнасского, дети по слоговому методу (???????????) учились в одно и то же время чтению и письму. При чтении повышение или понижение слогов выражалось степенью повышения голоса. Это делалось, без сомнения, несколькими учениками сообща и наверно было хорошей музыкальной подготовкой. Затем особенно высоко ставили заучивание на память; при этом, как и у спартанцев, стихи Гомера занимали первое место. Он считался во всей Греции образцом мудрости, так что знание его ставилось выше точного знания законов. При этом преобладающая воспитательная сила поэзии прилагалась верно и к принципам философии. Кроме того, кажется, пользовались, для мальчиков более зрелого возраста, баснями Эзопа и поэтом Симонидом, особенно для того, чтобы исполнить юношу воинственного духа. Во время великого переворота в эллинском быте, связанного с Пелопоннесской войной, всеобщим любимцем стал несколько нравоучительный и либеральный Еврипид. От писания, принадлежавшего к элементарным наукам или ????????, должно отличать так называемую графику или искусство рисования, ставшую частью школьного образования лишь во времена Аристотеля. За музыкой в более обширном смысле (см. Musica, Музыка) следовала в программе воспитания гимнастика (см. Gymnasium, Гимнасий). За обучение обоим предметам вносилась плата или вcем родом, молодое поколение которого училось вместе, или отдельными лицами, которые обыкновенно платили во второй день Анфестерий, в месяце Анфестерионе, когда было самое большое число праздников, а поэтому и наибольшие каникулы. Лишь впоследствии учителя мудрости и красноречия получали жалованье из средств государства; поэтому до того времени им довольно дорого платили за обучение. Во время Пелопоннесской войны были открыты школы софистов и риторов, имевшие столь решающее влияние не только на развитие эллинской образованности, но также и на развитие нравственной жизни. Все образование приняло почти исключительно формальное направление; стремления находились в связи в то время со страстью к наживе, ибо учителя, после того как Протагор первый взял возмездие, заставляли платить себе довольно значительный гонорар; так, напр., Протагор брал за сообщение полного образования 100 мин (2500 рублей). Однако некоторые, как, напр., Исократ (10 мин), составляли похвальное исключение из этого правила.
I. У римлян.
Тут можно больше сказать о собственно школьном деле, особенно потому, что оно тут, сообразно направленному к пользе и практичности римскому образованию, сильнее отделялось от воспитания. Уже рано существовали школы, и они упоминаются еще раньше Рима в Тускуле, Габиях и других латинских городах; их называли scholae, ??????, т. е. местом отдохновения в некотором смысле от утомительной общественной жизни, или ludi, упражнениями, а именно умственными, насколько все действия ума заключают прежде всего в себе самих свою конечную цель; учителя назывались ludi magistri. Первый пример существования общественной школы мы находим в 449 г. до Р. X. в рассказе о преследуемой децемвиром Аннием Клавдием Виргинии, которая, следовательно, посещала эту школу, будучи взрослой девушкой. Занятия происходили на площади в бараках; дети же слушали лекции и на улице in triviis, вследствие чего элементарные познания обозначаются уже Квинтилианом словами trivialis scientra (это слово встречается вообще нередко в смысле «обыкновенный», как, напр., Quint. 1, 4, 27). Должно быть, уже в то время грамматика, диалектика и риторика принадлежали к trivium, кaк было в средние века, когда арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли quadrivium. Вознаграждалось же обучение добровольными подарками и только со времен 2-й Пунической войны деньгами; гораздо же позже государство стало выдавать учителям жалованье. В противоположность грекам, предметами обучения стали именно практические науки, так что даже в самой математике арифметика предпочиталась геометрии. Cic. tusс. 1, 2. Hor. sаt. 1, 6, 75. а. р. 325. Рано и в то же самое время, когда детей обучали чтению и письму, с ними начинали заниматься арифметикой; метод же счисления был, как и у греков, способ считать по пальцам. Телесные же упражнения состояли лишь в подготовке к войне, где веселые игры должны были уступать место более серьезной действительной жизни. Уже в раннем возрасте учились танцам и пению и, кроме того, с особой любовью учились плаванью. Что касается до остальных предметов обучения, то, наверно, не пренебрегали предварительным ознакомлением с историей древности и пониманием мифов; напротив, можно предполагать, что римляне занимались географией гораздо меньше греков, но с большим старанием занимались чтением и изучением поэтов. Весьма замечательно, однако, то, что римляне первый народ, занимавшийся иностранными языками в виде отдельной части образования. Греческий язык вместе с латинским стал главным образовательным средством в позднейшие времена. Поэты Ливий Андроник и Енний объясняли также греческих писателей, потому что тогда римская литература представляла еще мало собственных произведений. Кратет Маллийский из Киликии, однако (см. Grammatici, Грамматики, 2), первый в 165 г. до Р. X. ввел в Риме изучение грамматики, т. е. в такое время, когда литература стояла еще на первой, чрезвычайно низкой ступени развития, тогда как греки занялись грамматикой только после погибели действительной жизни в науках и искусствах (см. Educatio, Воспитание, 20). Literatоres были грамматики, учившие чтению и письму; напротив, literati принадлежали к высшему классу преподавателей, упражнявших своих учеников в объяснении поэтов и устраивавших при этом еще практические упражнения в письменном изложении описания и в развитии способности логического мышления. И у римлян употреблялся слоговой метод в начинавшемся до достижения семилетнего возраста обучении чтению, причем ежедневно на это шло два урока; особенно обращалось внимание на ясное, отчетливое и верное произношение. От чтения отдельных слов переходили к чтению целых предложений и стихов, причем, младшие повторяли слова за старшими. Много учили наизусть, к чему принуждал еще недостаток в экземплярах какого-нибудь сочинения; более длинные отрывки с этой целью диктовались, причем, брали материалы из древнейшей римской литературы. Так, Орбилий брал материалы из драм Ливия, другие — из Енния; но ни одним писателем не пользовались так часто при школьном обучении (что продолжалось и во все средние века), как Вергилием. С чтением соединялось заучивание грамматических форм и письмо, причем больше обращали внимания на правильность и красивый почерк, чем на быстроту. Писали посредством грифеля, stilus (см. Стилл) или graphium, graphiolum на навощенных досках (tabulae ceratae); ср. Pugillares tabulae; при этом вносили потом все то, что должно было остаться, на бумагу (charta) или пергамент (membrana), который исписывался только с внутренней стороны (см. Scribere, Писчие материалы). Ученики распределялись по своим успехам на классы, и грамматики имели, кроме того, еще помощников, hypodidascali, subdoctores, proscholi. Дисциплина отличалась чрезвычайной строгостью; за проступки наказывали детей ударами по рукам посредством ferula (flagellum называлось средство наказания за значительные провинности — обыкновенно рабов). Некоторые, как Орбилий (см. Орбилий Пупилл), пользовались известностью чрезвычайно драчливых (plagosi) учителей. Содержание школы было очень выгодно для некоторых; так, училище Л. Апулея, как говорят, приносило своему владельцу 400.000 сестерциев (около 20.000 рублей золотом) ежегодного дохода. Каникулы были в праздники сатурналий (сперва 1, затем 4 и даже 7 дней), в Квинкватрии и во время сбора плодов и винограда. Высший курс преподавания литератов (literati) заключал в себе объяснения поэтов (сперва Гомера и Вергилия) и в изучении древности. Особенное внимание и старание прилагалось при этом на изучение греческого языка. Упражнения риторические были двоякого рода: для детей (pueri) и для более зрелого возраста (adulescentuli), причем первые имели характер совещательный, suasoriae, a вторые спорящий, controversiae. Последние во времена императоров получили главное значение и имели даже весьма вредное влияние на развитие почти всей образованности, за исключением образования юридического, процветание которого, напротив, совпадает с этим временем (см. Iuris consulti).