Троиль, Канут фонТРОИЦА ПРЕСВЯТАЯ

Троица

Найдено 6 определений термина Троица

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРОИЦА

в христ. теологич. представлениях бог, сущность к-рого едина, но бытие к-рого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотивш. в Иисусе Христе) и Духа святого — животворящего начала.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Троица

в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого - животворящего Начала. По православной доктрине, Третья ипостась исходит от Первой, по католической - от Первой и Второй. Троица долгое время не была предметом изображения в искусстве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ТРОИЦА

один из основных догматов христианской церкви, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах, ипостасях: бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Кроме того, один из двунадесятых православных церковных праздников, установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которое трактуется как начало широкого распространения христианства, отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. В иконописи — изображение трех ангелов, символ Троицы, распространенный иконописный сюжет, воплощенный, в частности А. Рублевым (конец XIV в.—1427 г.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

ТРОИЦА

1) Одно из названий двунадесятого православного праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, или Пятидесятницы. На Троицу принято украшать храмы и дома березовыми ветвями, травой и цветами. Живые цветы, трава и зеленые растения указывают также на обновление людей Духом Святым.

2) Название иконы Андрея Рублева. Выдающееся произведение духовной православной живописи начала XV в. Была написана для Троицкого собора ТроицеСергиева монастыря. Традиционный сюжет иконы – библейская легенда о явлении Бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей у дуба Мамврийского. Но эмоциональное содержание иконы Рублева далеко выходит за рамки ее традиционного толкования. Художник воплотил в «Троице» свой идеал восприятия божественного человеком, гениально передал представление о совершенстве, тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. Персонажи Рублева выражают состояние внутреннего покоя и молитвенного созерцания. Иконе свойственна атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов, по типу русских, а не греческих, гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии. Икона пронизана светом и надеждой. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы православной культуры

ТРОИЦА

греч. trias, лат. trinitas) - 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица Т. равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Т. в филос. аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религ. учение догмат о Т. - попытка осмысления связи между "всеблагим и всемогущим богом" и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христ. вероучению, через посредника - Логоса, принявшего образ человека (Иисус Христос). В Новом завете нет термина "Т."; он впервые появляется у богословов кон. 2 в. н. э. (Феофил, Тертуллиан), учение о Т. было развито в 3 в. (Ориген). Идея троичности божества породила острую дискуссию в христ. церкви (т. н. тринитарные споры). Догмат о Т. был закреплен на 1-м Никейском (325) и 1-м Константинопольском (381) Вселенских соборах. Отрицали догмат о Т. многие секты (см. Антитринитарии). Нек-рые мистики (напр., иоахимиты) соотносили Т. с трехчастным членением всемирно-историч. процесса (эра отца, эра сына, эра духа).

2) Т., или троицын день, - принятое в православии назв. общехрист. праздника, приходящегося на 50-й день после пасхи, иначе называется пятидесятницей (так же, как во всех др. христ. вероисповеданиях). В католицизме называют троицыным днем (dies trinitatis) воскресенье, наступающее через неделю после пятидесятницы. Праздник связан с легендой о сошествии св. духа на апостолов и о получении ими "дара языков" в предвестие вселенской проповеди христианства. Символика троицына дня связывалась иногда на Руси с идеей нац. сплочения, на ср.-век. Западе - с идеей социального обновления (напр., у последователей Иоахима Флорского).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ТРОИЦА

Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца («Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»), Сына («единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша») и Духа Святого («Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки»). Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины: «усия» — субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и «ипостась» — особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т. е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св. Троице восходит к некоторым местам Св. Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св. Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом («...во имя Отца, Сына и Святого Духа» — Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин I, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления — см.) и Преображения (см.). Догмат о Св. Троице — первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов —  Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в «Троице» Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.

       

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Найдено схем по теме Троица — 0

Найдено научныех статей по теме Троица — 0

Найдено книг по теме Троица — 0

Найдено презентаций по теме Троица — 0

Найдено рефератов по теме Троица — 0