Ангел
Ангел
Новичок, способный по незнанию купить самых плохих лошадей.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014
Ангел
(от греч. angelos — вестник, посланник) — в иудаизме, христианстве, исламе — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями.
АНГЕЛ
в антич. религии и миф. А. как вестник богов — одно из звеньев цепи «животные — боги — люди». В вост., прежде всего апокалипсич. и гностич. мистериал. культах, а также в христианстве А. выступает как смешанные существа. Наряду с героями и демонами они составл. окружение греко-рим. богов, позже — в иудаизме и христианстве — А. считались покровит. людей и помощн. богов. Неоплатонич. учение Порфирия об А. было связано с иудейск. апокалипсисом. Изображ. А. как крылатых существ восходит к их вост. прообразам. Прототипом А. часто считают Нику.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ангел
на еврейском и греческом языках это слово означает «вестник». Иногда его употребляют применительно к людям, однако в общем смысле оно обозначает духовных существ и их служение Господу. Через ангелов Господь являет Свою волю, делая их орудиями ее исполнения. Из Священного Писания и церковного предания известно о месте их пребывания и об их служении. Ангелы обладают чистотой и знаниями, далеко превосходящими знания и чистоту смертных. Это бестелесные духовные существа, одаренные могуществом и умом, в ряду творений они занимают высшее место.
О явлении и служении ангелов повествует чуть ли не каждая книга Священного Писания. Однако, помимо ангелов света, существуют и падшие духи, которые не сохранили своего достоинства и оставили свое жилище. Господь их «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Книга апостола Иуды, 1, 6).
О явлении и служении ангелов повествует чуть ли не каждая книга Священного Писания. Однако, помимо ангелов света, существуют и падшие духи, которые не сохранили своего достоинства и оставили свое жилище. Господь их «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Книга апостола Иуды, 1, 6).
Источник: Православная энциклопедия.
Ангел
как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел-это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс 102.20). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы-существа сотворенные, бесплотные, не знающие человеческих страстей и слабостей (Мк 12.25), обладающие волей (ибо есть падшие Ангелы), могущественные и наделенные разумом, превышающим человеческий, всегда являющиеся в мужском обличии. Ангелами в Писании названы: Давид (2Ц 19.27), пророк Аггей (Агг 1.13, евр. текст), Иоанн Креститель (Мал 3.1а; Мф 11.10), Стефан (Деян 6.15). В От 2.1,8,12,18; 3.1,7,14 упомянуты Ангелы отдельных, различных по характеру церквей (см.), стоящие в некоторых случаях ниже отдельных верующих (От 2.24; 3.4), а в От 16.5 упомянут Ангел вод. В Быт 22.11; 31.11; Исх 3.2,4; Суд 2.1; Ис 63.9; Мал 3.1б Ангелом назван Сам Господь. В некоторых местах ангелами называются и служители сатаны (см.). (См. также видение, власть, дух, призрак)
АНГЕЛ
Быт 16:7-14). Это слово на Греческом и Еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения. Выражение: ты творишь ангелами Своими духов служителями Своими огонь пылающий (Пс 103:4, Евр 1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов. Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из следующих мест Свящ. Писания: Быт 16:7-11, Суд 13:6, Иез 10, Дан 6:22, Мф 4:11; 18:10, Лук. 1:19, 16:22, 22:43, Деян 6:15, 12:9, Евр 1:14, 2:16, 2 Фес. 1:7, От 10:1,2,6. О числе ангелов мы знаем из следующих мест Свящ. Писания: 3Цар 22:19, Пс 17:11, Дан 7:10, Мф 26:53. Лук. 2:9-14, 1Кор 4:9, Евр 12:22. О силе и могуществе ангелов свидетельствуют следующие места: Пс 102:20, 2Пет 2:11, От 5:2, 17:21, 19:17. На их служение и деятельность указывают следующие места: Суд 13:20, Ис 6:2-6, Мф 13:42, 26:53, Деян 27:23, От 8:13. Таковы некоторые главные места Св. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
АНГЕЛ
(евр. «посланник», греч. «вестник») – бесплотный служебный дух, имеющий личную природу и созданный Богом для выражения Его воли, а также выполнения различных функций в мироздании. Ангелы в Священном Писании называются различными именами: Ангелами Божиими (см. Иов 1, 6; 2, 1), святыми (см. Дан. 8, 13), живущими на небесах (см. Мф. 18, 10), духами (см. Пс. 150, 6; Евр. 1, 14). Писание, кроме того, говорит о различных чинах Ангелов. Это Херувимы, изображаемые обычно с множеством глаз (см. Быт. 3, 24; Исх. 25, 22; Иез. 10, 1-20), Серафимы (см. Ис. 6, 2), изображаемые с шестью крылами, Начальства, Власти, Господства (см. Еф. 1, 21; Kол. 1, 16), Силы (см. Еф. 1, 21), Престолы (см. Kол. 1, 16), Архангелы (см. 1 Фес. 4, 16; Иуд. 9).
Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что и отражено в члене Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...»; под «невидимыми» здесь подразумеваются Ангелы, сотворенные Господом прежде человека. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, возмутились против Бога и превратились в злых духов. В наказание за это они вместе со своим главой, Люцифером, были низвергнуты в преисподнюю и стали ангелами тьмы, демонами, дьяволами. Остальные были верны Творцу, Kоторый утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это добрые Ангелы, которым, по преимуществу, и усвоено это наименование.
Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми. Образ их явления, всегда неожиданный и чудесный, подтверждает их сверхчеловеческую, чисто духовную природу. Говоря о душе и духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, Священное Писание никогда не говорит о духе Ангелов, подразумевая, очевидно, что они являются чистыми духами (см. Евр. 1, 14; Откр. 1, 4; Мф. 8, 16; Лк. 10, 20), хотя чистым Духом (абсолютно духовным) может называться только Бог (см. Ин. 4, 24; 2 Кор. 3, 17).
Трактат св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» содержит описание 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады. Первая и высшая из них включает Серафимов (евр. «пламенеющие»), Херувимов (евр. «излияния мудрости») и Престолов; вторая – Господства, Силы и Власти; третья – Начала, Архангелов и Ангелов.
Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что и отражено в члене Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...»; под «невидимыми» здесь подразумеваются Ангелы, сотворенные Господом прежде человека. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, возмутились против Бога и превратились в злых духов. В наказание за это они вместе со своим главой, Люцифером, были низвергнуты в преисподнюю и стали ангелами тьмы, демонами, дьяволами. Остальные были верны Творцу, Kоторый утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это добрые Ангелы, которым, по преимуществу, и усвоено это наименование.
Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми. Образ их явления, всегда неожиданный и чудесный, подтверждает их сверхчеловеческую, чисто духовную природу. Говоря о душе и духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, Священное Писание никогда не говорит о духе Ангелов, подразумевая, очевидно, что они являются чистыми духами (см. Евр. 1, 14; Откр. 1, 4; Мф. 8, 16; Лк. 10, 20), хотя чистым Духом (абсолютно духовным) может называться только Бог (см. Ин. 4, 24; 2 Кор. 3, 17).
Трактат св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» содержит описание 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады. Первая и высшая из них включает Серафимов (евр. «пламенеющие»), Херувимов (евр. «излияния мудрости») и Престолов; вторая – Господства, Силы и Власти; третья – Начала, Архангелов и Ангелов.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Ангел
от греч. ??????? — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.
В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).
Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).
В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.
Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).
В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).
В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).
Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.
Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.
Е. Зайцев
Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.
Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).
Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.
Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.
И. Баранов
В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).
Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).
В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.
Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).
В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).
В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).
Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.
Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.
Е. Зайцев
Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.
Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).
Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.
Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.
И. Баранов
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002