АПОЛЛОНИЙ
АПОЛЛОНИЙ
1) Аполлоний из города Перги в Памфилии (ок. 260 — 170 гг. до н. э.), один из величайших математиков Древнего мира, а потому называвшийся «великим геометром». Он получил образование в Александрии и учился у Эвклида и его последователей; 2) Аполлоний из города Тианы в Каппадокии (ок. 50 г. до н. э.), приверженец философии Пифагора. Его считали великим знатоком магии и чудотворцем и рассказывали о нем разные легенды.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
АПОЛЛОНИЙ
губитель). Под сим именем в книгах Маккавейских упоминаются следующие лица: 2Мак 3:5, 7:4 — сын Фрасея, бывший воеводою Килисирии и Финикии и донесший царю Селевку Филопатору о богатствах храма Иерусалимского, вследствие чего тот послал Илиодора похитить оные, но Бог не допустил сего. 2Мак 4:21 — сын Менесфея, посланный Антиохом Епифаном к Птоломею, царю Египетскому, для поздравления его со вступлением на престол. 2Мак 5:24 — вероятно, начальник податей при Епифане, царе Сирийском. 1Мак 3:10-12 — областеначальник Самарии, в царствование Епифана. 1Мак 10:69-79 — наместник Килисирии, при Александре Балисе и Димитрие Никаторе, царях Сирийских. 2Мак 12:2 — сын Гевея, бывший областеначальник при Антиохе Евпаторе.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Аполлоний
1. А. Пергский (Памфилия) (ок. 260 — ок. 170 до н. э.), др.-греч. математик и астроном 2-й пол. 3 в. до н. э. Был учеником Евклида в александрийском Мусейоне, жил и работал преим. в Пергаме. В осн. труде «Конические сечения» (8 книг) дал полное изложение теории конических сечений, развив как аналитич., так и простивные методы. Книги 1-4 дошли до нас на греч., а книги 5 — 8 (об иррациональных числах) — на араб, яз., 8-я книга известна лишь в восстановл. виде. Для объединения видимого движения планет А. построил теорию эпициклов.
2. А. Родосский, др.-греч. эпич. поэт 3 в. до н. э. Был главой библиотеки Мусейона в Александрии, где занимался лит. критикой. Из-за лит. — теоретич. взглядов А. порвал со своим учителем Каллимахом. который не признавал гомеровский эпос в качестве стиля для подражания. Произведение А. «Аргонавтика» («Argonautica») — единств, сохранившаяся до наших дней эпич. поэма. На о. Родос, который стал ею второй родиной, он написал заключительные строки сочинения, посвящ. путешествию аргонавтов. С присущим ему психологизмом изобразил жанровые сцены, любовные приключения, в описании природы использовал научные знания. Поэма пользовалась в Риме большой популярностью. Варрон Атацин перевел ее на лат. яз., она оказала влияние на творчество Вергилия и Валерия Флакка.
3. А. Траллийский, др.-греч. скульптор. Вместе с братом Тавриском создал скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки Амфионом и Зетом. Определ. представление об этой скульптуре дает мраморная группа «Фарнезский бык», очевидно дополн. копия скульптуры А. (первоначально находилась на Родосе, а позднее перевезена в Рим).
4. А., сын Нестора, аттич. скульптор 1 в. до н. э., создатель Бельведерского торса (Рим, Ватикан), а также бронзовой статуи сидящего кулачного бойца (Рим, Музей терм).
2. А. Родосский, др.-греч. эпич. поэт 3 в. до н. э. Был главой библиотеки Мусейона в Александрии, где занимался лит. критикой. Из-за лит. — теоретич. взглядов А. порвал со своим учителем Каллимахом. который не признавал гомеровский эпос в качестве стиля для подражания. Произведение А. «Аргонавтика» («Argonautica») — единств, сохранившаяся до наших дней эпич. поэма. На о. Родос, который стал ею второй родиной, он написал заключительные строки сочинения, посвящ. путешествию аргонавтов. С присущим ему психологизмом изобразил жанровые сцены, любовные приключения, в описании природы использовал научные знания. Поэма пользовалась в Риме большой популярностью. Варрон Атацин перевел ее на лат. яз., она оказала влияние на творчество Вергилия и Валерия Флакка.
3. А. Траллийский, др.-греч. скульптор. Вместе с братом Тавриском создал скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки Амфионом и Зетом. Определ. представление об этой скульптуре дает мраморная группа «Фарнезский бык», очевидно дополн. копия скульптуры А. (первоначально находилась на Родосе, а позднее перевезена в Рим).
4. А., сын Нестора, аттич. скульптор 1 в. до н. э., создатель Бельведерского торса (Рим, Ватикан), а также бронзовой статуи сидящего кулачного бойца (Рим, Музей терм).
Источник: Словарь античности. 1989
Аполлоний
греч. Apollonios).
1. А. Родосский (ок. 295 - 215 до н.э.) - греческий эпический поэт эпохи эллинизма, ученик поэта Каллимаха, учитель Птолемея Эвергета, смотритель Александрийской библиотеки. Покинув Александрию, жил на о-ве Родос. Известен как автор эпической поэмы «Аргонавтика» в 4 кн. (всего 5835 стихов).
2. А. из Перг (260 - ок. 170 до н.э.) - один из известнейших греческих математиков, ученик Евклида. Сохранился его труд «Конические сечения» (8 кн.). Книги 1-4 дошли до нас на греческом языке, книги 5-8 (об иррациональных числах) - на арабском языке, 8-я книга восстановлена по сведениям других авторов. Занимался также астрономией.
3. А. из Тианы (I в. н.э.) - маг, философ, представитель неопифагореизма.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. и введение Г.Ф. Церетели. Тбилиси, 1964; Apollonii Pergaei quae graece exstant cum commentariis antiques, ed. J.L. Heiberg. V. 1-2. Lipsiae, 1891-1893; Кольман Э. История математики в древности. М., 1961; Писарев Д.И. Аполлоний Тианский. Агония древнего римского общества в его политическом, нравственном и религиозном состоянии // Д.И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М., 1984. С. 22-102; Смыка О.В. О композиции «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопр. классической филологии. М., 1971. С. 344-369; Чистякова Н.А. Политическая тенденциозность «Аргонавтики» Аполлония Родосского, время и обстоятельства возникновения поэмы // Язык и стиль античных писателей. М., 1961. С. 206-217.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
1. Аполлоний Пермский (ок. 260 - ок. 170 до н. э.) - греческий астроном и математик, ученик Евклида. В математике известен изучением конических сечений, иррациональных чисел, а в астрономии - теорией эпициклов, объясняющей видимое движение планет на небосводе.
2. Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.) - эпический поэт. В Риме пользовалась широкой популярностью его поэма "Аргонавтика", в которой он отобразил любовные приключения, жанровые сценки, явления природы.
3. Аполлоний Тралийский - греческий скульптор. Вместе с братом изваял скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки братьями Амфионом и Зетом, частью которой являлась мраморная группа "Фарнезский бык", находящаяся сейчас в Неаполе.
4. Аполлоний, сын Нестора - греческий скульптор 1 в. до н. э. Его резцу принадлежит Бельведерский торс, хранящийся сейчас в Ватикане; он создал известную медную статую кулачного бойца.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1. А. Родосский (ок. 295 - 215 до н.э.) - греческий эпический поэт эпохи эллинизма, ученик поэта Каллимаха, учитель Птолемея Эвергета, смотритель Александрийской библиотеки. Покинув Александрию, жил на о-ве Родос. Известен как автор эпической поэмы «Аргонавтика» в 4 кн. (всего 5835 стихов).
2. А. из Перг (260 - ок. 170 до н.э.) - один из известнейших греческих математиков, ученик Евклида. Сохранился его труд «Конические сечения» (8 кн.). Книги 1-4 дошли до нас на греческом языке, книги 5-8 (об иррациональных числах) - на арабском языке, 8-я книга восстановлена по сведениям других авторов. Занимался также астрономией.
3. А. из Тианы (I в. н.э.) - маг, философ, представитель неопифагореизма.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. и введение Г.Ф. Церетели. Тбилиси, 1964; Apollonii Pergaei quae graece exstant cum commentariis antiques, ed. J.L. Heiberg. V. 1-2. Lipsiae, 1891-1893; Кольман Э. История математики в древности. М., 1961; Писарев Д.И. Аполлоний Тианский. Агония древнего римского общества в его политическом, нравственном и религиозном состоянии // Д.И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М., 1984. С. 22-102; Смыка О.В. О композиции «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопр. классической филологии. М., 1971. С. 344-369; Чистякова Н.А. Политическая тенденциозность «Аргонавтики» Аполлония Родосского, время и обстоятельства возникновения поэмы // Язык и стиль античных писателей. М., 1961. С. 206-217.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
1. Аполлоний Пермский (ок. 260 - ок. 170 до н. э.) - греческий астроном и математик, ученик Евклида. В математике известен изучением конических сечений, иррациональных чисел, а в астрономии - теорией эпициклов, объясняющей видимое движение планет на небосводе.
2. Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.) - эпический поэт. В Риме пользовалась широкой популярностью его поэма "Аргонавтика", в которой он отобразил любовные приключения, жанровые сценки, явления природы.
3. Аполлоний Тралийский - греческий скульптор. Вместе с братом изваял скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки братьями Амфионом и Зетом, частью которой являлась мраморная группа "Фарнезский бык", находящаяся сейчас в Неаполе.
4. Аполлоний, сын Нестора - греческий скульптор 1 в. до н. э. Его резцу принадлежит Бельведерский торс, хранящийся сейчас в Ватикане; он создал известную медную статую кулачного бойца.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
АПОЛЛОНИЙ
• Apollonius,
??????????,
1. А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р. X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение: он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму ??????????. Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р. X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще ??????? (рассказы об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма ??????????? состоит из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров и положений, без творческой фантазии излагается в непрерывной временной последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10, 1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты, искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей; подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4 книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil-ем (в Меркелевом издании Аполлония). ср.: Weichert, ?ber d. Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821);
2. А. родом из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал сочинение о конических сечениях, ??????? ?????????, в 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до сих пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе, а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского же перевода известны две книги ????? ????? ??????????, а содержание других сочинений А., напр. ????? ??????? ???? ?????????? ??????, передает Папп;
3. А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок. 50 г. от Р. X. большей частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена примешивались в изобилии воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, которым запрещалось жить в Риме всем вообще философам, и отправился в Испанию и Египет, но позднее вернулся в Рим, а умер, кажется, в глубокой старости в Эфесе. Строго аскетический образ жизни А., согласованный с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников; его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось под его именем только 85 писем;
4. А. из Алабанды (в Карий), у Страбона называемый ???????, переселившись на Родос, преподавал там риторику. Там слушал его в 120 г. до Р. X. Сцевола (Cic. de or. 1, 17, 28);
5. А. Молон (?????, Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом деле лицо, о котором идет речь, называлось просто ?????) переселился из родного города своего Алабанды на Родос, а в 88 г. до Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосцы отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе (т. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия; Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4);
6. А. по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем ???????, заключающий в себе толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773), а затем I. Bekker (1833);
7. А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный ? ????????. Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора М. Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А. — основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу о ????????. Из сочинений его сохранились 4:
a) ???? ?????????? (изд. Bekker, 1818);
b) ????? ???????????? (в Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626);
c) ????? ????????? (т. ж., стр. 477-526 сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollonii scriptaminora, 1878) и
d) ???? ????????? в 4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann, 1878). Присциан, который называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae, в своих institutiones grammaticae взял в основание систему А. [ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878.] Наверное, не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем Аполлония ???????? ?????????, которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением Антонина (Liberalis) и между парадоксографами;
8. А. из Минда (в Карий), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляды на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.
??????????,
1. А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р. X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение: он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму ??????????. Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р. X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще ??????? (рассказы об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма ??????????? состоит из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров и положений, без творческой фантазии излагается в непрерывной временной последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10, 1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты, искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей; подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4 книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil-ем (в Меркелевом издании Аполлония). ср.: Weichert, ?ber d. Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821);
2. А. родом из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал сочинение о конических сечениях, ??????? ?????????, в 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до сих пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе, а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского же перевода известны две книги ????? ????? ??????????, а содержание других сочинений А., напр. ????? ??????? ???? ?????????? ??????, передает Папп;
3. А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок. 50 г. от Р. X. большей частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена примешивались в изобилии воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, которым запрещалось жить в Риме всем вообще философам, и отправился в Испанию и Египет, но позднее вернулся в Рим, а умер, кажется, в глубокой старости в Эфесе. Строго аскетический образ жизни А., согласованный с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников; его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось под его именем только 85 писем;
4. А. из Алабанды (в Карий), у Страбона называемый ???????, переселившись на Родос, преподавал там риторику. Там слушал его в 120 г. до Р. X. Сцевола (Cic. de or. 1, 17, 28);
5. А. Молон (?????, Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом деле лицо, о котором идет речь, называлось просто ?????) переселился из родного города своего Алабанды на Родос, а в 88 г. до Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосцы отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе (т. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия; Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4);
6. А. по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем ???????, заключающий в себе толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773), а затем I. Bekker (1833);
7. А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный ? ????????. Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора М. Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А. — основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу о ????????. Из сочинений его сохранились 4:
a) ???? ?????????? (изд. Bekker, 1818);
b) ????? ???????????? (в Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626);
c) ????? ????????? (т. ж., стр. 477-526 сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollonii scriptaminora, 1878) и
d) ???? ????????? в 4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann, 1878). Присциан, который называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae, в своих institutiones grammaticae взял в основание систему А. [ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878.] Наверное, не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем Аполлония ???????? ?????????, которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением Антонина (Liberalis) и между парадоксографами;
8. А. из Минда (в Карий), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляды на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.