АПОЛЛОНИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПОЛЛОНИЙ
1) Аполлоний из города Перги в Памфилии (ок. 260 — 170 гг. до н. э.), один из величайших математиков Древнего мира, а потому называвшийся «великим геометром». Он получил образование в Александрии и учился у Эвклида и его последователей; 2) Аполлоний из города Тианы в Каппадокии (ок. 50 г. до н. э.), приверженец философии Пифагора. Его считали великим знатоком магии и чудотворцем и рассказывали о нем разные легенды.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АПОЛЛОНИЙ
губитель). Под сим именем в книгах Маккавейских упоминаются следующие лица: 2Мак 3:5, 7:4 — сын Фрасея, бывший воеводою Килисирии и Финикии и донесший царю Селевку Филопатору о богатствах храма Иерусалимского, вследствие чего тот послал Илиодора похитить оные, но Бог не допустил сего. 2Мак 4:21 — сын Менесфея, посланный Антиохом Епифаном к Птоломею, царю Египетскому, для поздравления его со вступлением на престол. 2Мак 5:24 — вероятно, начальник податей при Епифане, царе Сирийском. 1Мак 3:10-12 — областеначальник Самарии, в царствование Епифана. 1Мак 10:69-79 — наместник Килисирии, при Александре Балисе и Димитрие Никаторе, царях Сирийских. 2Мак 12:2 — сын Гевея, бывший областеначальник при Антиохе Евпаторе.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Аполлоний
1. А. Пергский (Памфилия) (ок. 260 — ок. 170 до н. э.), др.-греч. математик и астроном 2-й пол. 3 в. до н. э. Был учеником Евклида в александрийском Мусейоне, жил и работал преим. в Пергаме. В осн. труде «Конические сечения» (8 книг) дал полное изложение теории конических сечений, развив как аналитич., так и простивные методы. Книги 1-4 дошли до нас на греч., а книги 5 — 8 (об иррациональных числах) — на араб, яз., 8-я книга известна лишь в восстановл. виде. Для объединения видимого движения планет А. построил теорию эпициклов.
        2. А. Родосский, др.-греч. эпич. поэт 3 в. до н. э. Был главой библиотеки Мусейона в Александрии, где занимался лит. критикой. Из-за лит. — теоретич. взглядов А. порвал со своим учителем Каллимахом. который не признавал гомеровский эпос в качестве стиля для подражания. Произведение А. «Аргонавтика» («Argonautica») — единств, сохранившаяся до наших дней эпич. поэма. На о. Родос, который стал ею второй родиной, он написал заключительные строки сочинения, посвящ. путешествию аргонавтов. С присущим ему психологизмом изобразил жанровые сцены, любовные приключения, в описании природы использовал научные знания. Поэма пользовалась в Риме большой популярностью. Варрон Атацин перевел ее на лат. яз., она оказала влияние на творчество Вергилия и Валерия Флакка.
        3. А. Траллийский, др.-греч. скульптор. Вместе с братом Тавриском создал скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки Амфионом и Зетом. Определ. представление об этой скульптуре дает мраморная группа «Фарнезский бык», очевидно дополн. копия скульптуры А. (первоначально находилась на Родосе, а позднее перевезена в Рим).
        4. А., сын Нестора, аттич. скульптор 1 в. до н. э., создатель Бельведерского торса (Рим, Ватикан), а также бронзовой статуи сидящего кулачного бойца (Рим, Музей терм).

Источник: Словарь античности. 1989

Аполлоний
греч. Apollonios).
   1. А. Родосский (ок. 295 - 215 до н.э.) - греческий эпический поэт эпохи эллинизма, ученик поэта Каллимаха, учитель Птолемея Эвергета, смотритель Александрийской библиотеки. Покинув Александрию, жил на о-ве Родос. Известен как автор эпической поэмы «Аргонавтика» в 4 кн. (всего 5835 стихов).
   2. А. из Перг (260 - ок. 170 до н.э.) - один из известнейших греческих математиков, ученик Евклида. Сохранился его труд «Конические сечения» (8 кн.). Книги 1-4 дошли до нас на греческом языке, книги 5-8 (об иррациональных числах) - на арабском языке, 8-я книга восстановлена по сведениям других авторов. Занимался также астрономией.
   3. А. из Тианы (I в. н.э.) - маг, философ, представитель неопифагореизма.
   Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. и введение Г.Ф. Церетели. Тбилиси, 1964; Apollonii Pergaei quae graece exstant cum commentariis antiques, ed. J.L. Heiberg. V. 1-2. Lipsiae, 1891-1893; Кольман Э. История математики в древности. М., 1961; Писарев Д.И. Аполлоний Тианский. Агония древнего римского общества в его политическом, нравственном и религиозном состоянии // Д.И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М., 1984. С. 22-102; Смыка О.В. О композиции «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопр. классической филологии. М., 1971. С. 344-369; Чистякова Н.А. Политическая тенденциозность «Аргонавтики» Аполлония Родосского, время и обстоятельства возникновения поэмы // Язык и стиль античных писателей. М., 1961. С. 206-217.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   1. Аполлоний Пермский (ок. 260 - ок. 170 до н. э.) - греческий астроном и математик, ученик Евклида. В математике известен изучением конических сечений, иррациональных чисел, а в астрономии - теорией эпициклов, объясняющей видимое движение планет на небосводе.
   2. Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.) - эпический поэт. В Риме пользовалась широкой популярностью его поэма "Аргонавтика", в которой он отобразил любовные приключения, жанровые сценки, явления природы.
   3. Аполлоний Тралийский - греческий скульптор. Вместе с братом изваял скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки братьями Амфионом и Зетом, частью которой являлась мраморная группа "Фарнезский бык", находящаяся сейчас в Неаполе.
   4. Аполлоний, сын Нестора - греческий скульптор 1 в. до н. э. Его резцу принадлежит Бельведерский торс, хранящийся сейчас в Ватикане; он создал известную медную статую кулачного бойца.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АПОЛЛОНИЙ
   • Apollonius,
         ??????????,
       1. А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р. X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение: он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму ??????????. Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р. X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще ??????? (рассказы об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма ??????????? состоит из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров и положений, без творческой фантазии излагается в непрерывной временной последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10, 1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты, искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей; подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4 книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil-ем (в Меркелевом издании Аполлония). ср.: Weichert, ?ber d. Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821);
       2. А. родом из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал сочинение о конических сечениях, ??????? ?????????, в 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до сих пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе, а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского же перевода известны две книги ????? ????? ??????????, а содержание других сочинений А., напр. ????? ??????? ???? ?????????? ??????, передает Папп;
       3. А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок. 50 г. от Р. X. большей частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена примешивались в изобилии воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, которым запрещалось жить в Риме всем вообще философам, и отправился в Испанию и Египет, но позднее вернулся в Рим, а умер, кажется, в глубокой старости в Эфесе. Строго аскетический образ жизни А., согласованный с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников; его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось под его именем только 85 писем;
       4. А. из Алабанды (в Карий), у Страбона называемый ???????, переселившись на Родос, преподавал там риторику. Там слушал его в 120 г. до Р. X. Сцевола (Cic. de or. 1, 17, 28);
       5. А. Молон (?????, Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом деле лицо, о котором идет речь, называлось просто ?????) переселился из родного города своего Алабанды на Родос, а в 88 г. до Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосцы отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе (т. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия; Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4);
       6. А. по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем ???????, заключающий в себе толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773), а затем I. Bekker (1833);
       7. А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный ? ????????. Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора М. Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А. — основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу о ????????. Из сочинений его сохранились 4:
         a) ???? ?????????? (изд. Bekker, 1818);
         b) ????? ???????????? (в Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626);
         c) ????? ????????? (т. ж., стр. 477-526 сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollonii scriptaminora, 1878) и
         d) ???? ????????? в 4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann, 1878). Присциан, который называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae, в своих institutiones grammaticae взял в основание систему А. [ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878.] Наверное, не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем Аполлония ???????? ?????????, которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением Антонина (Liberalis) и между парадоксографами;
       8. А. из Минда (в Карий), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляды на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Онейротопика эллинистического эпоса: аполлоний Родосский

Теперик Тамара Федоровна
В статье рассматривается онейротопика в «Аргонавтике» Аполлония Родосского.
Читать PDF
0.00 байт

Аполлоний и Аполлинарий: «Жизнь Аполлония Тианского» в полемике язычества и христианства III-V вв

Коньков Дмитрий Сергеевич
Рассматривается динамика образа эллинистического философа Аполлония Тианского в текстах III-V вв.
Читать PDF
0.00 байт

«Аргонавтика» Аполлония Родосского и Великая Греция

Высокий М. Ф.
The region of Great Greece (Sicily and Southern Italy), being a colonial zone mostly developed by Greeks of Hellenic Oykumen, was «the most populous» from the point of view of the Greek mythology.
Читать PDF
0.00 байт

Еще раз к вопросу о ссоре между Каллимахом и Аполлонием Родосским

Завьялова В.П.
В статье рассматривается вопрос о ссоре между Каллимахом и Аполлонием Родосским
Читать PDF
0.00 байт

Аполлоническое и дионисийское начала в творческом методе А. Гауди

Игнатьева Вероника Олеговна
В статье проводится анализ пяти жилых домов, построенных А. Гауди, где прослеживается эволюция творческого метода архитектора в контексте исторических стилей и двух философских начал — аполлонического и дионисийского.
Читать PDF
0.00 байт

Дионисическое и аполлоническое женских портретов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Диброва Елена Иннокентьевна
В статье рассматриваются портреты Аксиньи и Натальи – основных женских героинь романа М. А. Шолохова «Тихий дон» в аспекте дионисизма (языческие начала) и аполлонизма (православные начала).
Читать PDF
0.00 байт

Дионисийство и аполлонизм русских модернистов в рецепции Вячеслава Иванова

Арефьева Наталья Генриевна
В статье исследуются художественные стихии поэтов русского модернизма и их соотношение в восприятии Вячеслава Иванова.
Читать PDF
0.00 байт

Каталог героев в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Викторовна
Одной из особенностей устной поэзии исследователи считают использование каталогов (Гринцер П. 1974: 113). В данной статье рассматривается, как этот композиционный элемент использует в своей поэме Аполлоний Родосский.
Читать PDF
0.00 байт

Типическая гомеровская сцена аристии в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Викторовна
Сопоставив тексты «Аргонавтики» и «Илиады», автор статьи делает вывод, что, с одной стороны, Аполлоний Родосский подчеркивается преемственность своего произведения к эпической традиции в изображении типической сцены аристии и в со
Читать PDF
0.00 байт

Cновидение как элемент поэтики эллинистического эпоса. (на материале «Аргонавтики» Аполлония Родосск

Теперик Т. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

«Аргонавтика» Аполлония Родосского и эпос Гесиода

Рыбакова Ирина Викторовна
Основная цель данной статьи показать, что при создании «Аргонавтики» Аполлоний Родосский ориентировался не только на «Илиаду» и «Одиссею», но и на поэмы Гесиода.
Читать PDF
0.00 байт

Аполлоническое и дионисийское начала искусства в контексте творчества русских писателей-романтиков

Пепеляева С. В.
Анализируются понятия аполлонического и дионисийского начала искусства как отражения его динамичной и рациональной природы на материале повестей «Живописец» Н.А. Полевого, «Художник» А.В. Тимофеева, «Антонио» Н.В. Кукольника.
Читать PDF
0.00 байт

Дионисийское и аполлоническое в романе Джона Фаулза «Мантисса»

Зиннатуллина Зульфия Рафисовна
Статья посвящена влиянию трактата Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» на роман Дж.Фаулза «Мантисса», жанр которого определяется как метароман.
Читать PDF
0.00 байт

Дионисийское и аполлоническое начала в романе Е. А. Нагродской «Гнев Диониса»

Инь Лю
Статья посвящена исследованию проблемы соотношения дионисийского и аполлонического начал в романе Е.А. Нагродской «Гнев Диониса», для чего сделан обзор произведений подобной тематики в русской литературе конца ХIХ начала ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Аполлоническое / дионисийское как фаустовская антиномия в романе Евгения Замятина «Мы»

Степанова Анна Аркадьевна
В статье исследуется специфика осмысления фаустовской темы в романе Е. Замятина «Мы». Конфликт аполлонического и дионисийского рассматривается как модус реализации фаустовской темы.

Похожие термины:

  • Аполлоний, архимандрит Авраамиева смоленского мон

    1789-1792 гг. игумен Троицкого смоленского мон.; 1792 г. архимандрит Авраамиева смоленского мон. {Половцов}
  • Аполлоний, архимандрит Симонова мон

    архимандрит Симонова мон. 1851, † 1861 г. {Половцов}
  • АПОЛЛОНИЙ ДИСКОЛ

    2 в. н.э.) — греч. грамматик Александрийской школы, основоположник греч. синтаксиса. А. Д. установил 8 частей речи, из них, по его мнению, в словосочет. гл. роль играют глагол и имя. А. Д. опред. синтаксис к
  • Сендульсий Аполлоний Дорофеевич

    (1830—1882) — священник, историк Волынского края и видный местный деятель по образованию; напечатал очень много историко-археологических и этнографических исследований и проповедей в "Волынских е
  • Аполлоний, игумен колоцкий

    1838-1853 г. игумен колоцкий; 1853—1859 гг. архимандрит того же мон. {Половцов}
  • Аполлоний, игумен вяземского Предтеченского мон

    1804-1813 гг. игумен вяземского Предтеченского мон. {Половцов}
  • Аполлоний, игумен Спасо-Суморина мон

    1817-1827 гг. игумен Спасо-Суморина мон. (раньше был в Белавиной пустыни). {Половцов}
  • Молон, Аполлоний

    р. ок. 100 до н.э. в Алабанде, Кария) — в кон. 2 в. до н.э. преподавал риторику на о. Родос, где его в 78 до н.э. слушал Цицерон. Как препо-даватель риторики М. пользовался большим авторитетом и считался ведущ
  • АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ

    один из наиболее замечат. математиков Александрийской школы, живший ок. 200 до н.э. Важнейшим трудом А. П. явл. его соч. о конич. сечениях, первые 4 книги к-рого сохран. в греч. подлиннике, следующие 3 — в
  • АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ

    ок. 295 — 215 до н.э.) — др.-греч. поэт и грамматик, родом из Александрии, где заведовал Александрийской б-кой. Позднее переселился на о-в Родос. Его поэма «Аргонавтика» представл. собой самое большое из
  • ДИОГЕН из Аполлонии

    др.-греч. философ-материалист 5 в. до н.э. В своем соч. «О природе» развивал учение милетской материалистич. школы о первовеществе, к-рое он, следуя Анаксимену, считал воздухом.
  • Аполлония

    Деян 17.1)-город в Македонии.
  • История Аполлония, царя Тира

    роман неизвестного автора II в. н. э. Оригинал был, вероятно, греческим, однако са старая из сохранившихся его версий - это латинская переработка V или VI вв., рассказ о непростой судьбе Аполлония, царя
  • АПОЛЛОНИЯ ИЛЛИРИЙСКАЯ

    др.-греч. город (на терр. совр. Албании), крупный экономич. и культурный центр антич. времени. Осн. в 588 до н.э., разрушен в кон. 4 в. н.э.
  • История Аполлония

    лат. приключ. роман (полн. название - «История Аполлония, царя Тирского»), переведенный, вер., в III в. н. э. неизв. автором с недошедшего до нас гр. оригинала. Его сюжет сводится к следующему. Аполлоний пр
  • Аполлоническое и дионисийское начала

    философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполло
  • Аполлонид

    греческий географ I в. до Р.Х., автор «Перипла Европы» от которого сохранились незначительные фрагменты. В частности, Аполлонид упомянут в «Географии» Страбона.  
  • Разговоры Захея с Аполлонием

    произведение неизвестного автора, приписываемое разным христианским писателям, V или (что более вероятно) IV н. э. Написано в форме диалога между христианином Захеем и обращенным языческим философо
  • АПОЛЛОНИДА

       • Apoll?nis,          ?????????, город в Лидии между Пергамом и Сардами. Жители назывались Apollonidenses. Cic. ad Qu. fr. I, 2, 3. Cic. ad Att. 5, 13. Cic. Flacc. 21, 29. 32. Tac. ann. 2, 47.