АРЦЫБАШЕВ
АРЦЫБАШЕВ
Николай Сергеевич (1.XII.1773 - 27.VIII.1841) - рус. историк. Был близок к представителям т. н. "скептической школы", с позиций к-рой написал ст. "Замечания на "Историю государства Российского", сочиненную г. Карамзиным" (1828-29). Не касаясь общей ист. концепции Карамзина, А. критиковал его за излишнее доверие к источникам, напыщенность изложения, обилие примечаний и фактич. ошибки. В статьях "О свойствах царя Иоанна Васильевича" (1821), "О степени доверия к истории, сочиненной кн. Курбским" (1821) и др. выступал апологетом Ивана Грозного. Осн. труд А. - "Повествование о России" (т. 1-3, М., 1838-43), доведен до 1698 (т. 4, доведенный до сер. 18 в., не напечатан) и является комбинированным сводом летописей и др. источников, из к-рых А. произвольно удалял "лишесловие" и материал, по его мнению, "ненужный для потомства". Ценность его труда - в историко-географич. сведениях и критически выверенной хронологии. Лит.: Иконников В., Н. С. Арцыбашев и Н. Г. Устрялов, "РА", 1886, кн. 3, No 9-12; Барсуков Н. П., Жизнь и труды П. М. Строева, СПБ, 1878, с. 147-49, 239-40; его же, Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 2, СПБ, 1889, с. 135-140, 234-64; Венгеров С. A., Критико-библиографич. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, в. 1-21, СПБ, 1889. И. У. Будовниц. Москва.
АРЦЫБАШЕВ
Михаил Петрович (1878, хутор Доброславовка (?) Харьковской губ. – 1927, Варшава), русский прозаик, драматург, публицист. Сын исправника – выходца из обедневшего древнего рода «московских дворян». В 1887–89 гг. учился в Школе живописи и рисования Харькова (всю жизнь был художником-любителем). Чуткая восприимчивость к проблемам и стилю русской классики, отклик на злободневные события в России определили характер ранних рассказов Арцыбашева, полных протеста против лжи, насилия и произвола властей, мотивов «непротивленчества» в духе учения Л. Н. Толстого, симпатии к «маленькому человеку» («Паша Туманов», 1903; «Куприян», 1902; «Бунт», 1904) – и в то же время акцентирующих роль подсознания в поведении героев, рождающих представление о бессмысленности человеческой жизни («Смех», 1902–03). В повести «Смерть Ланде» (1904), которую Арцыбашев считал своим лучшим произведением, писатель впервые в качестве антагониста главного героя-толстовца представил тип циника и имморалиста ницшеанского толка, предвосхитивший образ заглавного героя романа «Санин» (1907) – одного из самых скандальных произведений русской литературы нач. 20 в. Имя Санина стало нарицательным для обозначения героя «безвременья», освободившего себя ото всех социальных и нравственных обязательств, проповедника «новой половой морали» и культа чувственных наслаждений, сам же автор романа привлекался к суду за «порнографию и кощунство». Биологизм в истолковании личности и истории, тяга к натуралистическому описанию крови, ужасов и убийств, представление о человечестве как о «страдающем стаде», которое движется к «черной дыре» – смерти, проявились и в других произведениях Арцыбашева: в посв. первой русской революции 1905–07 гг. рассказах «Тени утра», где с сочувствием, но в то же время с ощущением безысходности выведены образы жертвенных революционеров, «Ужас» (оба – 1905), «Кровавое пятно» (1906); в повестях «Рабочий Шевырев (1909), „Миллионы“ (1914), романе „У последней черты“ (1910), скептически, порою памфлетно-критически изображающих деятельность современных демократических писателей и революционеров; в драмах „Ревность“ (1913), „Закон дикаря“ (1915), „Враги“ (1916) и др. В 1923 г. Арцыбашев эмигрировал в Польшу. Комплекс идей этого писателя (тотальный пессимизм, нигилизм и утверждение „животной“ природы человека) получил в нач. 20 в. название „арцыбашевщина“.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006