АТЛАНТИК

Найдено 1 определение
«АТЛАНТИК»
1 апреля 1873 года Английский пассажирский пароход из-за навигационной ошибки погиб на скалах у побережья Новой Шотландии. Катастрофа унесла жизни 547 человек. В XIX веке существовало множество судоходных компаний, носивших «звездные» названия: «Красная звезда», «Белая звезда», «Голубая звезда», «Золотая звезда» и т.д. Особое место среди этого созвездия занимала «Уайт стар» («Белая звезда»), которую основали в 1849 году два молодых ливерпульских дельца Пилкингтон и Уилсон. Ей принадлежало значительное число парусных судов, совершавших рейсы главным образом в Австралию, где были открыты золотые месторождения и куда сразу кинулись тысячи любителей легкой наживы. В 1867 году флот компании перешел к Томасу Генри Исмею. Исмей имел к тому времени большой опыт по эксплуатации пароходов на Северной Атлантике, так как много лет занимал пост директора трансатлантической компании «Нэшнл лайн». Приобретя парусники «Уайт стар лайн», он решил заменить их железными пароходами и основать новую трансатлантическую линию. Исмей потряс конкурентов размахом строительства — в течение полутора лет для него было спущено на воду шесть первоклассных лайнеров. Судовладелец шел ва-банк, и риск его оправдался. Первые пароходы компании «Уайт стар лайн» типа «Оушеник» внесли свежую струю в развитие судоходства на Северной Атлантике. В основу этих судов были положены три принципа: экономичность, скорость, комфорт. Пароходы принимали на борт по 800 пассажиров. Полная вместимость каждого достигала 5000 регистровых тонн, длина в среднем составляла 140 метров, а мощность машин — 5000 лошадиных сил. Лайнеры пересекали Атлантику со средней скоростью более 15 узлов. Чтобы завладеть «Голубой лентой Атлантики», хозяева компании «Уайт стар», так же как и хозяева других компаний, заставляли своих капитанов идти на необоснованный риск. Это привело к страшному кораблекрушению. Печальная судьба постигла третье судно типа «Оушеник». 20 марта 1873 года пароход «Атлантик» под командованием капитана Уильямса вышел из Ливерпуля в Нью-Йорк в девятнадцатый рейс. Приняв в Куинстауне пассажиров и почту, судно на следующий день вышло в океан. На его борту находились 862 пассажира и члена команды. Первые три дня погода благоприятствовала плаванию, но вскоре сильные ветры заставили капитана Уильямса сбавить ход. Очень тяжело приходилось во время непогоды пассажирам-эмигрантам, которые путешествовали на открытой, заливаемой водой, палубе. Прошел еще день, и начавшийся сильный шторм вынудил капитана идти со скоростью 5 узлов. В сутки пароход проходил только 118 миль. Непогода плохо подействовала на матросов и пассажиров. Участились случаи ссор и драк, матросы начали воровать со склада спиртные напитки. Настроение у всех было мрачное. Трое суток штормовал «Атлантик» в океане, почти не имея хода. Капитан нервничал: он только что поступил на службу в компанию «Уайт стар» и перед выходом в море получил от владельцев строгий наказ прибыть в Нью-Йорк точно в назначенное время. «Атлантик» же явно выбился из графика. 31 марта старший механик заявил, что в бункере осталось всего 127 тонн угля, то есть на 15—20 часов, а до маяка Санди-Хуг предстояло идти еще 460 миль. Воды и продовольствия хватило бы на двое суток. С запада дул сильный ветер, барометр падал. В сложившихся обстоятельствах капитан Уильямс принял правильное решение — идти в ближайший порт Галифакс, пополнить там запасы и переждать непогоду. Хотя Уильямс имел высший капитанский диплом «экстра-мастера» и немало проплавал, однако в Галифаксе никогда не был (так же, как и его четверо помощников). Судно изменило курс и со скоростью 8—12 узлов направилось к канадским берегам. Когда до берега оставалось 122 мили, капитан, оставив на вахте двух помощников, спустился к себе в каюту. Уильямс приказал разбудить себя в 2 часа 40 минут — в это время, по его подсчетам, должен был открытьєя огонь маяка Самбро. Здесь капитан рассчитывал переждать спустившийся на море туман. «Атлантик» продолжал идти с высокой скоростью в 13 узлов… В 2 часа 30 минут впередсмотрящий крикнул: «Прямо по носу земля!» Идти стало опасно. Второй помощник доложил капитану, что судно окружено льдами. Тем не менее «Атлантик» продолжал идти со скоростью 13 узлов. Внезапный крик: «Лево руля!» и «Полный назад!» — и через мгновение сильный удар потряс корпус: судно наскочило на подводные камни. «Атлантик» накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами. На палубе появились испуганные пассажиры. Паника охватила всех. Женщины во тьме искали своих детей, мужья — жен. Началась паническая посадка на шлюпки, но вскоре крен на левый борт увеличился и спустить шлюпки на воду было уже невозможно. Над «Атлантиком» нависла угроза гибели. Капитан приказал всем держаться за снасти и поручни и ждать помощи. Не прошло и двадцати минут, как судно с треском переломилось. Носовая часть «Атлантика» опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро скрылась в бушующих волнах. Оставшиеся в живых полезли по вантам на мачты. Волны перекатывались через разбитое судно. Слева, в каких-нибудь двадцати метрах от гибнущего судна, виднелась береговая скала. Боцман Данн и трое матросов бросились в ледяную воду и переплыли линию прибоя и подводные скалы. Выбиваясь из последних сил, они выбрались на берег и закрепили на скале трос, другой конец которого был на борту обреченного судна. Многих из тех, кто пытался переправиться на берег по этому тросу, смывало в море волнами прибоя, к тому же не всем удавалось долго держаться за укрепленный над бушующей бездной трос; руки коченели от сильного холода, и люди падали в воду, смытые волнами. И все-таки пятьдесят человек спаслись таким образом. Лишь на рассвете местные рыбаки смогли спустить на воду первые шлюпки. Около шести часов утра всех оставшихся на борту людей сняли с судна и доставили на берег. Но не все матросы и пассажиры, вцепившиеся окоченевшими пальцами в снасти, дождались спасения. Капитан Уильямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца. Среди немногих спасенных не было ни одной женщины, а из детей каким-то чудом уцелел один мальчик… При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что «Атлантик» наскочил на камни острова Марс в семи милях за маяком Самбро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле «Атлантик» должен был оставить его справа. Эта ошибка стоила очень дорого: из 862 человек, находившихся на борту судна, в живых осталось всего 316. И во всем случившемся во многом был виноват капитан Уильямс, который знал, что находится в опасном районе, но не приказал своим подчиненным периодически делать промеры глубин. Сам он остался жив и отделался сравнительно легким наказанием — его лишили капитанского диплома. На суде владельцы парохода, пытаясь уйти от ответственности, заявили, что основная причина кораблекрушения заключалась в нехватке угля, а это произошло якобы оттого, что кто-то смешал уэльский уголь с обычным, и поэтому для получения максимальной скорости пришлось сжигать вместо пятидесяти пяти тонн в сутки семьдесят. Однако о преступно высокой скорости судна у незнакомого берега на суде, так же как и о безграмотности помощников капитана, служащие компании «Уайт стар» предпочли умолчать. Гибель «Атлантика» была одной из самых тяжелых трагедий на Атлантическом океане. Лишь через 40 лет мир потрясли сообщения о новых кораблекрушениях, по сравнению с которыми померкли события грозной весенней ночи 1873 года.

Источник: 100 великих кораблекрушений. 2015

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Альманах «Русская Атлантида» как реализация культурноисторического опыта русских уроженцев Китая (к

Сёмочкина Екатерина Ивановна
В статье рассматривается и анализируется процесс создания и издания альманаха «Русская Атлантида» как реализация богатейшего культурно-исторического опыта, накопленного в русском городе Харбин с конца XIX века по конец 1950-х годо
Читать PDF

Платон и Атлантида. Обзор книги: Rudberg, Gunnar. Atlantis and Syracuse. Did Plato’s Experience on S

Афонасина Анна Сергеевна
В книге рассматриваются различные мнения об Атлантиде, начиная с поздней античности и до начала XX века.
Читать PDF

Русская атлантида

Тесля Андрей
Читать PDF

Пам’ять як об’єкт метарефлексії у спогадах Анджея Хцюка «Атлантида» й «Місяцева земля»

Дуркалевич Вікторія Володимирівна
У статті проаналізовано головні аспекти дискурсу пам’яті в автобіографічній прозі Анджея Хцюка.
Читать PDF

Подводно – археологическая экспедиция РГО «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента

Э. М. Эльдаров
Читать PDF

Россия и «Новая Атлантида»

Маркелов К.А.
Читать PDF

«РУССКАЯ АТЛАНТИДА» (О КНИГЕ О. Т. ЕРМИШИНА «ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ XX ВЕКА»)

Читать PDF

Проблема происхождения океанов и вопрос об Атлантиде

Л. А. Пухляков
Читать PDF

Прикарпатська Атлантида: німецько-протестантські спільноти Коломиї та Станиславова (ХІХ - 1-ша пол.

Іван Остащук
Досліджено історію протестантських спільнот, які виникли в німецьких колоніях Коломиї та Станиславова у XIX першій половині XX ст. внаслідок соціальної політики Австро-Угорської імперії.
Читать PDF

"Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика

Бурлина Елена Яковлевна
Фундаментальный труд профессора Г.Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства» обсуждался на конференции его памяти в Москве, в марте апреле 2018 г. В отечественной культуре 1917 1932 гг.
Читать PDF

«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона как текст культуры в аспекте глобализации

Бубнихин Алексей Андреевич
На основе понятия «текст культуры» автор анализирует произведение Ф. Бэкона «Новая Атлантида» в аспекте глобализации. Автор поясняет связь терминов «текст культуры» и «картина мира».
Читать PDF

Может ли Атлантида быть «Славным прошлым» фарерских островов? Античная традиция в лирике Й. Х. О. Дж

Маркелова Ольга Александровна
В статье рассматривается обращение к античной традиции в лирике Й. Х. О. Джюрхуса (1881-1948) крупнейшего поэта Фарерских островов, переводчика Гомера и Платона.

Похожие термины:

  • АТЛАНТИДА

    из сочинений Платона известно об этом огромном острове в Атлантическом океане и о его жителях, отличавшихся непомерной гордостью. Желая наказать атлантов, Зевс приказал Океану поглотить остров.
  • Атлантиды

    область Атлантид – термин, использовавшийся Г.П. Леоновым (1985, с.66) для Северо-Атлантических областей палеозоид, которые включают Европейские и Американо-Гренландские горно-складчатые сооружения.
  • Атлантизм

    сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически - западный сектор человеческой цивилизации, стратегически - союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая иде
  • Катастрофа самолета MD-11 над Атлантикой

    2 сентября 1998 года в небе над Атлантикой потерпел катастрофу самолет «Макдоннел-Дуглас» (MD-11) швейцарской авиакомпании «Суисс эйр». Погибли 229 человек, в том числе два ребенка. Погода была облачная,
  • Боинг-747 взорван в небе над Атлантикой

    23 июня 1985 года у побережья Ирландии разбился «Боинг-747» авиакомпании «Эйр Индиа». Погибли 329 человек. Наиболее вероятная причина катастрофы — взрыв бомбы на борту. Летом 1985 года в историю гражданск
  • Атлантический кабель

    (Atlantic Cable) соединил Европу и Сев. Америку телегр. связью. Первая попытка проложить телегр. линию между Валентайн Бэй (Ирландия) и Тринити Бэй (Ньюфаундленд) предпринята в 1857. Подвод. кабель на океан. д
  • Атлантический океан

    второй по величине (после Тихого), площадь которого с прилежащими морями составляет 93 млн. кв. км. Наиболее древние отложения (средняя юра) вскрыты бурением у побережья С. Америки. В позднем триасе з
  • Самолет Боинг-747 взорвался над Атлантикой

    17 июля 1996 года после взлета из нью-йоркского аэропорта имени Дж. Кеннеди взорвался в воздухе и рухнул в Атлантический океан пассажирский самолет «Боинг-747-131». Погибли 249 человек. Страшная трагедия,
  • Катастрофа Боинга-767 над Атлантикой

    31 октября 1999 года «Боинг-767-366» египетской авиакомпании, летевший из Нью-Йорка в Каир, рухнул в Атлантический океан. Погибли 202 пассажира и 15 членов экипажа. 31 октября 1999 года у побережья штата Массач
  • Битва за Атлантику I 1-я мировая война

    Нем. кампания по выводу Великобритании из числа воюющих держав путем уничтожения торговых судов, доставлявших ей продовольствие через океан, достигла пика в 1917, когда были потоплены суда водоизме
  • Битва за Атлантику II 2-я мировая война

    В четырехлетней битве (1940-44) англ. королевский флот и авиация вели борьбу с нем. судами и подводными лодками, самолетами, акустическими, магнитными и контактными минами, нейтрализуя попытки застави
  • Битва за Атлантику

    Битва за Атлантику (Atlantic, battle of the), (1939- 1945), назв. ряда мор. операций во время 2-й мировой войны, происходивших в Атлантике, Карибском море и сев. морях Европы. Герм, и итал. подводные лодки при поддержке
  • Атлантикус

    псевдоним немецкого ученого Карла Баллода, автора известной книги "Государство будущего", вышедшей в Германии в 1900 г. (Русск. изд. Всер. Центр. Союза Потр. Общ. Москва. 1920 г.). В этой книге Баллод доказы
  • Атлантис

    Один из эсминцев ВМФ Германии во время 2-й мировой войны. Первоначально построен на верфях Бремена как грузовое судно "Гольденфельс". Вскоре после начала войны был поставлен в док и за четырнадцать
  • ПОХОД РЕЙДЕРА АТЛАНТИС

    Стоял май 1940 года, шла война, армии нацистской Германии победоносно продвигались на запад, и когда впередсмотрящий британского лайнера «Сити оф Эксетер», бороздившего воды Южной Атлантики, доложи
  • Атлантическая хартия

    Атлантическая хартия (Atlantic Charter), совместная декларация о принципах послевоен. устройства мира, подписанная главами пр-в США и Великобритании Ф. Д. Рузвельтом и У. Черчиллем 14 авг. 1941 г. А.х. предусмат
  • АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ 1941

    14 августа, декларация глав правительств США и Великобритании, в к-рой в общей форме говорилось о целях войны против фашистской Германии и ее союзников, послевоенном устройстве мира, в частности об
  • СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ 1949

    договор, заложивший основу создания НАТО (NATO, сокр. от North Atlantic Treaty Organization (Организация Северо-атлантич. договора)), агрессивной воен. группировки, направ. против социалистич. стран и нац.-освободит. д
  • АТЛАНТИЧЕСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК

    (англ. Atlantic Bronze Age), или комплекс карпоязычного меча. Бронзовая индустрия, которая развивалась на западном побережье Франции от Бретани до Жиронды в 1000–500 гг. до н.э., имела тесные связи с Британией и
  • АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

    один из климатических периодов, на которые делится голоцен по схемам Блитта и Сернандера. Следует за бореальным, предшествует суббореальному. Соответствует голоценовому оптимуму, альтитермалю и